Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение по картине А.А.Рылова В голубом просторе


УМК «Школа России»; 3 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г.Тема урока: Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по созданию высказывания по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».
Задачи:
Предметные: содействовать формированию умений создавать высказывания по картине; воспроизводить текст с учетом его темы, отбирать материал на тему, составлять текст на тему; развития умения связно и последовательно изучать содержание высказывания; использовать изобразительно – выразительные средства в своих высказываниях, правильно употреблять грамматические формы слов.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку; понимание чувств одноклассников, учителей.
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД
а) регулятивные –планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности
б) познавательные – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; проводить сравнение изученных объектов; понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте.
в) коммуникативные – формировать собственное мнение; строить сообщение в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Оборудование урока: учебник русского языка 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г., картина А.А.Рылова «В голубом просторе»
Ход урока
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы
Орг. момент мин Проверяет готовность обучающихся к уроку;
Просит показать правильность посадки за столом, положение тетради при письме;
Предлагает упражнения для развития кистей рук и пальцев. Показывают готовность к уроку;
Показывают правильную посадку, наклонное положение тетради;

Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
За письмо теперь пора. Правильность расположения учебных принадлежностей на столе.
Плакат «Сиди правильно»;
Обращает внимание на правильное произношение слов.
Введение учащихся в определенную речевую ситуацию, определение темы и задачи урока 5-7 мин Звучит запись шума морских волн и звуки летящих гусей.
Какие звуки вы услышали?
Какую картину вы себе представили, слыша эти звуки?
Голоса каких птиц вы услышали?
Как вы думаете, какая погода на картине, образ которой вы представили?
Как вы думаете, что будет изображено на этой картине?
Ребята, как вы думаете, как будет называться картина, о которой мы сегодня будем говорить. Беседа
Молчаливое (первичное) рассматривание картины. 1 мин Давайте представим, что мы входим в Третьяковскую галерею. Проходим один зал, другой, третий. И вот, наконец, мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину. Это полотно А.А.Рылова «В голубом просторе». Или может это не картина, а окно в мир, где царит свобода и вольный простор? Перед ней останавливаются и дети , и взрослые, настолько оно притягивает и попробуем и мы войти в мир воссозданный художником Аркадием Александровичем Рыловым.
Учитель рассказывает о художнике и истории создании картины.
Ребята, рассмотрите внимательно картину художника Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе»
Постарайтесь понять замысел художника и прочувствовать настроение природы.
- А поможет нам в этом симфоническая фантазия А. Глазунова "Море" Работа с картиной
Беседа по картине. Коллективный ее анализ под руководством учителя. 10 мин Вспомните что такое пейзаж?
Где, в каких видах искусства мы встречали этот жанр?
Можно ли считать картину А.А.Рылова пейзажем?
Что изображено на этой картине?
- Какое время года изображено на этом полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод?
Как, с помощью каких изобразительных средств создается здесь ощущение простора, широты.
Обратите внимание на формат полотна. Где на картине находится линия горизонта? Почему? Какое впечатление создается у нас с помощью этого приема?
- Какое настроение вызывает просмотр картины?
- Выберите карточки со словами, характеризующими это эмоциональное состояние
Радость легкостьликование счастьеторжественность надеждатревога свободабодрость раскрепощенность- Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? Приходилось ли вам испытывать что-то подобное?
- Что изображено на переднем плане?
- Какой колорит картины? Какие краски в ней преобладают? Сравните цветовую гамму и настроение картины. Совпадает ли это с названием картины – «В голубом просторе»?
- Работа с карточками, характеризующими цвет неба и моря:
Голубой, ярко-голубой, синий, светло-синий, сине-зеленый, густо-синий, бирюзовый, синеватый, голубоватый, лазурный, небесный, голубизна, синева, лазурь, лазоревый, ультрамариновый.Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Ультрамарин – ярко-синяя окраска.
Лазоревый – в народной словесности голубой, лазурный.
Бирюзовый – зеленовато-голубой Изображение природы
В живописи, в литературе
Да, это пейзаж. Здесь дано изображение природы: небо, море, пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные птицы
Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Темно-зеленые морские волны кажутся еще холодными, но в них уже отражается, их просвечивают лучи солнца, скрытых за облаками. Рыжий берег пустынен, на нем видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной.
С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, ветра, птиц, корабля, их устремленности к цели
Формат картины прямоугольный, вытянутый по горизонтали. Линия горизонта расположена ниже уровня глаз зрителя, она четко обозначена границей моря и неба и как бы повторяется несколько раз с помощью горизонтально вытянутых облаков. Большую часть картины занимает небо. Мы смотрим на картину как бы с высоты птичьего полета. Кажется, что мы летим вместе с птицами высоко над морем.
Радости, надежды, но к ним прибавляется немного тревоги
- Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полета, счастье возвращения на родину, домой. Ощущение легкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем.
- Облака и лебеди они как бы летят навстречу солнцу. Оно скрыто за облаками, но о его присутствии мы можем догадаться по тени, падающей на птиц и облака.
- В картине два главных повторяющихся цвета – белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию картины: сине-голубое небо – темно-синее море, белые лебеди и облака – белые паруса корабля. В правом нижнем углу – остров, земля на нем коричневато-рыжеватого цвета. Но и он покрыт остатками белого снега.
Фронтальный опрос
Коллективное составление плана 3 мин План:
Голубой простор
Вольные птицы
У пустынных берегов
Окно в прекрасный мир
Коллективная работа
Физкультминутка 1 мин А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок Орфографическая подготовка 5 мин - Ребята, давайте выясним значение слова простор
- Как вы думаете, что оно обозначает?
- Давайте запомним, как пишется это слово, подберем к нему синонимы и определения. А) свободное, обширное пространство
Б) свобода раздолье
Синонимы: раздолье, даль, широта, свобода, воля; определения: широкий, вольный, безграничный, необозримый, необъятный. Уточнение словаря учащихся
Работа над составлением словесного описания картины
10 мин По составленному плану попробуйте составить сочинение по картине «В голубом просторе». Индивидуальная работа
Д/з 2 мин Ребята, дома вам нужно будет написать сочинение. Постарайтесь передать свое отношение к картине, какое настроение оно у вас вызывает. Итог урока 3 мин С каким художественным произведением мы с вами сегодня познакомились?
Что вы узнали нового на уроке?