: «Возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся»

Индивидуальный план самообразования
учителя русского языка и литературы
Гритчиной Ольги Викторовны.

Тема: «Возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся»
Срок реализации – 3 года (до 2017 г.)
Актуальность выбранной темы
Современные процессы иформатизации общества требуют компьютерной грамотности учащихся, поэтому очень актуальной является проблема использования возможностей информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе, формирование навыков пользования компьютерными технологиями с целью получения необходимых знаний, освоения учащимися способов использования компьютеров в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], работы с электронными источниками.
Чтобы научить этому детей, учитель сам должен хорошо владеть данными технологиями. Это и обусловило выбор темы самообразования на 2014 – 2017уч. годы

Цель: повышение познавательной активности обучающихся к изучению русского языка и литературы через применение информационно-коммуникационных технологий на уроках и во
внеурочной деятельности.
Задачи:   
 - изучить имеющийся педагогический опыт по использованию ИКТ в образовательном процессе;
         - повысить квалификацию в области ИКТ;
         - создать и постоянно пополнять методическую копилку для использования на учебных занятиях разнообразных форм организации учебной деятельности  на основе ИКТ;
         - создавать педагогические условия на уроках и во внеурочной деятельности для развития ИКТ - компетентности обучающихся

Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ,
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

ИКТ, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным
и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Использование данной технологии позволяет:
1) Значительно сэкономить время на уроке.
2) Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3) Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий
1) при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий.

Перечень литературы, которую предполагается изучить:                                   
1. Г.М. Краснова  Использование возможностей MS Power Point проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе.
2. О.В. Крючкова Комплексная информатизация образования
3. С.В. Степанов Ключевые компетенции в современной школе и новые требования к содержанию образования и педагогу.
4. СМИ, в том числе: специализированная литература ( методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
5. Интернет
6. медиа-информация на различных носителях
7. семинара, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

|ђ Заголовок 1|ђ Заголовок 2|ђ Заголовок 3|ђ Заголовок 4|ђ Заголовок 5|ђ Заголовок 6|ђ Заголовок 7|ђ Заголовок 8|ђ Заголовок 915