Тема урока: Сочинение по картине А. Рылова «В голубом просторе».


Тема урока: Сочинение по картине А. Рылова «В голубом просторе».
Оборудование урока: 1. Репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе». 2. Запись симфонической поэмы К. Чюрлесина «Море»
Ход урока.
Музыкальный эпиграф. Определите тему музыкального произведения (прослушивание темы музыкального фрагмента записи симфонической поэмы Чюрлесина).
Представление картины.
Беседа по её содержанию:
А) Какое ощущение вызывает картина Рылова?
Б) Какие она вызывает ассоциации?
В) Чем она созвучна прослушанной музыке?
Г) В каких литературных произведениях вам встречались морские мотивы? Назовите их авторов. (Ф. Тютчев «Как хорошо течёт, о море ночное», Жуковский «Море», Пушкин «К морю»).
Определение творческой задачи.
Чтение фрагментов из рассказа М. Горького «Мальва» («Море смеялось…») и феерии А. Грина «Алые паруса» (Герой перед картиной моря в замке).
Определить, какова творческая задача того и другого автора, сделать выписки.
Определить творческую задачу художника Рылова. В чём она выражается?
Сбор рабочих материалов: свежесть; простор; гордые птицы; упругие волны; упругие паруса, наполненные свежим ветром; романтика дальних дорог; скалы, покрытые снегом, освещенные солнцем; зовущая даль; манящая даль; вереница белых облаков и т.д.Определение различных творческих задач; показать романтику дальних странствий (представить себя капитаном корабля, устремлённого в бесконечный простор), прочитать и передать то настроение, которое вызывает картина у критика, сделайте отзыв: «В высоком просторе голубого неба плывут облака, и свободно и гордо летят над волной белые лебеди. Всё пронизано солнцем, овеяно ветром, полон движения и энергии парусник , скользящий по волнам. В это пейзажном мотиве художник воплотил радостную, светлую силу порыва, образно отразив романтическую устремлённость в будущее.»
Дополнить словарь с учётом выбранной вами творческой задачи (самостоятельная работа). Определить последовательность работы, пронумеровав отобранные слова. Составить опорные предложения в виде плана.
Чтение и корректировка планов.
Написание сочинения в сопровождении музыки К. Чюрлесина.
Примерный план.
Человеку свойственно мечтаться о дальних странах, о путешествиях, приключениях.
Этой теме посвящена картина Рылова «В голубом просторе».
В голубом воздушном океане, купаясь в лучах солнца, упруго и плавно скользят гордые птицы.
Словно сапфировая чаша, раскинулось под ним безбрежное море.
Свежий ветер, надувая упругие паруса, гонит вперёд корабль, который направил свой бег на поиски романтики и приключений.