Статья Проектная деятельность, как средство формирования метапредметных умений и навыков

Проектная деятельность как средство формирования
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Крылова Н.Б.
МОУ «СОШ № 32» (Саранск)

Школа сегодня должна стремительно меняться, шагать в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия (УУД), способствующие саморазвитию и самосовершенствованию. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Перед учителем стоит задача, как организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты?
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий, одной из которых является проектная деятельность. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Про проекты сейчас говорят много. Есть очень много «за», но есть и «против». Давайте разберёмся.
Каковы преимущества этой образовательной методики?
Во-первых, она способствует успешной социализации за счет создания информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, выбирая актуальные темы исследований, даёт возможность ребёнку ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя разные этапы.
В-четвёртых, выбирая тему проекта, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это даёт возможность каждому учащемуся выбрать свой путь в обучении и самообучении.
Каковы же недостатки этой методики? Я работаю в начальной школе, по образовательной системе «Школа России». Проектная деятельность широко внедрена во все предметные линии. Естественно, проектная деятельность в начальной школе напрямую связана с родительской помощью своим чадам. Вот тут и встречаются те « против», о которых я говорила ранее. Самому ребёнку, без помощи взрослого, его умелого руководства, пока ещё не обойтись. Не все родители готовы прийти на помощь, и просто даже не понимают ценности таковой работы. «Против» идут со стороны родителей. Как сделать так, чтобы эта, действительно интересная и важная образовательная методика прижилась? Этой образовательной методике я, в свою очередь, посвятила одно из родительских собраний в первом классе, где постаралась донести до родителей всю информацию о проектной деятельности детей. Замечу, детей, - не родителей. Показала конкретные работы ребят – от самых простых, до самых сложных, серьёзных работ, с которыми мы выступали на научно-практических конференциях. Необходимо максимально заинтересовать родителей, чтобы они смогли направить, подсказать, развить идею, выбранную их ребёнком.
Выступая на педагогическом совете по данной теме, звучал вопрос от педагогов: «Возможности детей разные. Какие могут быть проекты у ребёнка, который еле-еле осваивает программный материал?» Да, действительно образовательные способности у детей разные, поэтому проект для таких ребят будет иметь просто более простую форму. Тут надо подумать педагогу: какую тему лучше предложить, какую форму работы выбрать.
Немного из своего опыта. Первый наш проект был в первом классе к празднику «Прощание с Азбукой». И справились все, в том числе и те дети, которые особо не блистали способностями. Каждый представил свою букву в виде проекта – по-разному. У кого-то были просто рисунки и стихи, у кого-то сказка собственного сочинения, где все слова начинались с его буквы, у кого-то (родители расстарались) был снят ролик с участием ребёнка и всей семьи, кто-то рассказал, сколько нас вещей и предметов окружает, на его букву! Сколько было гордости и радости в детских глазах! Самые стеснительные – не стеснялись, а те, кто обычно тихо говорит – были смелы и выступили очень достойно! Вот так, от самого простого мы начали продвигаться вперёд. Очень удался проект по математике в втором классе : «Геометрические фигуры вокруг нас». Фантазии не было предела. Это и причудливые картины-аппликации, варианты оформления посуды геометрическим орнаментом (вот вам и будущие дизайнеры!), фантазийные дома
Если в первом классе лучше предлагать индивидуальные мини-проекты, доступные для выполнения ребятами, то начиная со второго класса имеет смысл больше организовывать работу над групповыми проектами. Содержательным получился проект по литературному чтению «Наш литературный журнал». Всем нашлась работа внести свою лепту в создание этого проекта! Одни ребята рисовали рисунки, другие сочиняли стихи и сказки, собирали различные ребусы и шарады. Заинтересовались родители, выявилась мама, которая пишет детские стихи. Они тоже оказались в нашем журнале. В результате наш журнал получился увесистым, больше похожим на книгу. А главное, эта работа настолько заинтересовала ребят, что они в третьем классе меня спросили: «Будет ли у нас такой журнал в этом году?» Конечно! Собираем материал! Это очень сплачивает ребят. Ведь не секрет, что групповая работа не всегда протекает гладко!
Несколько слов о форме такой работы. Обязательно надо уходить от формы рефератов. Нестандартная подача всегда обязывает творчески думать! Например, проект по окружающему миру «Мой край» был представлен в виде письма «моему заграничному другу», где в красочной форме, с фотографиями (своими, не из Интернета!) была раскрыта данная тема. Эту работу мы отправили на конкурс и заняли призовое место!
Поекты-исследования. Это, конечно, очень глобально и серьёзно. В этом году была взята, на первый взгляд «избитая» тема: «Проблемы городских отходов. Как не допустить катастрофы?» Но насколько получился интересный и содержательный проект! Это и теоретическая часть: проблемы мусора из глубины веков, информация о самых больших свалках с наглядным показом, это исследования: был собран мусор за день, взвешен, отдельно собиралась пластиковая тара и бумага. Всё это посчитано из расчёта на одного человека, какие предполагаемые объемы получились за месяц. Исследована проблема мусора в нашем городе. Был снят фильм , который выложен в Интернет. А главное, - ребёнок мне сказал: «Знаете, мы уже с мамой уже решили, с какой темой я буду выступать в следующем году!»
Хочется порекомендовать долгосрочные проекты. Хороши для этого проекты «Наш класс». Сюда мы собираем материал о самых интересных событиях за год. Это фотографии, небольшие заметки-отзывы об самых интересных мероприятиях в классе, знаменательных событиях, успехах и достижениях ребят. Этот проект также сплачивает ребят, поднимает их самооценку.
Надеюсь, мой скромный опыт по данной проблеме будет полезен и интересен.
Проектная деятельность – очень эффективная методика! Стоит пробовать!

Литература
1.Аксёнова Н. И. Системно–деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012. – с.68-72.
2. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы/ Е.В.Берестнева// Начальная школа.- 2011.-№ 6.- С 28-31
3. Головачева Г.В.Реализация социально-значимых проектов в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]// «Начальная школа».-2016.- Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Федорова С.Ш. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы «Развитие исследовательской деятельности» для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы). [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября».- Режим доступа :[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]