Исследовательская работа по стихам А.Барто Растём вместе с книгами


Всероссийский конкурс
литературно-художественного творчества
«Шедевры из чернильницы»
Исследовательская работа

Номинация «Литературное краеведение»
42227583820 Нартова Маргарита Алексеевна
31 июля 2005 года
399346 Липецкая область
Усманский район
село Завальное
улица Школьная д.133 кв.1
телефон: 89205029198
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Завальное
399346 Липецкая область
Усманский район
село Завальное
улица Школьная д.147
телефон:8(47472)25545
Руководитель:
Хорпякова Юлия Васильевна
2016 год

Цель работы: сбор и систематизация материала о жизни и творчестве Агнии Львовны Барто.
Задачи:
- Изучить литературные и документальные источники о жизни и творчестве Агнии Львовны Барто.
-Определить с помощью опроса среди учащихся 3-4 классов, учителей, родственников, почему стихотворения, написанные поэтессой много лет назад, до сих пор любимы и читаемы детьми всех возрастов.
- Изучить особенности поэтического слога талантливейшей писательницы, привить интерес к её поэзии, к книгам.
- Собрать краткую информацию о знаменательных событиях жизни и творчества великой детской поэтессы А.Л.Барто.
Агния Барто родилась в Москве в 1906 году. Появилась она в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова, который и привил ей с самых ранних лет любовь к чтению, к великим русским поэтам и писателям. Писать она начала с детства в младших классах. Это были стихи о влюбленных принцах. И лишь потом, когда стала постарше, написала стихи о своих подружках. С тех пор ее стихи стали отличаться доступностью, понятностью, юмористичностью, как бы выражением детских чувств. Стихи Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении. Она писала не только стихи, а песни и различные комедии для представлений в театрах и снятия фильмов. После войны А.Л. Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием.
4885055-27940В 1925 ей исполнилось 19 лет. Она принесла в издательство свои первые стихи: «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Так началась её творческая деятельность.
Детские стихи Агнии Барто я услышала еще в детском возрасте, когда ходила в садик. Они очень легко и сразу запоминались. Тогда я читать еще не умела, но запоминала наизусть многие стихи этой поэтессы. Самые известные из них – это «Мишка», «Деревянный бычок», «Машенька растет» и «Зайка». Уже в школе я узнала, что все они написаны Агнией Барто.
4956175570230Поэтому я решила провести небольшой опрос среди учеников 3 и 4 классов, учителей и взрослых родственников. Им были заданы вопросы:
1.Узнаете ли Вы женщину на фотографии?
2.Знакомы ли Вам стихи Агнии Барто?
3.Какое стихотворение Агнии Барто Вы знаете наизусть?
3481070260350-116205260350Результаты опроса показали следующий результат:
Оказывается, что стихи Барто знают не только мама, папа, бабушка, но и прабабушка тоже.
Знаменитые «Идет бычок, качается…», «Наша Таня громко плачет…», «Уронили мишку на пол…» ассоциируются с первыми шагами малыша, первым словом «мама», первой воспитательницей, первым школьным звонком. Стиль этих любимых строк очень легкий, автор разговаривает с ребенком, будто ровесник, на понятном ему языке. «Игрушки» заслужили всенародную популярность. Основной ценностью этих стихов является язык, которым они написаны. Он прост настолько, насколько это возможно. В них поэтесса постаралась воспроизвести лексику детской речи. Они рассчитаны на детишек, которые только учатся разговаривать. Больше всего мне нравится, что все стихотворения описывают какой-нибудь случай, историю. Вроде обыденный случай из жизни, но вместе с героем произведения вместе играешь, переживаешь,- не упадет ли бычок, когда идет по доске, как ему трудно сохранить равновесие. Или как девочки играют в санитарок («Мы с Тамарой»), раскладывают бинты, уколы. Её стихи не только легко читаются и запоминаются, но и многому учат. Например, в стихотворениях «Девочка-рёвушка», «Помощница», она в стихотворной форме рассказывает о том, как правильно надо себя вести детям. Мне кажется, что в рифмованной форме это достигается намного лучше. Детям такие стихотворения лучше запоминаются и они быстрее улавливают смысл.
Агния Львовна пишет стихи «на вырост» — и это, очевидно, удлиняет их жизнь. Проходя со своим читателем по всем ступенькам детства, поэтесса не только стремится открывать ребёнку мир — мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к этому миру. Не забросить Мишку с оторванной лапой, не забыть щенка, дать щеглу напиться, позаботиться о зелёном лимоне на подоконнике, присмотреть за чужим малышом, который всего на два года тебя младше, — всё это становится естественным движением ребёнка в стихах Барто для самых маленьких. Вообще, каждое её стихотворение — какой-то факт детской жизни, и мы можем проследить эту жизнь на страницах всех томов собрания сочинений Агнии Барто.
3178810-1905Все знаменитые люди в нашей стране выросли на книгах А.Барто.
А. Фадеев писал в 1955 году, что она принесла много радости и пользы «детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!». В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи поэтессы.
Стихи А.Барто переведены на 72 языка и печатаются в разных странах.
Мы подрастаем, и вместе с нами «вырастают» стихи Агнии Барто. Они рассказывают нам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. Точно с такими мальчиками и девочками встречаемся мы в школе, во дворе. Барто, как художник, пишет портреты ребят. В ее книгах мы находим целую «портретную галерею». Танечка, Вовка, Настенька – это не выдуманные персонажи поэтессы. Это ребята с соседней улицы.
Барто подчас смеётся над тем, что вовсе не шутка, и невесело, и нерадостно: она осмеивает недостатки ребят и те нездоровые явления, с которыми мы ещё часто встречаемся и дома, и в школе, и на улице. Барто смеётся над ребятами весело и не зло: она не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека, — она знает, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек, у них всё впереди, они не безнадёжны в дурных поступках и могут стать иными. Она верит, что они могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами и работниками на родной земле. Её насмешки в стихах не ранят, не убивают, а заставляют, как бы со стороны оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись.
Агния Львовна прожила интересную, насыщенную событиями жизнь. Всю себя она посвятила служению людям. Она – чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любого возраста то малышей до мам и пап.
Сегодня особенно нам нужны её стихи, где высмеивается плохое поведение детей, жестокое обращение сверстников, когда нередко можно услышать выражение «брошенный ребёнок». Та, неизвестная сторона творчества А.Л.Барто, актуальна сегодня. Она учит нас дарить людям счастье.
Замечательные стихи не стареют – их знают наизусть и любят многие поколения читателей.
Поэтессы нет с нами, она умерла 1 апреля 1981 г., но из нашей памяти её стихи не сотрутся никогда. Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение. 17 апреля 2016 года поэтессе исполнилось бы 110 лет.
Аннотация к работе.
Исследовательская работа «Растём вместе с книгами», посвящена 110-летию со дня рождения детской поэтессы Агнии Львовны Барто. В ней содержится материал о жизни и творчестве А.Барто. В процессе исследования проведён опрос, с помощью которого выяснилось, что стихи этой замечательной поэтессы знакомы всем с самого раннего возраста и помнят их наизусть даже наши прапрабабушки и прапрадедушки. Они очень легко читаются и быстро запоминаются. Это те стихи, которые останутся с нами на всю жизнь. Они рассказывают нам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. Каждое стихотворение Агнии Львовны — какой-то факт детской жизни, и мы можем проследить эту жизнь на страницах всех томов собрания её сочинений.
Мы растём вместе с книгами.
Заявка
на участие в областном этапе Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы»
1 Фамилия, имя, отчество участника Нартова Маргарита Алексеевна
2 Домашний адрес участника
(с индексом) 399346 Липецкая область
Усманский район
село Завальное
улица Школьная дом 133 кю. 1
3 Число, месяц, год рождения 31 июля 2005года
4 Паспортные данные (свидетельство о рождении): серия, номер, когда и кем выдан 1-РД №685150
выдан 11 августа 2009 отделом ЗАГС Уманского района Липецкой области
5 Юридическое название образовательной организации, согласно печати Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Завальное
6 Почтовый адрес (с индексом) образовательной организации 399346 Липецкая область
Усманский район
село Завальное
улица Школьная дом 147
7 Телефон, факс образовательной организации (с указанием телефонного кода) телефон 8(47472) 2-55-45
факс 8(47472)2-55-75
8 Адрес электронной почты образовательной организации (обязательно!) zavshkola@yandex.ru
9 Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), подготовившего участника Конкурса Хорпякова Юлия Васильевна
10 Название конкурсной работы, краткое описание, уточнение форматов, прочая дополнительная информация Исследовательская работа
«Растём вместе с книгами», посвящённая 110-летию со дня рождения детской поэтессы Агнии Львовны Барто.
11 Подпись руководителя образовательной организации 12 Печать образовательной организации (должна четко читаться)