Программа экспериментальной работы по теме «Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных умений при изучении биологии в основной и старшей школе в рамках ФГОС ООО»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №111
Программа
экспериментальной работы по теме
«Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных умений при изучении биологии в основной и старшей школе в рамках ФГОС ООО»
Срок реализации программы: 2012 - 2015 г. г.
Нижний Новгород
2012
-Название эксперимента.
«Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных умений при изучении биологии в основной и старшей школе в рамках ФГОС ООО»
      - Автор-исполнитель или руководитель эксперимента (фамилия, имя, отчество, должность, звание, адрес, телефон).
Видяйкина Е.К., заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №111
      – Название органа или лица, давшего разрешение на эксперимент и разделившего ответственность за его результаты.
ГБОУ ДПО НИРО, приказ МО НО №169 от 14.09.2012.
Научный руководитель Е.В.Алексеева, зав.кафедрой естественнонаучного образования НИРО, к.п.н., доцент )      – Краткое обоснование актуальности темы (из каких потребностей и противоречий практики вытекает необходимость организации именно данного эксперимента).
Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.  Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предмета биологии в общеобразовательной школе, заключается:
в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;
в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,
в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:
Личностные – ценностные  ориентации, отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной социальные чувства, личностные качества;
Предметные – усвоенные  учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний;
Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
 Метапредметные технологии:
Проектная деятельность
Интерактивная методика.
Личностно–ориентированные технологии обучения.
Интегративная технология
Среди метапредметных технологий ведущее место занимает проектная деятельность, как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной и старшей школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимуществ.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
Выявление проблемы исследования;
Постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
Формулировка гипотез исследования;
Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
Сбор информации;
Аналитическая работа;
Корректировка поставленных задач и хода исследования;
Дальнейший поиск информации;
Анализ новых фактов;
10.  Обобщение получение новых данных;
11.  Оформление результатов исследования;
12.  Обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности
Проведенный нами анализ учебных программ и учебников биологии 5-11 классов позволил выявить достаточные возможности для реализации ряда учебных исследовательских проектов.
Необходимость модернизации школьного образования, реализации его направленности на развитие личности ученика и теоретическая и практическая неразработанность проектного обучения биологии, способствующего данным процессам, определяют актуальность темы нашего эксперимента.
      – Объект исследования.
Учащиеся 5 – 11 классов
      – Предмет исследования.
Методика проектного обучения общей биологии в общеобразовательной школе.   
   – Цель эксперимента.
Повышениие эффективности учебно-воспитательного процесса по биологии в 5 -11 классах на основе проектного обучения.
Создание теоретической и практической базы в основной и старшей школе для перехода на новый ФГОС по биологии с учетом метапредметности.
      – Задачи.
Организовать проектно – исследовательскую деятельность сообщества учащихся и педагогов на основе отработки метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС.
Создать перечень мини-проектов и рекомендаций по работе с мини-проектами по биологии в рамках учебного курса основной школы в урочной и внеурочной деятельности
Создать сборник проектов по курсу « Биология» в основной и старшей школе .
Создать сборник прграмм по биологии на основе метапредметного подхода в рамках ФГОС.
Разработать методические рекомендации по работе с проектами по биологии в основной и старшей школе
Создать систему мониторинга по отслеживанию уровня достижения метапредметных результатов.
      – Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т.е. то нововведение, за счёт которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса).
Эффективность учебно-воспитательного процесса в рамках изучения биологии в 5-11 классах может быть повышена, если будут:
- определены психолого-педагогические основы проектного обучения;- разработана методика проектного обучения;
- уточнены методические условия проектного обучения курсу биологии.
      – Методы и конкретные методики исследования (виды анкет, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы).
           Хотя сам по себе педагогический эксперимент является методом исследовательской работы, при его подготовке и проведении используются две группы методов: эмпирические и теоретические.       Эмпирические методы.
К ним могут быть отнесены: изучение литературы по теме эксперимента, педагогическое наблюдение, социологические опросы, анкетирование, тестирование, рейтинговая оценка, а также изучение и обобщение чьего-либо опыта. Изучение литературы, включая и нормативные, инструктивно-методические документы, предпринимается с целью выяснения общей ситуации по исследуемой проблеме, формулировки гипотезы, составления модели, проекта исследовательской работы. Педагогическое наблюдение экспериментатора в отличие от обыденного должно быть всегда целенаправленным, т.е. в определенной мере спланированным, поисковым.
Социологические опросы могут быть устными и письменными. Устные опросы проводятся как в форме произвольной беседы, так и целенаправленного собеседования – интервью по специально подготовленным вопросам.       Анкетирование – разновидность письменного опроса, позволяющего за короткий срок собрать информацию от большой группы людей. Анкеты делятся на открытые (не ограничиваются варианты ответов на вопросы) и закрытые (выбор вариантов ограничен заранее подготовленными ответами).       Тестирование – способ психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определённую шкалу значений.       Рейтинг – оценка того или иного педагогического явления с помощью экспертов.       Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др.       Сравнение продуктивно при анализе информации о любом ребёнке: что говорят о нём разные учителя, одноклассники, родители, приятели по двору и т.д.
Классификация – логическое деление фактов, данных, явлений и т.д. по какому-то принципу, существенному для данной группы. Обобщение (с выделением главного, единственного) предполагает переход от единичного к общему в суждениях, оценках.
Абстрагирование – мыслительная процедура, суть которой в поиске научно обоснованного алгоритма деятельности. Абстрагирование на современном уровне предполагает моделирование деятельности на компьютерной основе, что позволяет предвосхитить негативные последствия эксперимента. Исследователям нужно иметь в виду, что при анализе информации ни одна из проведённых выше процедур не применяется в чистом виде, все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.             – Сроки эксперимента (время начала, время предполагаемого завершения).
2012-2015 г.г.
      – Этапы (сроки и содержание работы).
Основные этапы эксперимента:
Диагностико - прогностический этап сентябрь 2012 г. - декабрь 2012г.
Практический этап январь 2013 - декабрь 2014гг.
Обобщающий этап январь 2014- август 2015гг.

п/п Описание деятельности Сроки исполнения Ответственный исполнитель
Диагностико- прогностический этап сентябрь 2012- декабрь 2012 г.
Изучение ФГОС основной и старшей школы Сентябрь 2012-
декабрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаВыявление проблемы и обоснование её актуальности Сентябрь 2012-
декабрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаОпределение нормативно- правовой документации, регламентирующей экспериментальную деятельность Сентябрь 2012-
Зам. директора по ВР Е.К. Видяйкина.
Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Формирование творческой группы по реализации эксперимента, распределение функциональных обязанностей Октябрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. Видяйкина.
Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Обучающий семинар для участников реализации программы Октябрь 2012Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаИзучение педагогами- участниками эксперимента психолого- педагогической и методической литературы по теме эксперимента. Ноябрь 2012-
декабрь 2012 Все участники эксперимента
Разработка программы эксперимента, согласование с научным руководителем заведующей кафедрой ЕНО ГБУ ДПО НИРО к.п.н., доцентом Алексеевой Е.В., утверждение ее на педагогическом совете Ноябрь 2012-
Творческая группа по разработке программы
Разработка и утверждение плана реализации программы на 2012-2013 учебный год. Ноябрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаПодготовка материальной базы эксперимента Ноябрь 2012-
декабрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаМетодическое обеспечение эксперимента:
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет. Декабрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаОпределение критериев результативности, экспериментальных и контрольных объектов Декабрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаФормирование сетевого Интернет - сообщества с другими участниками эксперимента Май 2013 Чернецова Р.Н. Долгова О.Ю
Апробация технологии метода проектов на уроках биологии и внеурочной деятельности Декабрь 2012- май 2013 Бычкова М.Е.
3 Разработка и внедрение системы мониторинга по отслеживанию результатов эксперимента Декабрь 2012- Зам. директора по ВР Е.К. Видяйкина6. Создание перечня проектов, мини-проектов и рекомендаций по работе с проектами по биологии в рамках учебного курса основной школы в урочной и внеурочной деятельности. Январь 2013-февраль 2013
Учителя биологии, химии
Мухарова Г.Л., Бычкова М.Е.
Козина Н.Д.
7. Формирование банка методических разработок:
Проекты в рамках учебного курса основной и старшей школы
Проекты в рамках внеурочной деятельности Учителя биологии Мухарова Г.Л., Бычкова М.Е.
Чернецова Р.Н.
Долгова О.Ю.
8 Организация проектно-исследовательской деятельности сообщества учащихся и педагогов на основе отработки метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС Апрель 2013-май 2013 Учителя биологии, химии Мухарова Г.Л., Бычкова М.Е.
Чернецова Р.Н.
Повышение квалификации педагогов- участников эксперимента через курсовую подготовку по вопросам ФГОС на базе НИРО По графику Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Участие обучающихся в конференции НОУ, олимпиаде,
Творческих конкурсах, природоохранной деятельности В течение года Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Практический этап январь 2013- август 2014 г. г.
1 Изучение педагогами- участниками эксперимента психолого- педагогической и методической литературы по теме эксперимента. Август 2013- май 2014 Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаВсе участники эксперимента
2 Методическое обеспечение эксперимента:
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет. Сентябрь 2013- май 2014 Зам. директора по ВР Е.К. Видяйкина3 Изучение ФГОС основной и старшей школы Сентябрь 2013- май 2014 Зам. директора по ВР Е.К. Видяйкина6 Разработка и утверждение плана реализации программы на 2013-2014 учебный год. Сентябрь 2013 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаЧернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
5 Консультация в НИРО по вопросам реализации экспериментальной программы Декабрь 2013
Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаЧернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Повышение квалификации педагогов- участников эксперимента через курсовую подготовку по вопросам ФГОС на базе НИРО Сентябрь 2013- май 2014 Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Участие в сетевом Интернет - сообществе с другими участниками эксперимента
Сентябрь 2013- май 2014 Учителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Апробация технологии метода проектов на уроках биологии и внеурочной деятельности Сентябрь 2013- май 2014 Учителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Организация проектно-исследовательской деятельности сообщества учащихся и педагогов на основе отработки метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС Апрель 2013-май 2014 Учителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Создание перечня проектов, мини-проектов и рекомендаций по работе с проектами по биологии в рамках учебного курса основной школы в урочной и внеурочной деятельности. Сентябрь 2013- май 2014 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина О.Ю.
Долгова О.Ю.
Формирование банка методических разработок:
Проекты в рамках учебного курса основной и старшей школы Сентябрь 2013- май 2014 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаФормирование банка методических разработок:
Проекты в рамках внеурочной деятельности Сентябрь 2013- май 2014 Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаРазработка рабочей программы по биологии в 5-6 классах основной школы на основе метапредметного подхода в рамках ФГОС Май 2014Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Разработка методических рекомендаций к рабочим программам по биологии в 5-6 классах основной школы на основе метапредметного подхода в рамках ФГОС Май 2014Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Тиражирование опыта:
Круглый стол «Проектная деятельность с учётом метапредметности»
Обобщение наработанного материала в рамках МО учителей естественно-научного цикла
Участие в семинарах областного масштаба по теме эксперимента в рамках сетевого взаимодействия Февраль, март, апрель 2014 Учителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Участие обучающихся в конференции НОУ, олимпиадах,
творческих конкурсах природоохранной направленности В течение года Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Создание системы мониторинга уровня достижения метапредметных результатов Май 2013 Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаПодведение итогов, анализ результатов работы по реализации программы эксперимента Май 2013 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Обобщающий этап : август 2014 – май 2015 гг.
Разработка рабочих программ по биологии в основной и старшей школе на основе метапредметного подхода в рамках ФГОС. Сентябрь 2014- май 2015 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Создание сборника программ по биологии в основной и старшей школе на основе метапредметного подхода в рамках ФГОС. Май 2015 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Разработка методических рекомендаций по работе с проектами по биологии в основной и старшей школе Май 2015 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Создание системы мониторинга по отслеживанию уровня достижения метапредметных результатов. Май 2015 Зам. директора по ВР Е.К. Видяйкина2
Подведение итогов, анализ результатов работы, анализ мониторинга по отслеживанию уровня достижения метапредметных результатов. Май 2015-август 2015 Зам.директора по УВР
Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаУчителя биологии Чернецова Р.Н.
Козина Н.Д.
Долгова О.Ю.
Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента. Май 2015-август 2015 Зам. директора по ВР
Е.К. Видяйкина    – Состав участников эксперимента.
Зам. директора по ВР Видяйкина Е.К.
Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Учитель биологии Мухарова Г.Л.
Учитель биологии Бычкова М.А
Учитель географии Долгова О.Ю.
Учитель химии Чернецова Р.Н.
Учитель химии Козина Н.Д.
Учащиеся 5-11 классов
  – Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней:
Зам. директора по ВР Видяйкина Е.К - осуществляет руководство, участвует в разработке и реализации проектов во внеурочной деятельности.
Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В. осуществляет руководство за курсовой подготовкой педагогов в рамках реализации программы экперимента.
Учителя биологии, химии участвуют в разработке и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Обучающиеся 5-11 классов - участвуют в разработке и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.
      – База (вся школа, параллель, отдельный класс, группа детей • оговорить экспериментальные и контрольные объекты).
Параллели 5-11 классов
      – Формулировка критериев оценки ожидаемых результатов.
Мониторинг качества обученности по предмету.
Мониторинг участия обучающихся в предметных олимпиадах, НОУ.
Мониторинг участия обучающихся в творческих конкурсах.
Мониторинг участия обучающихся в природоохранной деятельности.
Критерии оценки проектов по биологии:
четкость поставленной цели и задач;
тематическая актуальность и объем использованной литературы;
обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
полнота раскрытия выбранной темы проекта;
обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
анализ полученных данных;
наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
обоснованность структуры доклада;
вычленение главного;
полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
использование наглядно-иллюстративного материала;
компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
Общие требования к оформлению проекта по биологии:
При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.
Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.
      – Прогноз:       а) положительных результатов.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний).
   б) потерь, возможных негативных последствий, продумывание компенсаций
Поверхностный подход в проектной деятельности и в изучении материала учащимися (Индивидуальная работа, ответы на вопросы, формирование стимула к работе через доступ к Интернету, конструирование, разработки.)
Непостоянное фиксирование материалов деятельности учителем и учащимися (Помощь учителя в создании рабочих тетрадей, файлов, обучение приемам конспектирования...).
Непонимание материала учащимися (Учить задавать вопросы, слушать ответы...       – Научный консультант эксперимента.
Научный руководитель Е.В.Алексеева, зав.кафедрой естественнонаучного образования НИРО, к.п.н., доцент ).
      – Предложения по кандидатурам рецензентов программы эксперимента (с указанием должности и места работы).
Научный руководитель Е.В.Алексеева, зав.кафедрой естественнонаучного образования НИРО, к.п.н., доцент )      – Форма представления результатов эксперимента (письменный отчёт, текст доклада, методические рекомендации, статья в журнал, диссертация и пр.).
Представление материалов на научных конференциях разного уровня
Проведение областных семинаров в рамках сетевого взаимодействия
Представление наработанного материала на курсах НИРО
Тиражируемость материалов через сетевой проект «Достижения метапредметных результатов на основе проектной деятельности для основной и старшей школы в рамках внедрения ФГОС»
Приложение
к приказу директора МБОУ средней
общеобразовательной школы №111
от ____________________________
План
реализации экспериментальной программы по теме
«Достижения метапредметных результатов на основе проектной деятельности для основной и старшей школы в рамках внедрения ФГОС»
на 2012-2013 учебный год

п/п Описание деятельности Сроки исполнения Ответственный исполнитель
Изучение ФГОС основной и старшей школы Сентябрь 2012-
декабрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаВыявление проблемы и обоснование её актуальности Сентябрь 2012-
декабрь 2012 Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаОпределение нормативно- правовой документации, регламентирующей экспериментальную деятельность Сентябрь 2012-
Зам. директора по ВР Е.К. Видяйкина.
Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Формирование творческой группы по реализации эксперимента, распределение функциональных обязанностей Октябрь 2012 Зам. директора по ВР
Е.К. Видяйкина.
Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Обучающий семинар для участников реализации программы Октябрь 2012-
Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаИзучение педагогами- участниками эксперимента психолого- педагогической и методической литературы по теме эксперимента. Ноябрь 2012-
декабрь 2012 Все участники эксперимента
Разработка программы эксперимента, согласование с научным руководителем заведующей кафедрой ЕНО ГБУ ДПО НИРО к.п.н., доцентом Алексеевой Е.В., утверждение ее на педагогическом совете Ноябрь 2012-
Творческая группа по разработке программы
Разработка и утверждение плана реализации программы на 2012-2013 учебный год. Ноябрь 2012 Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаПодготовка материальной базы эксперимента Ноябрь 2012-
декабрь 2012 Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаМетодическое обеспечение эксперимента:
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет. Декабрь 2012 Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаОпределение критериев результативности, экспериментальных и контрольных объектов Декабрь 2012 Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаФормирование сетевого Интернет - сообщества с другими участниками эксперимента Май 2013 Чернецова Р.Н. Долгова О.Ю
Апробация технологии метода проектов на уроках биологии и внеурочной деятельности Декабрь 2012- май 2013 Бычкова М.Е.
Разработка и внедрение системы мониторинга по отслеживанию результатов эксперимента Декабрь 2012- Зам. директора по ВР
Е.К. ВидяйкинаСоздание перечня проектов, мини-проектов и рекомендаций по работе с проектами по биологии в рамках учебного курса основной школы в урочной и внеурочной деятельности. Январь 2013-февраль 2013
Учителя биологии Мухарова Г.Л., Бычкова М.Е.
Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаФормирование банка методических разработок:
Проекты в рамках учебного курса основной и старшей школы
Проекты в рамках внеурочной деятельности Учителя биологии Мухарова Г.Л., Бычкова М.Е.
Чернецова Р.Н.
Долгова О.Ю.
Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаОрганизация проектно-исследовательской деятельности сообщества учащихся и педагогов на основе отработки метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС Апрель 2013-май 2013 Учителя биологии Мухарова Г.Л., Бычкова М.Е.
Чернецова Р.Н.
Зам. директора по ВР Е.К. ВидяйкинаПовышение квалификации педагогов- участников эксперимента через курсовую подготовку по вопросам ФГОС на базе НИРО По графику Зам. директора по УВР Сямиуллина Н.В.
Тиражирование опыта:
Круглый стол «Проектная деятельность с учётом метапредметности»
Обобщение наработанного материала в рамках МО учителей естественно-научного цикла
Участие в семинарах областного масштаба по теме эксперимента в рамках сетевого взаимодействия В течение года Все участники эксперимента
Участие обучающихся в конференции НОУ, олимпиаде,
Творческих конкурсах, природоохранной направленности В течение года Зам. директора по УВР
Н.В. Сямиуллина