«Как правильно писать пояснительные записки к факультативам и спецкурсам в седьмых, девятых и одиннадцатых классов»









Статья


Автор: Учитель общеобразовательной школы I-III ступеней №73 города Горловки Донецкой области Капориковой Т.П.



«Как правильно писать пояснительные записки к факультативам и спецкурсам в седьмых, девятых и одиннадцатых классов»
















Факультатив 7 класса

«За кулисами школьной математики»

Пояснительная записка

Факультатив предназначен для учеников и учителя, чтобы развивать творческое мышление и цепь логических построений при решение задач по геометрии, алгебры, физики, биологии, химии и другим наукам.
Цель курса - развитие творческого мышление учащихся.
Все задания курса разбиты на разделы:
- задачи на числа;
- числовые закономерности;
- головоломки;
- геометрические конструкции;
- математические софанизмы.
Развивающая цель курса – знания определенных способов решения, творческого подхода, умение самостоятельно мыслить, проявлять находчивость, изобразительности воображения, способствует развитию интуиции.
Большая часть задач поможет учителю в формировании мыслительных операций учащихся:
анализа, синтеза, сравнения, аналогии, классификации.
Кроме того учащимся научатся: выдвигать гипотезы, познакомятся с инвариантностью- множеством способов в решении одной задачи, разовьют в себе теоретически обоснования способы действий в незнакомой ситуации – т.е развивают активную жизненную позицию, и научатся новым способам при решении любых поставленных проблем.
Творческое мышление личности базируется на:
Оригинальности, необычности идеи, ярко выраженное стремление к новизне.
Семантическая гибкость – способность видеть объект под необычным углом зрения, расширить его применение на практике.
Образная адаптивная гибкость, т.е способность, изменить восприятие объекта, чтобы увидеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Семантическая спонтанная гибкость, т.е способность, продуцировать идеи в неопределенной ситуации, в такой, которая не содержит ориентиров этих идей.
Для построения идей учащийся научатся факторам –
беглости;
гибкости;
оригинальности т.е креативности мышления;
А это предоставит им умение коррекции своих знаний.

Принципы курса –
1.Оригинальность
2.Принцип параллельности – держать в поле зрения несколько тем, а не одну.
3. Принцип опережающая сложность – загружать себя не следует множеством несложной работы. А делать любое домашнее задание – порциями, трудное задание можно отложить, а затем снова вернуться к нему.
4. Принцип смены приоритетов – главное – правильная идея решения, которая будет доведена до логического решения за разумное время.
Учащиеся начинают изучать новый предмет в 7 классе алгебру.
Он возник как наука из нужд общественной практики и межпредметных связей с физикой, биологией, экономикой, информатикой, архитектурой.
Темы для работы:
- выражения, тождеств, уравнения;
- функции;
- степень с натуральным показателем;
- многочленом;
- формулы сокращенного умножения;
- системы линейных уравнений.
Алгебра – это аппарат для решения геометрических задач – введение новой переменной и решение уравнений первой степени.
Формулы сокращенного умножения необходимые для быстрого счета и экономии времени урока и своего.
Выполнять пример не по действиям, а усно.
Факультативный курс учит и воспитывает – патриотизм – не отвергает традиции консультации 5 и 6 класса, а корректирует их.
Учащиеся курса посищают его – разбиваясь на 3 группы:
- одаренные дети;
- учащиеся, которым необходимо коррекция знаний по новым темам;
- учащиеся, которым необходима коррекция по 5, 6 классу.
Поэтому на каждом занятии курса на него остается не весь класс, а одна третья его. Так учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Курс контролируется администрацией, классным руководителем, учителем и родителем – все, взаимодействуют и сотрудничают в течение года: исправляя ошибки, стремясь, к новому, но не отвергают старого. Развивают в себе и учениках социальную компетентность, чувство патриотизма и умение принимать оригинальные идеи и совместно их решать, не выходя из себя, сдерживать гнев и эмоции, учась их контролировать, и всегда вести разговор тактично и разумно думая о других и себе и находя компромисс.
Т.е все мы должны быть дипломатами в общении с любым человеком.



Факультатив в 9 классе

Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни: все в твоих руках.
Юстас Палецкис

Стремительно растущий поток информации диктует необходимость формирования новых надпредметных умений и универсальных компетенций у всех участников образовательного процесса. В этом деле помогают тренинги; деловые игры, на них отрабатываются приёмы и способы образовательного процесса. Партнерского отношения легче устанавливают не молодые учителя и родители, а опытные люди: учителя со стажем работы, администрация, бабушки и дедушки. Это можно объяснить. Молодые учителя подсознательно боятся «потерять авторитет» сойти с « учительского пьедестала» и стать равными партнерами. Им трудно признаться, что они чего-то не знают, не умеют.
У опытных уважаемых и любимых учителей таких опасений нет.
Они все чаще используют новые поисковые методы организации познавательной деятельности.
Родители больше других не доверяют детям. Поэтому самое главное это опыт жизненный и сотрудничество.
« Все новое и по-настоящему интересное рождается в сотрудничестве» Джеймс Уотсон, лауреат Нобелевской премии.
Главная задача факультатива подготовить учащихся и родителей к сдаче экзамена по алгебре и геометрии по новым стандартам с использованием инновационных технологий и счетно-аналитических умений, своего уровня логического мышления и творческих возможностей и способностей. Экзамен по новым стандартам не дает ответов, решения всех заданий I и II и III частей, а требует решений от учеников с объяснением кратким или полным пошаговым решением во всех частях.
I часть с решением позволят ученику получить минимальную оценку, а более трудная II и III максимальную оценку получить на экзамене.
Не следует забывать и о том, что не каждый может в непривычной и суровой атмосфере экзамена продемонстрировать все, на что он способен. Как правильно КПД экзамена всегда значительно меньше 100%. В связи с этим полезно располагать хотя бы некоторым запасом прочности, чтобы застраховаться от случайностей. Теперь можно точнее сформулировать задачу нашего факультатива: полнее развивать потенциальные творческие способности каждого слушателя факультатива, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемой задачи. Так личная цель ученика - подготовка к экзамену - совпадает с общественной - повышением уровня математической и логической подготовки. Не секрет, что, многие ученики не способны к длительной умственной деятельности. Из процесса решения задачи у них выпадает этап поиска решения.
Практически все время от прочтения условия до получения ответа уходит на реализацию стандартной схемы, на вычисление, объяснения и оформление. Редко можно встретит ученика, который способен быстро привести пример задачи, над которой он долго думал ( час, два и больше), прежде чем сумел её решить. Каждое задание имеет идейную и техническую сложность. Идейная часть решения даёт ответ на вопрос, как решать. Техническая часть представляет собой реализацию найденной идеи.
Занятие на факультативе должны в равной степени способствовать повышению как идейной, так и технической подготовки учеников, проводимых без ошибок выкладок. Новые идеи по схеме – самостоятельный поиск решения и разбор её решения.
« Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию, или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научиться этому, можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь» Д. Пойа
Это и происходит на факультативе: решаем задачи по образцам и постоянно 1 раз в неделю тренируемся, а получая домашнее задание, учимся это делать не коллективно, а самостоятельно или при помощи родителей, родственников, или учимся, преодолевая себя просить помощи у одноклассников, не считая это унизительным и потерей « своего авторитета». Т.е каждый участник обучения – это равноправный партнер. Так отрабатываются элементарные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация
Особенности творческого мышления:
- оригинальность;
- гибкость;
- беглость.
Пояснительная записка в одиннадцатых классах

Предисловие

Курс предназначен для учеников 11-х классов собирающихся после окончания школы, поступать в высшие учебные заведения, в которых предъявляются высокие требования к математической подготовке абитуриентов. С его помощью решается конкретно практическая задача – подготовка к конкурсному экзамену по математике в школе и будущему высшему учебному заведению.
Математика конкурсного экзамена по новому стандарту имеет большую историю, богатые традиции и целый ряд особенностей. Базируясь на математике элементарной, школьной задача курса обогащена многими идеями математики высшей, но не теоретическими сведеньями.
высокой скорости принятия решения.
хорошей психической устойчивости.
счетно-аналитическим умением и навыкам.
высокому уровню логического мышления.
грамотности изложения своих выкладок и мыслей в описании заданий II и III части экзаменационного материала.
социальной адаптации и уверенности в своих возможностях.
умению к длительной умственной деятельности, т.е поиску решения идей, а не технической части, где реализуется стандартные решения задач.
новые идеи, не опираются на теоретические сведения: это «экспромты»
Процесс обучения будет проводиться с использованием методических принципов.
Принцип быстрого повторения.
По мере накопления решенных задач следует их просматривать в памяти и раскладывать по полочкам в задачный архив: это задача простая – я её без труда решил в своё время и сейчас вижу весь путь решения от начала до конца. Это задача потруднее – я её в свое время решил с трудом, нашел правильную идею, но запутался в вычислениях; но хорошо помню её решение, данное учителем или товарищем. И наконец – эту задачу я не решил, объяснение вроде понял, но сейчас не могу восстановить в своей памяти.
2. Принцип работы с текстом.
Учебник необходимо изучать с карандашом и бумагой и напряженными мыслями. А ведь работа будущего специалиста связана со сложными текстами, понять которые иногда не проще, чем решит небольшую проблему – будни научного работника.
3.Принцип аналогии.
Помогает адаптации в социуме, и решению задач общения с людьми, родителями, друзьями – как объектами исследовательской собственной деятельности.
4. Принцип моделирования ситуации
Полезно моделировать самому критические ситуации, которые могут возникнуть на экзамене, в жизни и отрабатывать стереотипы поведения в их преодоление и принятия верного решения.
Например: идет спокойная работа, получен ответ. Вдруг выясняется, что по ходу решения допущена ошибка. Времени в обрез. Постараться необходимо упокоиться, не паниковать, проконтролировать эмоцию – это не конец света - и взяться за исправление ошибки. Или: необходимо решит две задачи – и каждая вам по силам, но времени маловато. Что лучше? Гнаться за двумя зайцами или спокойно поймать одного? Всегда осмысливай свою деятельность и умей вести диалог с мыслями своими и внутренним «Я».
5. Принцип необычности, оригинальности.
Здесь помогает инвариантность – и ответ такого ещё не было, возможно то – что не возможно, это не трата времени, а метод проб и ошибок – только так построена жизнь и любая математическая проблема.
6.Принцип – учиться самообразованию – всю свою сознательную жизнь.
Теория курса разбита по темам
Умение работать с теорией пределов.
2. Техника дифференцирования.
3. Построение графиков функций.
4.Приложение техники дифференцирования к решению практических задач физики, статистики, геометрии, механики, синхронному плаванию, художественной гимнастике, акробатике, трюкам циркового искусства, моделированию одежды, крою без потерь материала, как в строительстве, так и на швейной фабрике.

Формы занятий
1.совместная беседа;
2. самостоятельная работа с разными источниками;
3. практикуем с решением задач по схеме;
4. конкурсы на оригинальное - красивое решение задач;
5. самооценка и взаимооценка учениками творческих домашних работ;
6. работа со справочниками;
7. решение задач по физике, биологии, химии – межпредметные связи
8. решение алгебраическим путем геометрические задачи на векторы по многограникам.



Литература

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











15