РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Логинова И.Г. преподаватель ГБПОУ «Лукояновскийпедагогический колледж им. А.М.Горького»
Вся методическая работа в ГБПОУ СПО «Лукояновскийпедагогический колледж им. А.М.Горького» направлена на повышениенаучно-теоретической,методической,психолого-педагогической
подготовки преподавателя, достижения оптимальных результатов.Разумеется, главное в методической работе сегодня заключается встановлении педагога-исследователя, способного управлять собственнойдеятельностью и деятельностью обучающихся, создавать условия для ихразвития,осуществлятьцеленаправленноесамообразование,
преобразование собственной профессиональной деятельности.
Стимулом на пути к самообразованию, росту профессиональногомастерства педагога в нашем колледже стали педагогические конференции, на которых обсуждаются проблемы в области методики преподавания ИЯ, педагогики ипсихологии, истории и литературы. В нашем колледже такие конференции приурочены к Педагогическим чтениям имени А.А. Куманева, В нашем колледже прошли еще две конференции: Зональный конкурс научно-исследовательских и творческих работ обучающихся учреждений СПО «Созвездие юных ученых-2016» и 16 декабря 2016 года в актовом зале Лукояновского педагогического колледжа им. А. М. Горького прошла 13-я региональная научно-практическая конференция общественно-патриотического движения «Край наш Лукояновский», посвященная 20-летию данного движения. В ней выступило более 40 человек из 18 районов Нижегородской области и Республики Мордовия. В работе конференции приняли участие Почетные граждане города Лукоянова и Лукояновского района, руководители города Лукоянова, депутаты городской думы, Заслуженные учителя и работники культуры, члены общественных организаций города и района. Заслуживает своего внимания участие в конференции Н. Ф. Мокшина – доктора исторических наук, А. И. Лузгина — доктора исторических наук, М. Л. Теодоровича — доктора социологических наук, Н. П. Шкилёва — доктора сельскохозяйственных наук, Волкова С. Ю. — кандидата исторических наук. Свое послание и подарки участникам конференции прислал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Конференция 12-е Педагогические чтения имени А.А. Куманева направлена была на рассмотрение вопросов таких как «Актуальные вопросы теории и практики преподавания иностранных языков).Каждая такая конференция приурочена к рассмотрению важных вопросов касающихся образования. Тем самым они формируют у преподавателя профессиональные компетенции.С учетомспецифики работы педагога, уровня его творчества выбирается темавыступления на конференции. Все это помогает каждому педагогу объективно оценить роль педагогической науки и практики, соотнести
качественные результаты своей деятельности с научными выводами,
глубже осмыслить свою профессиональную деятельность
Формировать профессиональные компетенции у обучающихся не только сложно, но и очень ответственно, т. к. задействованы глубокие познавательные процессы, социальные установки. Очень важным является вопрос о пересмотре подходов к общеобразовательной составляющей профессионального образования, что предполагает получение обучающимися не только профессии определенной квалификации, но и достаточного уровня общей культуры, интеллекта, психологической, коммуникативной подготовки, знаний и навыков поведения в новой экономической сфере. [1] Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению. Профессиональные компетенции формируют не только педагоги профессиональных циклов, но и педагоги общеобразовательных и общепрофессиональных циклов, что делает образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом интеграции является содержание образования. Структура содержания должна соответствовать профессиональным модулям образовательных программ. [2] Обучающемуся для достижения определенных результатов необходимо создать условия при которых обучающийся, придя на работу в школу или в детский сад, будь то предприятие, смог показать свою профессиональную мобильность и гибкость, решать социальные и профессиональные задачи, анализировать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. При работе с обучающимися необходимо уделять большое внимание самостоятельно-исследовательской деятельности, которая дает возможность обучающемуся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ставить проблемные задачи и производить анализ способов решения поставленной задачи. [3] В колледж приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в конференциях ,предметных кружках, проведение творческих выставок, проведение дней открытых дверей, участие в конкурсах профессионального педагогического мастерства. Процесс обучения иностранного языка организуется мною таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса. Я-как преподаватель и воспитатель стараюсь вовлекать их в творческие и информационно-исследовательские и также научно –практические конференции и конкурсы. Конкурсы профессионального мастерства развивают у обучающихся уважение к труду, соблюдения производственной дисциплины и техники безопасности при выполнении работ, бережное отношение к оборудованию, развитие навыков работы в команде, развитие чувства уверенности в своих силах, приобретение и накопление профессионального опыта. В этих конкурсах обучающиеся могут показать свое мастерство, которое они достигли при прохождении практики на производстве. Члены конкурсной комиссии постоянно присутствуют во время выполнения задания для более объективной оценки каждого участника. Мероприятие заканчивается в теплой дружественной обстановке.. Проведение научно-практической конференции с обучающимися является наиболее эффективной формой внеаудиторной работы обучающихся, интенсивно стимулирует их интерес к будущей профессиональной деятельности. В период подготовки к конференции — сбора материала, работы с литературой по специальности и подготовки выступлений — будущие специалисты приобщаются к работе с литературными источниками, учатся не только владеть ИКТ- но и понимают функции этих ТСО. Закрепляют навыки изложения полученного материала в форме сообщения, доклада, статьи или эссе. Научно-исследовательский компонент конференции значительно повышает интерес к проводимой работе и способствует приобретению навыка анализировать и обобщать полученные результаты. Проведение конференции способствует не только более глубокому усвоению изучаемой дисциплины, но и развитию интеллектуальных творческих способностей обучающихся, формированию у них нравственных ценностей. [9] В результате всех проводимых мероприятий из колледжа выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения. В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.
Проблемой внедрения науки в практику занимаются методические семинары-практикумы. На таких семинарах можно получить определенные теоретические знания, узнать пути выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, научиться оценивать его эффективность. В связи с повышением требований к дополнительному образованию в колледже разработан цикл семинаров - практикумов «Требования к структуре и содержанию программ дополнительного образования».
Развитию профессиональной компетентности в процессе управления исследовательской деятельностью способствует работа «Школы профессионального мастерства», где распространение педагогического опыта осуществляется через различные формы участия в методической работе. Каждая ПЦК в течение определенного времени под руководством консультанта занимается изучением проблемы. Вот некоторые из заявленных тем:
-Методическое обеспечение учебной дисциплины: структура, содержание. ПЦК иностранного языка,-Портфолио как один из вариантов программно-методического обеспечения учебной дисциплины, профессионального модуля. ПЦК психолого-педагогических дисциплин, ИЗО и технологии -Электронные учебно-методические пособия по УД и ПМ: методика создания, возможности использования. ПЦК математики и естественных дисциплин-Инновационные технологии обучения и контроля качества образовательной услуги в рамках реализации федерального образовательного стандарта по специальности. ПЦК историко-филологических дисциплин.-Профессиональная образовательная программа: планирование и методическое сопровождение учебной дисциплины, профессионального модуля, программ промежуточной и итоговой аттестации. ПЦК иностранного языка.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс управления развитием профессиональной компетентности педагогов, но и формирования развитияпрофессиональной компетентности студентов колледжа является неотъемлемой частью процесса образования в нашем колледже.
Литература:
1.)Богданова Н. А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45–52.
2.)Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика– 2003. — № 10. — С. 8–14. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 — № 1. — С. 45–52. Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование В России. — 2001. — № 6. – С. 54–58.
3.)Вульфов, Б. 3. Профессиональная карьера учителя // Мир образования 1996. —№1. —С. 48-51.
4)Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 54–59. Научно-практическая конференция со студентами, Режим доступа: http://music.r45.ru/pdf/sience-metod/sience_practice_conf.pdf
5)Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого учителя // Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / М-во образования Респ. Беларусь, Нац. ин-т образования, Ассоц. педагогов-исслед.—Минск, 1993. —С. 13-20.
6)Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для
учителя \ Н. В. Кухарев. — М.: Просвещение, 1990. — С. 159.
7).Т. А. Сдободянюк. Формирование профессиональной компетентности учащихся.
8).Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.