Конспект урока по кубановедению на тему Екатеринодар — Краснодар (4 класс).


Урок кубановедения в 4 классе
по теме: «Екатеринодар-Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края».
Урок разработан Новоточиновой Людмилой Владимировной, учителем начальных классов МБОУ лицей им. В.Ф Резникова.
Автор учебника М. В. Мирук, соответствует требованиям ФГОС.
(Урок завершает 2-ю главу «Земля отцов - моя земля»).
Оформление доски: тема написана цветным мелом, макет «ленты времени», листы на магнитах со словами «Государственная власть» и названиями органов государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная), солнышко с тремя лучиками (закрыто).Цели: ознакомить обучающихся с историей основания Екатеринодара-Краснодара, с некоторыми достопримечательностями современного Краснодара, с работой органов государственной власти.
I. Организационный момент: приветствие, готовность принадлежностей (учебник, рабочая тетрадь, ручка, путеводитель урока), наличие раздаточного материала в файлах. Знакомство с путеводителем урока (П) и правилами работы с ним на уроке.
- Итак, ребята, у нас все готово к уроку. И, конечно же, мы возьмем с собой хорошее … настроение! Улыбнемся друг другу.
II. Проверка домашнего задания (работа в путеводителе):
а) знание гербов Краснодарского края, Каневского района, г. Краснодар (соединить линиями, проверка по слайду 1 ) ;
б) статистические данные о Краснодарском крае (проверка по слайду 2);
в) исправить ошибку: какой сосед Краснодарского края лишний?
Самооценка д/з.
- Ребята, поднимите руки, у кого задания выполнены без ошибок? Молодцы!
III. Новая тема.
1) Введение в тему.
- Ребята, послушайте строчки из стихотворения Виктора Подкопаева:
Слышу в тополях веселый шорох,
Вижу в бликах солнца тротуар.
Как же ты мне памятен и дорог,
Тополиный город … Краснодар!
- Да, мы узнаем, с чего началось основание города Краснодар, как он развивался, какой он сегодня. Это и будет целью нашего урока.
2) Работа с учебником.
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте тему. (Слайд 3) Так почему же в записи два слова – Екатеринодар-Краснодар? В этой проблеме нам поможет разобраться учебник. Откроем учебник на с. 74 и прочитаем текст.

2
- Читайте внимательно, потом я задам несколько вопросов. (Дети читают).
- Кому казаки установили памятник в Краснодаре? (императрице Екатерине II). Кто руководил группой скульпторов? В каком году? (П). А почему памятник именно Екатерине II? Отлично!
3) Объяснение нового материала, первичное закрепление.
- Перед нами образ императрицы Екатерины II. (Слайд 4) А вот памятник Екатерине в г. Краснодар. (Слайд 5) В форме беседы учитель дополняет информацию о памятнике Екатерине:
- Памятник был воссоздан в 2006 г. под руководством кубанского скульптора А. Аполлонова. Кто еще запечатлен в нем? Слева – князь Потемкин, справа – три кошевых атамана черноморских казаков: Сидор (Савва) Белый, Захарий Чепега и войсковой судья Антон Головатый.
Путешествие в прошлое по ленте времени.
а) - Давайте узнаем, как же происходило переселение казаков на Кубань. (фото казачьих атаманов, слайд 6). К берегам Тамани двинулась эскадра под командованием Саввы Белого. (Слайд 7 исторической карты ) Основные отряды под командованием Кошевого атамана Захария Чепеги и войскового судьи Антона Головатого отправились по суше. Казаки взяли с собой необходимый провиант, инвентарь и походную церковь. Трудным и изнурительным был путь из-за осенней распутицы.
- Напомните пожалуйста, в каком году это было? (В 1793 г.) Давайте запишем дату основания Екатеринодара в путеводителе урока (П).
б) - Как же развивался город дальше? Об этом из энциклопедии нам прочитает … (ученик читает вслух), а мы с вами будем следить за чтением по слайду (слайд 8):
1 августа 1803 года открылась первая школа
1 марта 1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские войсковые ведомости»
Строились и открывались библиотеки, театры, фабрики.
Появились водопровод, электричество, телефон.
В декабре 1900 г. по рельсам побежал первый трамвайчик.
Учитель: - В 1867 году Екатеринодар получил официальный статус города. Он стремительно развивался, и горожане с любовью и гордостью называли свой город «Наш маленький Париж». (Слайд , на «ленте времени» слова: Маленький Париж). - Давайте еще раз вспомним, какого уровня развития достиг Екатеринодар в XIX веке? (школы, театры, фабрики и т.д.)
в) - Двадцатый первый век. Два важных события в истории города: 1920 г. - … (дети говорят, если знают) – у Екатеринодара новое имя – Краснодар. (На ленте времени дата.) Запишем в путеводитель эту дату. И в 1937 г. - … Краснодар становится центром Краснодарского края. (П). А сейчас какой год? Решим историческую задачу: сколько же лет
3
исполнится Краснодарскому краю 13 сентября 2017 года? (Дети решают) Юбилей - 80 лет!
- Итак, мы совершили с вами путешествие в прошлое. Давайте повторим главные даты: 1793 г. - …, 1920 г. - …, 1937 г. - …). Отлично! Прогулка по современному Краснодару.
1) - Мы в современном Краснодаре. И я приглашаю вас на прогулку по городу. Может, поедем на автобусе? Правильно, гулять полезнее.
Физминутка (слайд 10):
Мы по городу шагаем,
Все, что видим, называем:
Светофоры и машины,
Скверы, парки, магазины,
Школы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты!
- Мы пришли на улицу М.Фрунзе, перед нами Свято-Троицкий собор (Слайд 11), построенный в 1910г. по проекту скульптора Ивана Мальгерба (П). Обратите внимание на купола. Что заметили? (купола зеленого цвета).
2) - И вот мы на улице Коммунаров, подошли к Свято-Екатерининскому собору (Слайд 12). Его построили в 1914г. по проекту того же скульптора – Ивана Мальгерба на площади Святой Великомученицы Екатерины (П). Император Александр III вместе с семьей посетил Екатеринодар в 1888 году. И в честь этого визита были построены оба собора.
3) - А сейчас отправляемся на улицу Красную. И нашему взору открылся главный храм города . Какой? … Войсковой Собор Александра Невского (Слайд 13). Он построен в 1872 г. по проекту Кубанских скульпторов Ивана и Елисея Черников. (П). - О чем может говорить вторая дата – 2006 год? … Верно, собор был разрушен в 1932 г. и, благодаря усилиям краснодарцев, был вновь создан в 2006 г. (П). Во время строительства храм и купола освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Заглянем внутрь собора. (Слайд 14) Красиво и спокойно в храме.
4) Работа в тетради.
- Давайте остановимся в скверике и сделаем путевые заметки. Откроем рабочую тетрадь на с. 32 и выполним задание. (Соотнести название храма с картинкой). Проверка.
- А какой архитектурный памятник вы увидели впервые? Правильно, Триумфальная арка или Царские ворота (Слайд 15). Арка тоже была построена в честь визита императора Александра III в 1888 г. (П). И у нее тоже две даты рождения. Догадались, почему? Полюбуемся ночным видом Триумфальной арки (Слайд 16).
5) - Так, незаметно, мы оказались на Театральной площади. Пред нами … (Слайд 17) поющие фонтаны, открыты в 2010 г. Проект создал
4
современный скульптор Александр Аполлонов. Кто видел эти фонтаны в Краснодаре? А хотите побывать? (Слайд 18 - видео музыкального фонтана под музыку из кинофильма «Гари Поттер»).
- Вам понравился фонтан, ребята? Чем? Где он находится?
6) Работа в парах.
- А сейчас будем собирать пазлы. Интересно, кто из вас запомнил исторические памятники? Попробуйте собрать фрагменты и дать правильное название памятнику на получившейся картинке.
(Дети собирают пазлы в парах и несут работу учителю, объявляя название памятника. Листы прикрепляются на страницы раскладной книжки). - Ребята, давайте повторим названия памятников старины в г. Краснодар. (Свято-Троицкий собор, Свято-Екатерининский собор, собор Александра Невского, памятник Екатерине II, Триумфальная арка, здание администрации Краснодарского края).
Законотворческая деятельность.
- Ребята, а что это за здание (Слайд 19)? Оно вам незнакомо. … Правильно, мы вышли к зданию администрации Краснодарского края. Администрация Краснодарского края – это исполнительный орган власти, руководит которой губернатор края Кондратьев Вениамин Иванович (Слайд 20).
- Давайте выясним, что же такое государственная власть? (на доске: Государственная власть) Она состоит из трех ветвей (органов) власти. (П). Первая ветвь – законодательная власть, Законодательное Собрание Края – ЗСК. Этот орган работает над законами края: разрабатывает, утверждает законы на основе Конституции РФ. Конституция РФ – основной, главный закон нашей страны. Например, законодатели нашего края ввели закон № 1539. Вы его знаете, о чем он? Теперь и в других регионах действует такой же закон. Законы приняты, их надо исполнять. Работает следующий орган власти – исполнительная власть. Кто ею руководит в нашем крае? (Кондратьев В.И.) А если законы не исполняются или нарушаются, какая власть работает? Правильно, судебная власть – это третий орган государственной власти.
Вывод: от слаженной четкой работы всех трех органов власти зависит порядок в крае и его развитие.
Творческая работа в группах.
- А сейчас займемся законотворческой деятельностью. Предлагаю вам стать законотворцами. Мы – члены Законодательного Собрания Края (Слайд 21). У каждой группы на столе лист определенного цвета. На зеленом листе группа должна записать закон, который что-либо разрешает или вводит. Подумайте над ним. На красном листе должен появиться закон, который что-либо запрещает или ограничивает.
5Законы ваши должны каким-то образом касаться детей. Законодатели, начинаем свою работу!

(Дети составляют законы, спикер каждой группы выходит и зачитывает закон, который потом вставляется в специальный «кармашек». Можно провести голосование.) - Молодцы, ребята! Вы справились.
- Домашнее задание написано у вас в путеводителе: первое задание – в рабочей тетради, второе – творческое. Вам надо будет дома написать письмо губернатору. Какое? Прочитаете на указанной странице учебника.
IV. Рефлексия.
Сейчас прошу вас заполнить в путеводителе «Данетку», то есть подчеркнуть «да» или «нет» в нескольких вопросах по всей теме урока. (Слайд 22). Думаю, это будет не сложно. Приступайте. Проверка (Слайд 23):
1. Екатеринодар был основан в 1800г. (нет)
2. Собор Александра Невского является главным храмом. (да)
3. Закон № 1539 такой: «В 21.00 ч. –домой!» (да)
4. Законодательная власть исполняет законы. (нет)
- Подошел к концу наш урок. Вы очень старались, и у нас получилось замечательное сотрудничество. Спасибо вам за это.
- Посмотрите, какое солнышко осветило наш класс. У каждого из вас на парте есть смайлик. Прошу вас наклеить смайлик на один из трех лучиков: путешествие в прошлое, прогулка по современному Краснодару, законотворчество. Что вам больше понравилось?
(Дети прикрепляют смайлики).
Спасибо за сотрудничество.