Урок-исследование об оккупации станицы Натухаевской Краснодарского края (по воспоминаниям малолетних узников)


Учитель кубановедения
МБОУ СОШ № 26
Сытник Н.Г.
Урок – исследование «Дети войны об оккупации станицы Натухаевской во время Великой Отечественной войны»
Цель:
1. Рассказать о судьбах детей, малолетних узников – малоизвестной страницы истории Великой Отечественной войны
2. Рассказать об ужасах творимыми фашистами на территории родной станицы Натухаевской3. Воспитать чувство патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению.
Оборудование: мультимедийная презентация, проекты учащихся «Победа деда моя Победа», «Судьба моей семьи в ВОВ»,выставка книг о войне.
Гости: малолетние узники станицы Натухаевской- Башкатова Н.И.Карпеш М.И.
Ход урока

Эпиграф: «Мы в сердце боль войны несем,
Таков удел, друзья.
Забыть на свете можно все,
Войну забыть нельзя»
Учитель:
21 июня 1941 года жизнь в нашей стране очень изменилась. Фашисты вторглись в наш край как грабители и насильники. Расстрелы, казни на виселицах, истязания и пытки стали обычными для фашистов средствами управления на занятой территории.
Пo всему краю и в Новороссийке появились «душегубки» - это машины с герметически закрытыми кузовами и специальным устройством для отравления людей. В них вталкивали людей и отправляли к противотанковому рву на окраине города. За городом есть памятник «Непокоренным», на этом месте лежат 32 тыс. мирных жителей, погибших в муках, удушенные углекислым газом.

Сегодня мы посвящаем урок памяти нашим землякам, труженикам тыла, вдовам, детям войны нашей станицы, которые стали свидетелями войны.
Дети войны – им не пришлось с оружием в руках защищать Родину, но им выпала поистине трагическая роль. Война отняла у них детство и здоровье. Детская память наших бабушек, прабабушек хранит воспоминания о военных днях, когда трудоспособные мужчины ушли на фронт, а на их долю выпали суровые и бесчеловечные испытания.
Ученик (данные исследовательской работы)
Наша родная станица была в оккупации с 22 августа 1942 г. по 21 сентября 1943 года. Немцы ехали со стороны гор на мотоциклах, танках. Танки шли напрямую, ломая заборы и даже хаты – мазанки. Немцы занимали лучшие для себя дома, а хозяев выгоняли в сараи. Заходили и забирали все подчистую. Забирали все: кур, коз, коров. Фашисты всех гоняли на работу, рыть окопы, строить дороги.
В один из дней фашисты собрали 30 детей станицы в возрасте от 13 лет до 15 лет во дворе комендатуры и увели. Больше этих детей никто не видел и никто из них не вернулся.
В Натухаевской на кладбище есть один скромный памятник, установленный на могиле, в которой покоятся останки двух женщин: Натальи Адайкиной и Натальи Реус, а также их семерых детей. Самый младший из них погиб в день своего рождения, прожив на этом свете всего несколько минут.
Станичники помогали партизанам, чем могли. И хлебом тоже. Немцы догадывались об этом и издали указ, в котором запрещалось всякое взаимодействие с партизанами. А хлеб разрешали печь на семью не более двух буханок в день. За нарушение указа - расстрел.
Н.Адайкинаи Н.Реус решили сообща напечь хлеба для своих семей. Испекли 12 штук, но именно в этот день фашисты устроили облаву. Ворвавшись в хату, где на столе остывали караваи, они тут же избили женщин и заперли их в подвале. После нескольких дней допросов решили устроить публичную казнь.
На окраину станицы согнали натухаевцев, выставили усиленную охрану и привезли пленников. Старшая дочь была беременна, скоро ей предстояло родить. Один из палачей на глазах у всех присутствующих, штыком винтовки распорол ей живот и тут же заколол закричавшего младенца. Расстреляли всех , не пожалев даже малых детей, а родственникам запретили хоронить убитых. И только через несколько дней сестрам ночью удалось похоронить убитых всех вместе в выкопанной руками, одной общей могиле.Сообщение ученицы: «По воспоминаниям Сытник Фаины Петровны»
«Это были прекрасные дни. Огромной ватагой мы бежали в школу, прыгали, играли в мяч, в общем веселись. Наступили каникулы, и мы стали помогать совхозу, пропалывать кукурузу. Было весело, и мы радовались жизни и вдруг война. По радио нам объявили о вторжении немецких войск, Это было страшно. Со всех ног мы бежали к своим родителям домой. Все вместе плакали и переживали. Вскоре мои братья и отец ушли на фронт.
Началась тревожная военная жизнь. Однажды в воздухе послышался тревожный свистящий звук. Вскоре показались неясные очертания самолета. - «Это немцы, они бомбы будут бросать, ложитесь!» - кричала моя сестра Мария. Я, где стояла, так и упала. Через две секунды мы услышали взрыв – один, другой. В 100 м от нас взорвался дом моей тети. Возле печки, в 30 м – убило мою лучшую подругу, идущую по воду. Спустя немного времени в станице стали появляться мотоциклы. Они оккупировали всю станицу.
Мне и моим подругам было по 14 лет, и нас заставляли рыть окопы на окраине станицы. Там молодые девчата, старики и женщины прокладывали дороги для немцев через леса. Работали в специально огороженных участках. Мы с подругой знали, что нас отправят в Германию. И тогда мы решились на побег. Поздно вечером мне удалось своей шпилькой, открыть дверь сарая, где нас запирали. На это ушло полтора часа.
Это был путь к свободе. К сожалению, другие девчонки и моя подруга отказались бежать вместе со мной, т.к. боялись, что нас снова найдут и расстреляют. Я бросилась бежать одна, даже не оглядываясь. Бежала долго, было трудно, но видимо мне помогал сам бог. От усталости я упала и заснула тяжелым сном. Наступило утро, и я поняла, что заблудилась. Но, по солнцу, мне удалось определить, где я находилась. Но я не могла идти домой, ведь везде на каждой улице стояли постовые с немцами. Пришлось ждать ночи. И вот я дома. Но немцы меня разыскивали по всей станице. И, слава богу, не нашли. Я пряталась в старой взорванной кухне среди обломков (мама приносила мне туда еду). Мне было там очень неудобно и страшно, но я знала, что, если я хоть раз высуну свою голову, то смерти не миновать.
Прошло три недели. Лежа среди руин, я услышала русскую речь русских солдат. Радости моей не было предела! Я, наконец, вышла из руин на улицу. Тяжелые русские танки, минометы казались мне чем- то родным и я уже чувствовала скорую победу. Этот момент навсегда запечатлелся в моей памяти».
Из выступления малолетней узницы Карпеш М.И.
… «На глазах моей мамы немцы согнали жителей станицы, мужчин, подростков и приказали копать окопы в лесу, а женщин отправили домой за одеждой, продуктами для отправки в Германию. И в этот короткий промежуток времени немцы начали стрелять, а кого и живьем толкали в этот ров. Маме до сих пор видится в глазах эта картина.
В своей памяти я до точности могу воспроизвести гул наших самолетов и гул немецких бомбардировщиков, от которого мы дети убегали в лес. У моей школьной подруги отец был руководителем партизанского отряда, и когда его взяли фашисты, он был жестоко избит так, что вся сорочка была посечена и на ней запеклась кровь. Когда мама принесла ему другую, ей вернули ту страшную. С ней случился нервный срыв и в итоге неизлечимая болезнь – эпилепсия. Отец был замучен допросами и умер. Но это было только начало войны и всех несчастий…»
Ученик: По воспоминаниям Н.И.Перкун Родилась и выросла Наталья Ивановна в ст. Натухаевской, Анапского района Краснодарского края. До войны детство было у нее, как и у всех, хотелось всего: и сладкого, и покушать хорошо, и одеться тоже. Но голод выпал на ее долю, многие умирали. Умерла и ее бабушка в 1933 году. Мама была осуждена на 3 года, за то, что унесла горсть колосков пшеницы с поля. Наталья выжила и до войны пошла в школу. Первой учительницей была Нина Васильевна Дидыч. А во второй класс ходить не пришлось: началась война, в августе 1942 года пришли немцы в станицу Натухаевскую.
Наталья Ивановна вспоминает: «Они ехали со стороны гор на мотоциклах, танках. Танки шли напрямую, ломая заборы и даже хаты-мазанки. Немцы занимали лучшие дома для себя, а их выгнали в сарай. Забрали все: кур, коз, корову - опять голод. Зима с 1942 на 1943 год была очень суровая, и немцы в этот сарай загнали своих лошадей-тяжеловозов. У нас остался только один уголок. Кормили коней, раскрывая дома под камышом, но лошади погибли. Тогда всю нашу семью: родителей, дедушку, бабушку и детей поставили к стенке, чтобы расстрелять за то, что мы якобы потравили лошадей. Ужас, страх, слезы, крик – не передать словами. Даже сейчас все как будто вижу: начали стрелять, но пули летели то вверх, то по сторонам, наверное, просто пугали. Но, к счастью, приехал наш русский ветврач и сказал, что лошадей накормили травой - горицвет, поэтому они и подохли. А до войны в этом сарае принимали травы, был заготпункт, вот и была здесь трава-горицвет. Так мы и остались живы».
И еще один эпизод из военной жизни не дает ей покоя все это время. Напротив семьи Перкун жила семья Курганских. У них было два сына и две дочери. Сам хозяин работал заведующим почтой. Одна из дочерей - Нина, жила на Ионивке (окраине станицы), у нее был маленький ребенок. Когда началась война, отец и сыновья ушли в лес в партизанский отряд. А Нина с ребенком ночью им носила продукты, то, что могла приготовить. Кто-то выследил и предал их. Вначале арестовали отца, затем сыновей, и к их дому подъехала машина-душегубка. И они видели через свои окна, как их прикладами загоняли всех туда, и Нину с ребенком тоже увезли. Они все плакали навзрыд, жалели их, хорошие очень были соседи, но помочь ничем не могли, винят себя в этом, что не спасли, не помогли. «Я и до сих пор боюсь, вспоминая эту душегубку. Трудно вспомнить об этом сегодня. Надеемся, что это никогда не повториться», плачет, рассказывая, Наталья Ивановна Перкун.
Выступление малолетнего узника войны Башкатовой Нины Ивановны
«Я родилась 8 февраля в 1935 году в хуторе Грекомайском, Анапского района. В нашей семье было четверо детей. Началась война, и папа сразу ушел на фронт. В 1942 году мы оказались в оккупации. Нас закрыли в школе. Была вырыта траншея и первую партию жителей расстреляли. В другой траншее должны были расстрелять нас, но нам удалось бежать. Но немцы нас все- таки настигли и отправили на Темрюк, а далее на Керчь. Часто наблюдали воздушные бои немцев и русских. И были рады, что наши победили. Наконец мы возвращались на Кубань, до Ростова поездом, далее, где пешком, где русские военные помогали.
Сразу после оккупации открылась школа, но жили бедно. Одевать и обувать было нечего. Спасибо, нам помогало районо, подарив на семью ботинки. Мы с братом ходили в школу в одних ботинках: я училась до обеда, он одевал их в школу после обеда. Если приходилось оставаться после уроков, то брат шел босиком в школу, а там уже менялись ботинками. Писали на бумаге, что оставалась от гильз, снарядов. Ее парили и сшивали из нее тетради. Позже стали писать на бумаге из бумажных мешков . И только в 4 классе мы писали в чистых тетрадях, но тогда, когда приезжала комиссия из районо. Ручек и карандашей не было. Нам в школе давали перья, мы их привязывали к палочкам. Так получалась ручка.
На Новый год рубили в лесу дубовые ветки, несли домой. Игрушек для украшения не было: украшали желудями, лесными грушами и яблоками – кислицами. Так жили…продолжение на планете Земля!
Учитель:
21 сентября 1943 года частями 56 Армии станица Натухаевская была освобождена от немецко-фашистских захватчиков оперативно-разведывательным отрядом под командованием майора Перминова.
Больше года хозяйничали немцы в станице. Расстрелы и убийства ни в чем не повинных заложников стали чуть ли - не обыденным явлением. Все это вызывало большой гнев и ненависть к врагу среди жителей станицы. И они всеми доступными средствами сопротивлялись вражескому произволу. Помогали партизанам, которые организовав в горах свои опорные пункты, доставляли немцам много неприятностей своими боевыми операциями.
Много погибло станичников во время войны, но память о них всегда будет в наших сердцах.
Пусть больше никогда чёрные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!
Ученик:
Война – это то, что отнимает жизнь. Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше, ни солнца, ни травы, ни детей. У нас не было детства, которое отняла война. Возможно, это заставит нас задуматься, измениться к лучшему, задуматься над тем, как надо любить и ценить свободу, как сохранить честь и совесть, как воспитать в себе высокое достоинство человека.
Звучит песня «Дети войны» (сл. И.Резника, муз.О.Юдахиной)
Приложение
443865125730

Карпеш М.И. и Башкатова Н.И. на встрече с учениками

В гостях у Перкун Н.И.

У памятника «Непокоренным»