Приемы и методы развития критического мышления как средство формирования метапредметных умений и навыков.


Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. Цель: отработка умения сопоставлять и сравнивать; выделять главные признаки, находить различие и сходство; обобщать. Урок русского языка 2 класс. «Правописание слов с разделительным Ъ и Ь» Цель: : развивать умение выделять главное, обобщать, анализировать. - + позитивные события в жизни героев негативные события в жизни героев А.П.Чехов «Каштанка» (урок внеклассного чтения) Цель: : развивать умение рассуждать, обобщать, аргументировать. Цель: : умение отстаивать свою точку зрения, приводя веские аргументы Урок литературного чтения 2 класс. «Б.Житков «Беспризорная кошка» ДА Дискуссионный вопрос НЕТ Ей надо было как-то жить.У нее не было хозяина.…….. Правильно ли поступала кошка, воруя продукты? Воровать – это плохо.Надо было искать пропитание, не причиняя зло людям.3…………. Цель: : отрабатывать умение выделять главное, анализировать, синтезировать, переводить информацию из одного плана в другой (из словесного в образный), устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, вызвать интерес через занимательную форму задания. Урок окружающего мира 2 класс. «Охрана природы» СобытияУстройство конструктора «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). Конструктор будет иметь вид: Было стало изменилось «Метод маленьких человечков». Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?» Системный лифт При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:«Класс → первый этаж → школа → улица Садовая → Челябинская область→ город Кыштым→ Северо-Западный федеральный округ → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная». Лифт-город Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:Имя – ИванАвтор (создатель) – П.П. ЕршовПрописка – русская сказка «Конек-Горбунок»Где живет – в град-столицеКем служит – конюхом у царяОсобые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок) Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками Модель “Создай паспорт” ТРИЗ - загадка В центре круга ставится стул, на него приглашают одного участника. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, учитель предлагает классу по очереди задать вопросы по пройденной теме. * * рефлексия * * рефлексия На доске изображены слова или определения, связанные с определенной темой. К доске выходят по четыре добровольца: двое выступающих и двое проверяющих. Учитель или класс задают вопросы, а ответ участники должны найти на доске и первыми ударить по слову мышеловкой 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: 2011 2. Основной сайт проекта «Джонатан Ливингстон» - http://jlproj.org 3. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ (краткая справка)/ - декабрь 1997-2003 - http:// jlproj.org 4. Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста. / “Педагогика+ТРИЗ” - Гомель, 1997. - N3 5. Хоменко Н. Н. Использование игры “Да-Нет” при обучении ТРИЗ/ - 1992-1994 г - jlproj@gmail.com 6. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры «Да-Нет»/ - 1998 - sid@mail.uln.ru , jlproj@gmail.com 7. Г.Альтов. Сборник научной фантастики. Вып.14. - М: Издательство «Знание», 1974. - С. 3 - 52. 8. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления. Творчество как точная наука. — М.: Сов. радио, 1979. С. 66-72. Список литературы