Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков


Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыковАртемчук Л.М., учитель физики По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видения мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой. В связи с этим отличительной особенностью нового образовательного Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.В качестве основных ориентиров для построения содержания образования ФОГС выделяет обобщенные способы познавательной и практической деятельности, подчеркивая особую роль исследовательской и проектной работы. Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов обучающих технологий - проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Применение метода проектов имеет большие преимущества. Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.Планомерная работа в использовании исследовательского метода организации развивает метапредметные компетенции учащихся. Регулятивные компетенции:1.целеполагание – постановка учебной задачи; 2.планирование хода рассуждений, составление плана исследования; 3.контроль и корректировка исследования (формируется в ходе работы с руководителем исследования над проектом); 4.инициативность (формируется после презентации победителей и призеров внутришкольной конференции своих работ учащимся 6-8 классов); 5.самостоятельность. Коммуникативные компетенции:1.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2.постановка вопросов для поиска и сбора информации; 3.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников (формируется при защите исследовательских работ на внутришкольной конференции, а также при защите работ построения сайта); 4.речевая деятельность формируется при защите своих исследовательских работ. Познавательные компетенции:1.применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей; 2.анализ литературы по теме исследования;3.классифицирование источников по теме исследования;4.написание исследовательской работы по данному основанию;5.синтез – составление целого текста из частей; 6.определение основной и второстепенной информации; 7.самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Уровень новизны педагогического опыта: разработана и реализована модель организации исследовательской деятельности школьников и системы педагогических условий ее эффективного функционирования в учебно – воспитательном процессе общеобразовательной школы. выявлены педагогические возможности исследовательской деятельности; показано, что исследовательская деятельность в современных условиях приобретает новые черты – дистанционное обучение, проектная деятельность. намечены перспективы разработки подходов к организации обучения с использованием компьютерных технологий Спасибо завнимание