Презентация Технология предметного погружения


ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОГРУЖЕНИЯучитель физики Пугач Ирина Александровна МКОУ "Голубинская школа" Главная задача образования -подготовка ребёнка к современной жизни через формирование у него необходимых компетенций В настоящее время большое число будущих специалистовнуждаются в: серьезной математической подготовкепонимании, как математический подход дает возможность изучать явления реального мира Из года в год выпускники, сдающие государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по математике и физике, испытывают трудности при решении тех или иных заданий, где нужно использовать знания другого предмета. Практика показывает, что не всегда учащиеся, имеющие высокие показатели качества знаний, став студентами вуза, способны продолжать обучение в режиме, отличном от школьной классно-урочной системы. Результаты диагностикисреди участников УВП Учащиеся отмечают:-трудность частого переключения с предмета на предмет в течение учебного дня;-трудность восприятия большого объема информационного материала за один урок;-большой объем домашнего задания за счет подготовки к нескольким предметам Родители отмечают:психологические перегрузки учащихся по причине увеличения объема самостоятельной подготовки;отсутствие целостного восприятия предметов одного цикла Учителя отмечают:сложность качественного изложения объема изучаемого материала в рамках традиционного урока;сложность применения формы самостоятельной (индивидуальной) работы;слабая мотивация к обучению. Решить эти проблемы возможно только при условии поиска и перехода на новые формы организации УВП Погружение – ускоренноеэффективное целостноевосприятие предмета Противоречия:как научить большему за меньшее время??? Истоки методики "погружения" – в средневековых системах обучения, когда один предмет (язык, арифметика, риторика, диалектика) изучались по целому году. Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры изучениев течение одного дня нескольких никак не связанныхмежду собой дисциплин. Это постоянное переключение внимания часто не даёт возможности остановиться, чтобы прояснить непонятный и трудный вопрос, не позволяет осмыслить интересную деталь У каждой учебной дисциплины своя структура, логика изучения, особенные средства и способы познания….свой учитель (с какими-то специфическими требованиями, манерой ведения урока), с которым надо устанавливать некий эмоциональный контакт. и …такая организация обучения не способствует не только прочному усвоению знаний, но и, что, может быть, еще важнее, воплощению их в практических навыках и умениях. Предмет проводится один час раз в неделю - полученная информация практически полностью испаряется из памяти к следующему уроку Работоспособность человека в течение дня дважды (до и после обеденного перерыва) проходит один и тот же цикл: нарастание активности от начала периода к его середине, а затем постепенный спад. Сторонники метода погружения в предмет предлагают перейти к такой системе организации обучения, которая бы «максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия». Для этого необходимо серьезно сократить количество дисциплин, преподаваемых параллельно в течение учебного дня, недели, полугодия и сосредоточиться на более глубоком, непрерывном и длительном изучении каждого предмета путем объединения прежде отдельных занятий в крупные, целостные, логически завершенные блоки, что должно привести к резкому повышению его результативности. Намечаются Три варианта реализации этого общего замысла, различающиеся степенью укрупнения учебного процесса. Первый состоит в изучении определенного предмета «за один раз целиком» с отведением только на него периода до нескольких недель подряд в течение полугодия с ежедневными шестью уроками. Затем наступает очередь еще одного предмета и т. д. Второй вариант предполагает не последовательное продолжительное изучение взаимосвязанных дисциплин одну за другой, а параллельное обращение к двум таким дисциплинам в течение определенного учебного дня (например, к одной до обеденного перерыва, к другой – после). Третий вариант видится наиболее сложным для осуществления (если не сказать прямо – утопичным), так как представляет собой комбинацию первых двух. Три параллельно изучаемые взаимосвязанные дисциплины сводятся в единый модуль (но чередуются они при этом не в ходе одного учебного дня, а в масштабах учебной недели: первый день – один предмет, второй – второй, третий – третий, затем снова), который проходится до 4-5 недель подряд и завершается защитой некоего творческого проекта более прочное усвоение изучаемого материалаповышается мотивациясоздается благоприятный психологический климатлучшее восприятиеглубокое понимание Серьезные положительные результаты Уроки-≪блоки≫ (сдвоенные и строенные),Предназначены для средней школыУроки-≪погружения≫, предназначенны дляцелого учебного дня в старших классах Планирование учебного процесса : годовое число часов по предмету, делят приблизительно поровну на все четверти Например,курс механики в IX классе разбивают на четыре части по 25 ч в каждой четверти (1993год)пять дней подряд (по 5 уроков) ученики изучают физикуодна четверть - одно погружение Iчетверть( первое погружение):В течение этих первых пяти дней изучают материал всего курса на качественном уровне, а от учащихся требуют умения воспроизводить полученные знания о фактах, понятиях, законах, теории. IIчетверть( первое погружение): учеников снова возвращают к этому материалу: в течение пятидневки расширяя и углубляя ранее полученные знания. Теперь их учат оперировать этими знаниями в стандартных ситуацияхIIIчетверть: во время третьего ≪погружения≫ происходит еще более глубокое усвоение материала: знания переносят в новые условия, развивают у учеников навыки анализа, синтеза, обобщения изученного. Ivчетверть:четвертое ≪погружение≫ направлено на обучение применению знаний, умений, навыков в значительно измененных, нестандартных ситуациях; это творческий уровень усвоения. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}погружениеденьТема занятияI12345Актуализация опорных знаний по математикеПредмет ≪Механика≫. Основная задача механики. Основные понятия кинематикиОсновные понятия динамикиПонятие о законах сохранения. Обобщение знанийII12345Кинематика. Прямолинейное, криволинейное движениеДинамика. Законы движения. Понятие о силеДинамика. Силы в природе. Применение законов движенияЗаконы сохранения. Их применениеОбобщение знанийIII12345Динамика. Силы в природе.Связь динамики с кинематикойДинамика. Элементы статикиЗаконы сохраненияСоставление и решение творческих задач.ОбобщениеIV123-5Обобщение знаний. Установление логических связей между раз-делами механики. Выполнение творческих заданийЗначение и роль законов сохраненияФизический практикум На уроки отводят по 35 мин вместо 45 домашние задания отсутствуют. Опасения: смогут ли ученики 5 уроков подряд внимательно заниматься только физикой. за 5 уроков (тем более за 25) внимание не угасает, а, наоборот, нарастает обычного дня в школе и дня ≪погружения≫Сравнениев расписании 5 уроков,разных по содержанию, но сходных по форме; темы доминантной деяте-льности все время меняются (физик —литература, химия…) что не позволяет создать долговременную установку на один предмет проводятся 5 уроков,совершенно различных по форме, но содержание доминантной деятельности стабильно —физика. А это значит, что в данном случае меньшее число раз требуется время (пример-но по 10 мин) на психологическуюперестройку учащихся от занятийодним предметом Это не панацея! Обратная сторонадлительные занятия одним и тем же предметом могут способствовать снижению внимания и концентрации, порождать утомляемостьфизические возможности учителей не достаточно высокая квалификация и опытне каждый предмет одинаково хорошо поддается применению данного метода. Наименьшие трудности в смысле составления учебного расписания, учета занятости учителей и вообще их индивидуальных возможностей и т.п., вызывает второй из предложенных вариантов метода погружения. С него возможно было бы начать эксперименты по внедрению этого метода в процесс обучения в средней школе. ДАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:экономить учебное и личное время ученика;экономить рабочее время педагога;получать ученикам более цельные знания;получать ученикам углубленные знания;увеличивать объем учебных знаний, не увеличивая времени на их усвоение;реализовывать программу опережающего обучения;реализовать принцип индивидуальности, позволяя каждому ученику познавать материал природосообразным ему темпом;уменьшить утомляемость учащихся на уроках;улучшать психологический климат в детских коллективах;повышать уровень мотивации к учебе. НЕДОСТАТКИ МОДЕЛИ «ПОГРУЖЕНИЕ»вынужденный переход ученика среди учебного года в школу с традиционным режимом неизбежно рождает проблему нестыковки программ;вынужденный пропуск учеником нескольких дней занятий приводит к серьезному отставанию по пропущенному предмету;значительный перерыв в изучении предметов, на которых отводится малое количество часов;отсутствие учебников, полностью удовлетворяющих условиям данной технологии Концентрированное обучение создает состояние комфорта на занятиях для ученика и для учителя. Ипользуемые источникиМежпредметные интегративные погружения Валерий ПузыревскийМихаил Эпштейн Санкт-Петербург,2012Урок физики в современной школе Составитель Э. М. Браверман http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnyy-podhod-pri-modulnom-pogruzhenii-v-predmet http://infourok.ru/metodicheskoe_opisanie_predmetnogo_pogruzheniya_propedevtika_geometrii-507234.htmhttp://lib.ua-ru.net/diss/cont/203888.htmlhttp://www.psychologos.ru/articles/view/obuchenie_cherez_pogruzheniehttp://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/22/obuchenie-metodom-pogruzheniya-vhttp://www.edufacts.ru/lefabs-796-1.html