Самоанализ урока по кубановедению на тему Екатеринодар — Краснодар (4 класс).


САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок кубановедения. Учебно-методический комплекс 4 класс, автор М. В. Мирук, соответствует требованиям ФГОС.
Тема «Екатеринодар-Краснодар» является завершающим во 2 главе «Земля отцов-моя земля». Следующий урок – урок обобщения по этой главе.
Тип урока – усвоение новых знаний. Структура урока: а)актуализация знаний, б) изучение нового материала, в)закрепление изученного.
Соответственно структуре урока определены этапы:
мотивационный (организация урока, эмоциональный настрой);
актуализация знаний, осмысление ранее изученных понятий:
этап изучения нового материала;
этап включения в систему знаний, повторение и первичное закрепление
рефлексия, итог
домашнее разноуровневое творческое задание
Урок проходил в незнакомом мне классе, поэтому сложно было реализовать уровень обученности, интересов и склонностей детей. Однако, зная психологические особенности учащихся данного возраста, старалась создать определенное мотивационное поле, применяя нестандартные приемы и методы обучения, а на этапе введения в тему использовала некий эмоциональный настрой на восприятие нового материала.
Три дидактические цели урока:
обучающая – ознакомить с историей основания Екатеринодара, с именами первых казачьих атаманов, ознакомить с некоторыми достопримечательностями современного Краснодара и с работой органов государственной власти;
развивающая – предусматривает формирование временного пространственного воображения с помощью ленты времени, наблюдения за ходом исторических событий, мыслительных операций – сравнения, обобщения и умозаключения; воспитывающая – формирует интерес к культуре и истории родного края, определенную гражданскую позицию, эстетическое восприятие, развитие индивидуального и коллективного видов деятельности.
Реализация данных целей предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблематичности, частично исследовательского поиска, использования резервов самостоятельной работы обучающихся.
Как было уже выше обозначено, урок состоял из 6 этапов. 1 этап – организационно-мотивационный, предполагал создание ситуации активного включения детей в учебный процесс. 2 этап – актуализация знаний – предполагал проверку домашнего задания: а)знание гербов, где дети соединяли линиями рисунок герба с соответствующим понятием, б)знание статистической информации о крае, где надо было вписать данные, в) географическое окружение Краснодарского края, где надо было зачеркнуть лишний субъект. 3 этап – изучение нового материала. Он состоял из трех компонентов – путешествия в прошлое, прогулки по современному Краснодару и знакомства с работой органов государственной власти. Путешествуя в прошлое по ленте времени, ученики ознакомились с историей основания Кубани казаками, узнали хронологию наиболее важных исторических дат и событий в развитии города. Во время прогулки дети узнали много нового и интересного о достопримечательностях Краснодара, об их авторах, датах создания. Составляя в парах пазлы, дети закрепили новый материал, сменили вид деятельности. Прогулка к фонтану явилась упражнением на релаксацию, на наглядное музыкальное восприятия современной достопримечательности. Далее дети узнали о работе органов государственной власти. Работа в группах завершила этап изучения нового материала, предоставила детям возможность побывать в роли законодателей, оживила урок. В процессе изучения всего нового материала также осуществлялось краткое обобщение изученного и закрепление знаний (4 этап). В качестве рефлексии (5 этап) использовалось задание «Данетка», которое включало в себя вопросы по новой теме. Заключительным, 6 этапом, явилось домашнее задание – стандартное в рабочей тетради на печатной основе и творческое из учебника (написать письмо губернатору края).
В процессе реализации данных этапов урока осуществлялся системно-деятельностный подход с использованием технологии многогранности, когда учебный материал служит не только усвоению знаний, но и вовлечению в учебную сферу разносторонней деятельности обучающегося – эмоциональной, интеллектуальной, эстетической. В процессе урока применялись такие методы и приемы как: гностические (усвоение нового путем самостоятельного размышления), логические (анализ, сравнение, обощение). Основным результатом обучения предполагалось развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Системно-деятельностный подход позволил осуществить реализацию выше поставленных целей и задач.
Основными формами обучения явилась индивидуальная, работа в парах, в группах. Все это, на мой взгляд, способствовало формированию учебных универсальных действий (УУД) обучающихся (регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные, предметные). Все этапы урока взаимосвязаны, определена четкая логика его построения, д/з носит не только стандартный, но и творческий характер. Еще одним моментом рефлексии стала возможность у детей отразить свое отношение к уроку смайликами на лучиках солнышка.
Контроль и оценка знаний осуществлялись на всех этапах и нашли свое отражение в путеводителе урока. Продуктом урока явилась законотворческая деятельность учащихся. Данная тема получит свое отражение на уроках следующего раздела «Жизнь дана на добрые дела».
Стиль, тон, взаимоотношения, задаваемые на уроке, на мой взгляд, создавали атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, что способствовало реализации системно-деятельностного подхода в обучении, рациональному использованию свободного образовательного пространства и достижению результативности соответственно заявленным целям и задачам урока.