ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Трикиша Г.А., МБОУ г. Иркутска СОШ №38
Информационное моделирование как средство формирования метапредметных умений учащихся

Главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Социальный заказ определяет изменения, которые должны произойти в школе при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
ФГОС ООО устанавливают новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. К метапредметным результатам, которые формируются на уроках информатики, можно отнести следующие:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера;
владение умениями организации собственной учебной деятельности;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;
широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ.
Рассмотрим более подробно такое метапредметное умение, как владение информационным моделированием.
Информационное моделирование включает в себя:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
Одной из разновидностей информационных моделей являются графические схемы. Навыки построения графических схем относятся к разряду общеучебных и систематически формируются на уроках информатики и ИКТ. Рассмотрим применение некоторых графических схем на уроках информатики.
Схемы фишбоунСхемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто их называют диаграммами Ишикава. Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.Предлагаю вашему вниманию схему, составленную обучающимися в ходе решения проблемы «Почему социальные сети привлекают людей?».

Применение кластеров
Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных – слова, раскрывающие смысл ключевого.
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Такой прием можно использовать, например, при изучении темы «Сервисы сети Интернет, «Форматирование документов», «Вредоносные программы», «Сервисы Web 2.0» и др.
-510540127000сервисы сети Интернет
файловые архивы
HTTP
FTP
всемирная паутина
поиск информации
поисковые системы общего назначения
специализи-рованные поисковые системы
электронная коммерция
Интернет- аукционы
доски объявлений
Интернет- магазины
реклама
хостинг
электронная почта
передача звука и видео
Интернет-радио
Web-камеры
Интернет-телевидение
геоинформационные системы
интерактивные карты
спутниковая навигация
общение в реальном времени
Skype
ZoomChatICQ
iChat00сервисы сети Интернет
файловые архивы
HTTP
FTP
всемирная паутина
поиск информации
поисковые системы общего назначения
специализи-рованные поисковые системы
электронная коммерция
Интернет- аукционы
доски объявлений
Интернет- магазины
реклама
хостинг
электронная почта
передача звука и видео
Интернет-радио
Web-камеры
Интернет-телевидение
геоинформационные системы
интерактивные карты
спутниковая навигация
общение в реальном времени
Skype
ZoomChatICQ
iChat)
Карта памяти (интеллект-карта)
Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем. Вокруг основного объекта располагаются связанные с ним элементы, логически сгруппированные. В результате получается «дерево-звезда».
Пример интеллект-карты:

Денотатный граф
Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания.
• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки".
• Соотнесение каждого слова – "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Пример денотатного графа:

Графические схемы позволяют представить тему более наглядно и понятно. Они помогают быстрее и прочнее запомнить и переработать большой объем информации. Все это обеспечивает повышение мотивации учащихся.
Учитель может использовать готовые графические схемы в учебниках или на плакатах, может заранее готовить к уроку собственные схемы в виде презентаций или опорных конспектов, может строить графические схемы непосредственно на уроке по ходу изложения материала. Также с целью развития творческих способностей учащихся можно организовать работу детей по созданию собственных графических схем. При этом схемы можно использовать и при изложении нового материала, и при обобщении и систематизации изученного материала, и на этапе контроля.