Технологическая карта урока по русскому языку СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»


Урок 51СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
Педагогическаяцель Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине
Тип урока Урок развития речи (постановка и решение учебных задач)
Планируемыерезультаты (предметные) Участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции картины, строят монологические высказывания на определенную тему.
Личностныерезультаты Проявляют чувство прекрасного через анализ репродукции картины; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают чувства одноклассников, собеседников
Универсальные учебные действия(метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи; выполняют действия по инструкциям.
Коммуникативные: формируют коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
Основное содержание темы, понятияи термины Понятия: композиция картины, элементы композиции, колорит, настроение. Знакомство с алгоритмом работы над сочинением по картине. План сочинения
Образовательныересурсы Репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе»
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы,методыметодическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Подготовка к основному этапу занятия Фронтальная. Словесный, наглядный. Слово учителя, беседа Продолжите предложения:
– Произведение живописи в красках называется... (картина).
– Картина, воспроизведенная типографским способом, назы-вается... (репродукция).
– Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется... (иллюстрация).
– Пейзажем называется изобра-жение... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении). Учащиеся слушают учителя, заканчивают предложения. Пр. – владеют понятиями «картина», «репродукция», «иллюстрация», «пейзаж», «пейзажист».
П – используют речевые средства для решения познавательных задач, владеют логическими действиями.
Р – осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них, принимают и осознают учебную задачу, осуществляют контроль и самооценку. Беседа по вопросам
– Художник, который пишет пейзажные картины, называется... (пейзажист) К – высказывают и аргументируют свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный.
Сообщениеучителя, беседа, чтение – Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего? (Чувства и мысли автора, художника.)
– Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке? Слушают учителя. Высказывают свои предположения.
Формулируют цель своей деятельности на уроке Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Рассматривание репродукции. Объяснение значения названия картины Фронтальная. Словесный, наглядный.
Беседа – Обратите внимание на название картины. Объясните его значение. («В голубом просторе». Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.) Рассматривают репродукцию картины. Выдвигают свои предположения о том, что хотел сказать художник зрителю названием своей картины П – строят ответ на поставленный вопрос, соблюдая логику Беседа по вопросам
2. Рассматривание репродукции картины Фронтальная. Словесный, наглядный.
Беседа – Что мы видим на картине? (Небо, море, остров, корабль, лебеди.)
– Как изображен корабль? (Корабль повернут носом к нам.) Рассматривают репродукцию картины, обращая внимание на детали, фор-мулируют ответы Пр. – проявляют позитивное отношение к провильной устной речи как ппоказателя общей культуры.
Беседа по вопросам
– Куда он движется?
– Как изображены лебеди?(Лебеди занимают всё пространство неба.)
– Куда они летят?
– Что еще мы видим, кроме предметов? (Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется. Мы видим солнечные лучи – они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.)– Какие цвета видим на картине?
(Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.)
Вывод: Хотя картина – это застывший миг, мы видим движение: облака плывут, лебеди летят, корабль несется по волнам, ветер гонит облака и волны.
Можно даже услышать звуки: шум волн, крики лебедей, хлопанье крыльев и звенящий воздух.Можно почувствовать запах соленого моря, свежего воздуха. Можно ощутить прохладу ветра на вопросы П – учатся создавать целостное представление о предмете по деталям, проявляют чуткость вос-приятия, используют речевые средства для решения позвательных задач, вла-деют логическими дей-ствиями.
Р – принимают и осознают учебную задачу, осуществляют контроль и оценку учебных действий.
К – слушают взрослого и сверстников, признают возможность существования различных точек зрения, излагают и аргументируют свою точку зрения.
Л – проявляют эстетические и эмоциональные чувства, познавательный интерес к изучению предмета 3. Работа с учебником (упр. 177) Индивидуальная (работа с учебником) – Познакомьтесь с вопросами, представленными в упражнении. Какие вопросы мы еще не рассмотрели? Найдите их и попробуйте ответить Учащиеся среди предложенных вопросов находят те, которые не были рассмотрены во время кол-лективной работы. Рассматривают репродукцию картины и самостоятельно ищут ответы Пр. – строят связную монологическую речь.
Р – учатся принимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
К – учатся формулировать свою позицию Индиви-дуальный опрос
Физкультминутка Коллективная. Практический См. урок 49 Выполняют движения по тексту под руководством учителя Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Правильное выполнение движений
4. Самостоятельная работа Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо Отбор материалов для сочи-нения.
1) Слова и словосочетания со значением места:
– слева от… виднеется…;
– прямо перед нами изобра-жены…;
– на переднем плане художник пишет…; Слушают учителя. Анализируют предложения. Заполняют смысловые пропуски. Сопоставляют увиденное и прочувствованное с речевыми высказываниями Пр. – владеют умением переводить эмоциональное впечатление, настроение в речевое высказывание.
П – используют различные способы поиска информации; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами Работа с деформированным текстом,беседа по вопросам, письмо
– задний план занимает…;
– вдалеке открывается…
2) Образно-выразительная лексика:
– бескрайнее небо, величавая тишина, внешняя простота, прозрачный воздух, достоверная картина, естественная красота;
– золотое сияние, изумительное живописное богатство, клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, яркие золотые цвета, бегущие облака, безграничный простор;
– воспринимать красоту, замечательно передать, запечатлеть облик, лирические пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение коммуникации; овладевают логическими дейст-виями.
Р – учатся принимать учебную задачу; планируют, контролируют, оценивают учебные действия; осва-ивают способы решения проблем творческого и поискового характера.
К – активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собеседника; излагают и аргументируют свою точку зрения V. Закрепление знаний и способов действий Индивиду-альная– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания,которые вы испытываете Выполняют творческую работу (сочинение по картине) Пр. – строят правильные монологические письменные высказывания с соблюдением норм русского языка Индивидуальная творческая работа(написа-
ние сочи-нения)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная. Словесный.
Беседа – Какой вид заданий оказался самым трудным?
– Какие качества нужно развивать в себе, чтобы писать сочинение по картине было легче?
–Что нового узнали на уроке? Отвечают на вопросы учителя Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Само-регуляция