Концептуальный план проекта ГО-история и современность


Игнатьев Андрей Васильевичучитель истории МБОУ «СОШ № 12»
г. Ангарск, Иркутская область
Концептуальный план проекта:
«Гражданская оборона: история и современность»
Содержание:
Преданализ проекта.
Концептуальный модуль образовательного проекта
Этапы внедрения проекта
Преданализ проекта.
Сильные стороны организации:
1.Постоянный коллектив.
2.Высокая квалификация педагогов.
3.Укомплектованность библиотеки.
4.Сложившаяся система повышения квалификации педагогов. Слабые стороны организации:
Площадь здания недостаточна для комфортного проведения всех мероприятий.
Недостаточное количество финансовых средств, для улучшения материально-технической базы.
Внешние возможности:
1.Организация занятости детей во внеурочное время.
2.Участие в государственных программах.
3.Сближение школы и общественности.
4.Система городских, областных, всероссийских олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности. В том числе с использованием дистанционных технологий.
5.Система дополнительного образования.
6.Взаимодействие с другими социальными структурами. СС и ВВ
Используя сильный кадровый состав ОУ, проводить мероприятия различной направленности и форматов. При этом взаимодействуя с другими социальными структурами, государственными и общественными организациями. Для более полного удовлетворения социальных потребностей и государственных требований. СЛ и ВВ
- участие в государственных программах по улучшению материально-технической базы.
- использование при проведении мероприятий, как пришкольной территории, так и возможности, а также материально-технической базы других социальных структур, общественных организаций и т.п.
Угрозы:
1.Недостаточная мотивация учащихся на получение всего объёма предлагаемых знаний.
2.Возможность аварийных ситуаций различного характера.
3.Перегрузка детей.
4.Перегрузка педагога.
5.Ухудшение общего состояния здоровья учащихся.
6.Рост социально-неблагополучных семей. СС и ВУ
- повышение мотивации путем профориентации;
- обучение учащихся и работников школы в рамках ГО;
- снижать риск перегрузки путем смены деятельности;
- повышать состояние здоровья, приобщая учащихся к активному образу жизни.
- привлечение к мероприятиям детей из неблагополучных семей. СЛ и ВУ
- чем меньше площадь здания, тем проще наладить работу по обеспечению безопасной жизнедеятельности.
- проведение мероприятий на другой территории позволяет избежать затрат на содержание материально-технической базы. Параллельно доказывая рациональность и оправданность ее использования, а так же необходимость улучшения.
•Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных сторон организации?
1. Привлечение родителей и детей к участию в деятельности школы, обсуждению в принятии решений при планировании дальнейших мероприятий, для более точного удовлетворения социального заказа.
2. Участие педагогов и учащихся в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, вебинарах, курсах переподготовки, повышения квалификации и т.п., для повышения мотивации и квалификации, а так же профилактики перегорания.
3. Организация работы трудового отряда на базе учащихся школы.
4. Организация ознакомления учащихся с доступными учреждениями дополнительного образования.
5. Участие в муниципальных и региональных мероприятиях, проводимых другими социальными структурами, а так же общественными организациями.
6. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на территории, прилегающей к ОУ.
•Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?
Участие в государственных программах по улучшению материально-технической базы.
Использование при проведении мероприятий, как пришкольной территории, так и возможности, а также материально-технической базы других социальных структур, общественных организаций и т.п.
•Какие проблемы можно решить на основе реализации образовательного проекта?
Профориентация;
Повышение мотивации учащихся;
Смена деятельности педагогов и учащихся, как профилактика перегрузки и перегорания;
Приобщение учащихся к здоровому и активному образу жизни;
Привлечение детей из неблагополучных семей к общественной жизни;
Подготовка к сдаче комплекса ГТО;
Повышение общего уровня безопасности ОУ, путем получения и практического закрепления знаний в области ГО;
Реализация и повышение творческих наклонностей;
Выполнение требований государственных органов о подготовке области ГО;
Налаживание взаимодействия с другими социальными структурами, государственными и общественными организациями;
• Кто может в этом помочь?
Социальные структуры, государственные и общественные организации, заинтересованные в реализации проекта.
Вывод:
Проект под условным названием: «Гражданская оборона: история и современность», объединяющий в себе физическую подготовку, получение знаний в области ГО и закрепление их на практике, разнообразные экскурсии, творческий конкурс по заданной тематике позволяет решить большинство вопросов стоящих перед ОУ. При этом существуют структуры не только обладающие необходимой материально-технической базой и заинтересованные в реализации проекта. Но и те, чья деятельность напрямую связана с организацией и помощью в организации подобных мероприятий.
2. Концептуальный модуль образовательного проекта
«Гражданская оборона: история и современность»
Метод, вид деятельности, доминирующий в проекте: информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность проведения: краткосрочный, 3 месяца.
Цель проекта – результат, четко ориентированный на социальные интересы:
- успешная проверка полученных знаний и практических навыков в форме зачетов (не менее 80 % участников проекта);
- повышение физического уровня участников проекта, проверка в форме промежуточных и итоговых зачетов (положительная динамика);
- лекции о работе МЧС, полиции, медицинских работников, журналистов (телевидение, электронные и печатные издания), проведение экскурсий по указанным местам трудовой деятельности;
- создание видеофильмов и еженедельной газеты;
- проведение конкурса рисунков, стихов и сочинений (направление победителей на соответствующие конкурсы муниципального и регионального уровня).
Характер координации проекта: непосредственный, гибкий.
Вид проекта с содержательной точки зрения: ролево-игровой, имитационно-социальный.
Концептуальный план образовательного проекта:
В ходе реализации указного проекта предполагается получение учащимися знаний и практических навыков по следующим вопросам:
- пожарная безопасность;
- ЧС природного и техногенного характера;
- первая помощь;
- противодействие терроризму и экстремизму;
а также:
- повышение физической готовности к сдаче нормативов ГТО;
- получение информации профориентационной направленности (в том числе экскурсии);
- получение информации об истории, этапах развития ГО;
- творческие конкурсы и работы (конкурс рисунков, стихов и сочинений, создание видеофильмов и еженедельной газеты).
Обоснование осуществимости проекта
№ Ресурс для проведения занятий Источник ресурса Уровень риска Способы минимизации риска
1. Помещение, организационное сопровождение Школа Очень низкий Обсудить, согласовать и принять проект на собрании педагогического коллектива
2. Оборудование в области: 2.1 ГО, МЧС, МВД ГО, МЧС, МВД Средний Получить разрешение (указание) вышестоящего руководителя.
2.2 СМИ Школа, участники проекта Очень низкий Согласовать использование оборудования
3. Инструкторы в области: 3.1 ГО, МЧС, МВД ГО, МЧС, МВД, Школа Средний См. п. 2.1; использование внутренних ресурсов школы*
3.2 СМИ СМИ Высокий использование внутренних ресурсов школы*
4. Информация, методические пособия Инструкторы, Школа Очень низкий В свободном доступе
5. Экскурсии 5.1 ГО, МЧС, МВД, медицина Соответствующие учреждения Низкий См. п. 2.1
5.2 СМИ Телекомпании, газеты города Средний
Внутренние ресурсы школы* подразумевают под собой - сильный коллектив, в котором есть несколько человек с действующими удостоверениями о повышении квалификации по программе «Руководитель занятий в области ГО»; один по программе «Инструктор по оказанию первой помощи». Кроме того, в число родителей учащихся входят представители разных профессий (в том числе пожарные, полицейские, врачи и журналисты). Также среди учащихся имеются увлекающиеся фото и видеосъемкой, имеющие определенные навыки и необходимое оборудование для этого.
При рассмотрении проекта можно увидеть, что высокие риски по нему связны в первую очередь с взаимодействием между школой и частными компаниями (СМИ). Корректировка данных участков возможна на этапе планирования и договоренностей. В случае если договорится, с представителями СМИ не удастся, то возможно замещение лектора (инструктора) по журналистике родителями учащихся. Также данную работу может выполнить учитель, но при этом в проект добавляется исследовательская работа (а, следовательно, и увеличится затраченное время). Группа учащихся, под руководством учителя узнает базовые методы журналистики и опробует их на практике.
Риски, связанные с взаимодействием между школой и государственными структурами ниже, так как соответствующие учреждения сами заинтересованы в распространении знаний в области ГО, а следовательно - в успешном проведении данного проекта.
Для повышения заинтересованности целесообразно применять благодарственные письма и т.п.
Также в ходе планирования необходимо предусмотреть резервные варианты, на случай неожиданных нарушений договоренностей. Заранее назначить ответственных из числа работников школы способных заменить кого-либо из приглашенных инструкторов. При этом качество занятий неизбежно понизится, но благодаря предварительной подготовке останется на приемлемом уровне.
Основные точки риска: 1. На пересечении этапов подготовки и реализации, когда не совпадают планирование и договоренности (пути снижения рассмотрены выше); 2. На пересечении этапов реализации и завершения, когда не совпадают запланированные и полученные результаты (пути снижения – качественное планирование).
Таким образом, непреодолимых и серьезных препятствий в реализации проекта не выявлено. Для его успешной реализации достаточно очень ответственно подойти к планированию и договоренностям. А на этапе реализации четко придерживаться составленного плана. Данные условия характерны для любого проекта. Следовательно, рассматриваемый проект осуществим.
Этапы внедрения инновационного проекта.
Этапы Результаты Показатели
Организационный этап
Представление проекта на собрании педагогического коллектива Проект принят Планирование и подготовка проекта завершена качественно и в предусмотренные сроки
создание рабочей группы Приказ изучение нормативной и методической литературы по рассматриваемой теме Объем знаний достаточен для составления программы разработка программы Программа договоренности о сотрудничестве с: УЦ ГО города, УМВД по г. Ангарска, ПЧ-15, БСМП, ТК «Актис», газетой «Время» - по предоставлению инструкторов, материально-технической базы (на время проведения проекта) и возможности проведения экскурсий Договоренности достигнуты, оговорены и согласованы сроки и объем участия корректировка программы с представителями соответствующих ведомств Программа согласована Назначение ответственных лиц из числа работников школы Приказ
проведение обучающих семинаров для педагогов Зачеты проведение мониторинга оценки стартовых условий Аналитическая справка, зачеты Этап реализации
Лекции и практические занятия по следующим темам:
- пожарная безопасность;
- ЧС природного и техногенного характера;
- первая помощь;
- противодействие терроризму и экстремизму Зачеты Все запланированные мероприятия проведены согласно графика
Занятия спортивной направленности (в том числе на уроках физкультуры, с использованием комплексов для самоподготовки) с учетом требований ГТО Промежуточные зачеты лекции о работе МЧС, полиции, медицинских работников, журналистов (телевидение, электронные и печатные издания), проведение экскурсий по указанным местам трудовой деятельности получение информации: об истории, этапах развития ГО; профориентационной направленности (в том числе экскурсии) творческие работы создание видеофильмов и еженедельной газеты творческие конкурсы конкурс рисунков, стихов и сочинений по заданной тематике Завершающий этап
контроль и анализ достигнутых результатов успешная проверка полученных знаний и практических навыков в форме зачетов (не менее 80 % участников проекта) Результаты проекта соответствуют запланированным
итоговые зачеты спортивной направленности (положительная динамика) направление победителей творческих конкурсов на соответствующие конкурсы муниципального и регионального уровня Экспертная оценка видеофильмов и принятие их в качестве учебного пособия Анализ работы газеты и ориентирование ее деятельности на постоянную основу (освещение жизни школы) Закрытие проекта Награждение победителей и вручение благодарственных писем сторонним организациям определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения Аналитическая справка