Семинар Системно — деятельностный подход а преподавании географии в условиях внедрения ГОС






План проведения семинара


І. Теоретическая часть.

Актуальность проблемы. Теоретические и методологические основы.
Л. П. Налбат , руководитель РМО учителей географии, учитель высшей категории, «старший учитель».

Основные требования к уроку, построенному на системно-деятельностной основе.
Б. В. Свищев, учитель географии МОУ «Школа № 144 г. Донецка», учитель высшей категории.

ІІ. Практическая часть.


«Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Южной Америки». Фрагмент урока.
Е. Я. Тимченко, учитель географии МОУ «Школа № 125 г. Донецка», учитель высшей категории.

Урок – КВН «Африка». Фрагмент урока.
Т. И. Пасечник, учитель географии МОУ «Школа № 126 г. Донецка», учитель высшей категории.

Использование системно – деятельностного подхода во внеклассных мероприятиях. Интеллектуально – познавательная игра «Знатоки географии».
И. А. Сагуленко, учитель географии МОУ «Школа № 125 г. Донецка», учитель первой категории.

ІІІ. Подведение итогов семинара.


















 Л. П. Налбат , руководитель РМО учителей географии, учитель высшей категории, «старший учитель».
             
                                                         «Единственный путь, ведущий                                                                                          к знанию – это деятельность»  
                                                                                                                              Б. Шоу
         «Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового»
С. Пейперт
         «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий»
А. Дистервег (1790-1866)
       
Актуальность
      При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
     В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
В чём же сущность деятельностного подхода?
   Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся,



опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
  Итак, системно - деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.
Выявленные проблемы
 В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов системно - деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образования появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов и не потерять при этом интересы ученика? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно - деятельностный подход? Что, собственно, он собой представляет? Как вести занятия с точки зрения системно - деятельностного подхода? И что даст этот подход ребенку? Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение? Какой учебный материал подобрать, и какой дидактической обработке его подвергнуть? Какие методы и средства обучения выбрать? Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Задачи:
- изучить теорию системно-деятельностного подхода и технологию деятельностного метода в обучении учащихся;
-систематизировать полученные знания о системно- деятельностном подходе;
- организовать в практической деятельности внедрение технологии деятельностного метода в обучении географии в 5 классе.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования.


Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.


3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.



                                  






Б. В. Свищев, учитель географии МОУ «Школа № 144 г. Донецка», учитель высшей категории.

Основные требованиями к уроку,
построенному на системно-деятельностной основе, являются:
Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов (формирование УУД и предметных действий);
Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия;
Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;
Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся;
Создание психологически комфортной обстановки на уроке;
Минимализация и вариативность домашнего задания;
Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.

Технологическая карта уроков в 6 классе по теме:
«Земля часть солнечной системы».
LINK \l ""LINK \l ""
Предмет
География

Класс
6

Тема урока
Земля – планета Солнечной системы.

Цель урока
Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе.

Задачи урока
Образовательные: углубить знания о Солнечной системе и её планетах
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.




Планируемые результаты
Предметные:
Знать – планеты Солнечной системы.
Уметь – описывать уникальные особенности Земли как планеты; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия
Солнечная система; планеты земной группы; планеты-гиганты; атмосфера; гидросфера; земная кора; биосфера; Мировой океан.

Межпредметные связи
Биология, астрономия

Ресурсы урока
Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет.

Формы урока
Фронтальная, групповая.

Технологии
Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

LINK \l ""LINK \l ""
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты






Предметные
УУД

1) Оргмомент
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.
Подготовка к уроку, приветствие учителя


Самоконтроль готовности к уроку (Р)

2) Мотивация учебной деятельности

Предлагает посмотреть видеофрагмент «Дело о планете Земля: Рождение Земли» и сформулировать тему и цели урока.


Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.
Просмотр видеофрагмента.
Формулирование темы и цели урока.



Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)




3) Изучение нового материала



1. Предлагает
определить (по тексту учебника):
- Что общего у Земли с другими планетами Солнечной
системы?
- В чем уникальность нашей планеты?
Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия.
2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.).
Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты- гиганты
2.планеты земной группы



Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.
Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы
Просматривают, сравнивают планеты земной группы, принимают участие в диалоге с учителем



Заполнение таблицы:
LINK \l ""LINK \l ""




Сравнение планет Солнечной системы по различным параметрам.



Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)




Общие признаки
Отличи-
тельные признаки














Записать в тетради новые понятия




4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
«Игра на внимание»
Говорит утверждения:
1.Юпитер-планета-гигант.
2.Земля- самая большая планета.
3.Нам известна лишь одна Галактика.
4.Луна- естественный спутник Земли.
5.Марс-планета земной группы.
Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.

Играют, демонстрируя свои знания по новой теме.


5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы
Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста.
Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса.
Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши - материки.
Вводит понятие мировой океан
Анализируют текст и выбирают необходимые сведения.
Смотрят ЭОР. Рассматривают внешний вид Земли на глобусе.
Обмениваются полученной информацией.
Записывают в тетради новые понятия.
Выполнить задание 11 в рабочей тетради.
Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний


Задает вопросы для беседы:
Назовите точный космический адрес планеты Земля.
Что такое Галактика?
Что такое Солнечная система?
Какие планеты входят в Солнечную систему?
В чём заключается уникальность планеты Земля?
Докажите, что жизнь могла появиться только на Земле.
Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Использование приобретенных знаний и умений.
Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

7) Рефлексия
Подводит итоги урока.
-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.


Оценка достигнутых результатов (Р)

8) Домашнее задание
Параграф 7 (вопросы). Выполнить творческое задание «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике


Самоконтроль и взаимоконтроль (К)


          Заключение
В условиях введения в практику работы школы ГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа где учителю отводится роль навигатора, консультанта деятельности обучающихся. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.



Е. Я. Тимченко, учитель географии МОУ «Школа № 125 г. Донецка», учитель высшей категории.

«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Ю. Америки».
Цель:
обучающая: углубить знания о связи геологического строения, рельефа и месторождений полезных ископаемых; нацелить учащихся на поиск определённых закономерностей в размещении форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; усовершенствование практических навыков работы с картами;
развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету;
воспитательная: воспитывать познавательный интерес к географии.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Оборудование: физическая карта Ю. Америки, атласы, учебники; раздаточный материал: карточки, тексты; ТСО.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Географическая мозаика. (Собрать части материка) Использование интерактивной доски.


Интеллектуальная разминка
- Кем и когда был открыт материк? 1492 г. Х. Колумб
- В честь кого получил название? А. Виспуччи
- Кем и когда были проведены первые исследования? 19 в. А. Гумбольдт

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Прослушайте отрывок из перуанской мелодии «Полёт кондора» и вы почувствуете красоту бескрайних просторов материка (Просмотр фрагмента фильма «Полет птицы»)



- Что такое рельеф?
- Какие формы рельефа вы знаете?
- Какие силы влияют на формирование рельефа?
- Что такое платформа?
- Что такое пояс складчатости?
- Что такое литосферная плита?
Учитель: Вы уже догадались, что тема нашего урока связана с рельефом. Демонстрация темы урока на экране.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415 13EMBED PowerPoint.Slide.121415
IV. Изучение нового материала.
1) Сообщение темы урока.
2) Ученики определяют, какие знания, умения и навыки будут формировать:
- формирование знаний о рельефе материка
- определять причинно - следственные связи
- характеризовать отдельные части
- определять закономерности
- работать с географическими источниками
- делать выводы и обобщения
Учитель: Почему изучение территории начинается с изучения рельефа?
Ученики: влияет на климат, растительный и животный мир, речную систему, размещение полезных ископаемых.
Учитель: Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма о формировании рельефа Ю. Америки, а вы сделаете определённые выводы (Просмотр фильма «Начало Америки»)
3) Работа с картой
- Определите, на какой литосферной плите расположен материк?
- Какие тектонические структуры лежат в основе материка?
- Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам?
Учитель: Какой вывод можно сделать? Формирование рельефа связано с тектоническим строением. В рельефе материка выделяют горный запад и равнинный восток.

4) Географический практикум: работа с физической картой Ю. Америки, учебником, просмотр слайдов.
- характеристика низменностей
- характеристика плоскогорий
- характеристика гор








13EMBED PowerPoint.Slide.121415 13EMBED PowerPoint.Slide.121415
13EMBED PowerPoint.Slide.121415 13EMBED PowerPoint.Slide.121415

13EMBED PowerPoint.Slide.121415 13EMBED PowerPoint.Slide.121415

13EMBED PowerPoint.Slide.121415 13EMBED PowerPoint.Slide.121415











13EMBED PowerPoint.Slide.121415 13EMBED PowerPoint.Slide.121415


Просмотр фильма «Анды» (Формирование пояса складчатости)
Вывод: Накопление полезных ископаемых связано с тектоническим строением.

5) Самостоятельная работа. Используя карту, заполни таблицу.


V. Закрепление знаний.
Дополни текст, вставь пропущенное слово. Использование интерактивной доски.



Заполни таблицу, работа с карточками.
Вопросы: 1. Области новой складчатости.
2. В основании лежит Ю. Американская платформа.
3. Есть действующие вулканы.
4. Рельеф сформировался на выступах фундамента платформы.
5. Территория богата нефтью и газом.
6. Характерны интенсивные движения земной коры.
7. Территория богата оловом и медными рудами.
8. Территория принадлежала бывшей Гондване.



1
2
3
4
5
6
7
8

Ориноко









Амазонская









Ла-Плата









Гвианское









Бразильское









Анды










VI. Итог урока. Выставление оценок.
- Большая часть Ю Америки имеет равнинный рельеф.
- На западе сформировались горы.
- Горы продолжают расти, об это свидетельствуют землетрясения.
- Среди полезных ископаемых преобладают рудные полезные ископаемые.

VII. Д/З § 27, проработать текст параграфа, на контурную карту нанести основные формы рельефа и полезные ископаемые.

























Т. И. Пасечник, учитель географии МОУ «Школа № 126 г. Донецка», учитель высшей категории.

Тема: Африка. Обобщающее повторение.
Цель: Закрепить весь пройденный материал, повторить наиболее сложные и
трудные для усвоения разделы темы. Привить интерес к предмету.
Тип урока: «Общественный смотр знаний»
Ход урока:
План проведения. Класс делится на группы по 5-6 учащихся в каждой. За правильно выполненное задание учащиеся получают жетон. Красный – ответ правильный и полный, желтый – есть ошибки, зеленый – ответ на половину вопроса
Проверка номенклатуры
Географическая эстафета
Вызываются по одному участнику. Учащиеся получают по карточке, где написаны 5 географических названий, которые они должны показать по карте
Художники
Отвернувшись от карты нарисовать контур Африки
Тесты
Площадь материка:
а) 9 млн.км2
б) 30,3 млн.км2 +(правильный ответ)
в) 54 млн. км2
2. Африка – какой по величине материк после Евразии?
а) второй +
б) шестой
в) четвертый
3. Африку омывают:
а) Северный Ледовитый океан
б) Тихий океан
в) Индийский океан +
г) Атлантический океан +
4. Как зазываются мысы Африки:

(написать, сказать, показать)
а) северный – Рас-Энгела
б) южный – Игольный
в) восточный – Рас-Хофун
г) западный – Альмади
5. 1.Николай Вавилов
2.Васко да Гама (написаны на доске)
3.Василий Васильевич Юнкер
4.Давид Ливингстон
Вопросы
В 1948 году португальский мореплаватель, завершая открытие морского пути в Индию, обогнув Южную Африку, прошел вдоль всего побережья материка и впервые пересек Индийский океан, достиг берегов Индостана. Кто он? (Васко да Гама)



Он путешествовал по центральной и восточной Африке в конце Х|Х века (Юнкер)
Этот путешественник пересек Африку с запада на восток, исследовал р.Замбези, открыл водопад Виктория, дал описание верхнего течения р.Конго, оз.Ньяса, хотел найти истоки р.Нил (Ливингстон)
Этот ученый возглавил крупнейшую экспедицию по изучению культурных растений. Было собрано около 6000 видов, определена родина твердой пшеницы (Николай Вавилов)
Ответы: 2,3,4,1
Какие путешественники и ученые изучали Африку. Что изучали?
(Командам розданы карточки, где указаны фамилии путешественников)
№ 1 № 2 № 3
1.Колумб Магеллан Крузенштерн
2.Пржевальский Юнкер Елисеев
3.Ливингстон Вавилов Ливингстон
4.Стенли Дж.Кук Колумб
5.Вавилов Амудсен Вавилов
№ 4 № 5 № 6
Ковалевский Юнкер Лисянский
Вавилов Стенли Вавилов
Тур Хейердал Ливингстон Елисеев
Васко да Гама Беринг Колумб
Никитин Амудсен Васко да Гама
Описание диаграмм
Вызываются по 1 учащемуся. Описать диаграммы и определить тип климата (Диаграммы раздаются учащимся)
Определи климат
Учащимся розданы карточки с описанием климата. Определи, какой это климатический пояс
Диктант «Реки и озёра» (на доске)
1.Замбези 6.Нил
2.Лимпопо 7.Аургабис
3.Нигер 8.Танганьика
4.Оранжевая 9.Виктория
5.Конго 10.Чад
Ответы: 6,5,9,10,5,4,7,2.
Самая длинная река мира-6
Самая полноводная и вторая по длине река-5
Самое большое по площади озеро-9
Пересыхающее озеро
Эта река пересекает экватор дважды
На этой реке самый высокий водопад Африки
Самый крупный водопад мира
Пересекает Африку с запада на восток
Самая крупная река Индийского океана, на ней находится водопад Виктория



7. Какая это природная зона:
1)Уровень воды в реках сильно колеблется по сезонам, занимает небольшую площадь, коричневые почвы - жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.
2)Растительность скудная, местами отсутствует, осадки выпадают редко, носят случайный характер, растут отдельные пучки трав и колючек, много ящериц, змей, скорпионов. Человек разводит верблюдов, овец, почвы пустынные – тропические пустыни.
3)Зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера и юга, животный мир богат, много быстробегающих животных, занимает 40% площади материка, в зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, растут баобабы, акации, летом растительность бурно развивается, почвы красно-бурые – саванны.
4)Богатство растительных видов, много лиан, многоярусность, вечнозеленые растения, полумрак, реки круглый год полноводные, почвы красно-желтые, латеритные, много ценных деревьев -железное, сандаловое, красное; большинство животных обитают на деревьях – влажные экваториальные леса.
8. Подбери пару
Учащимся предложены карточки, где перечислены животные и растения, надо выбрать те, которые подходят к определенной природной зоне:
Зона саванны
Животные – слон, верблюд, крокодил, шимпанзе, носорог, буйвол, пингвин, лев, гиена, жирафы, зебры.
Растения – травы, баобаб, финиковая пальма, лианы, верблюжья колючка, молочай.
Зона влажных экваториальных лесов
Животные – попугаи, обезьяны, зебры, жирафы, слоны, носороги, термиты, пингвины, жирафы, змеи, крокодилы, леопарды.
Растения – пальмы, фикусы, бананы, травы, верблюжья колючка, лианы, финики, сандаловое дерево, папоротники.
Зона тропической пустыни
Животные – скорпионы, слоны, жирафы, верблюды, ящерицы, змеи, зебры, жуки, саранча, крокодилы.
Растения – бутылочное дерево, дикие арбузы, пологие лианы, фикусы, финики, молочай
9.Письмо – путаница
Здравствуйте, Татьяна Ивановна!
Ну вот наконец-таки, я в Африке. Долго же я туда добирался. До меня здесь побывали Ф. Магеллан, Колумб, Ливингстон, Стенли, Васко да Гама, Вавилов,а теперь сюда приехал и я
Прочитал я очень много про Африку. Ну, во-первых, это самый большой по площади материк, здесь протекает самая длинная река мира-Нил, имеется самое глубокое озеро мира Танганьика, самая большая пустыня мира-Сахара, самый высокий водопад-Аургабис на реке Конго и много, много разного.
Своё путешествие решил я начать с крайней северной точки мыса Игольный, затем пересеку Сахару и погощу немного у африканских племен пигмеев, ватуссу, банту. Познакомлюсь с их жизнью и бытом.
Мне посоветовали лучше всего взять с собой для путешествия по пустыне – собак-сербернаров. И вот мы с собаками в пустыне. Кругом море песка, травы и цветов. Рядом с нами бежали слоны, антилопы, львы, бегемоты. Долго мы путешествовали вместе, но вот задул самум. Это злой ветер пустыни. Налетело много песка, который забил нос, глотку, уши. Собаки начали рыть глубокие ямы, в которые мы залегли. Когда ветер стих, мы откопались и поехали дальше.



Вдали виднелся оазис – это заросли кустарника и деревьев. Живут здесь очень добрые и гостеприимные люди. Нас они угощали бананами, ананасами, финиками, кокосовым молоком. Вдруг мы услышали звуки тамтамов – африканских барабанов. Это был воинственный клич. Все собрались на охоту. Мы конечно же решили пойти вместе с ними. До свидания. Бегу на охоту. Ждите моего письма.
10.Кросворд
Африка
Вопросы:
Какая река находится на юге Африки и относится к бассейну Атлантического океана?
Какая река впадает в Гвинейский залив и течет с северо-запада к северу от экватора?
Какая река пересекает экватор 2 раза?
Какая река протекает рядом с западной крайней точкой и впадает в Атлантический океан?
Ответы:
Оранжевая
Нигер
Конго
Сенегал
11. Итог урока.
































И. А. Сагуленко, учитель географии МОУ «Школа № 125 г. Донецка», учитель первой категории.

Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки географии».
Цель игры:
Расширение кругозора и развитие познавательных способностей школьников.
Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности.
Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, соперничество, смекалку.
Задачи игры:
*Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости.
* Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, максимально использовать творческие способности учащихся, развивать географическое мышление школьников.
* Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, взаимовыручку.
Оборудование:
2 игровых стола, 2 сигнальных флажка, ватман с изображением контуров Африки и Австралии, компьютер, интерактивная доска.
Участники:
В игре принимают участие 2 команды по 4 игрока. Команды должны иметь своё название, девиз, эмблему и выбрать капитана.

Ход игры
Ведущий: Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом. И тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знатоки географии». Итак, слева от меня команда (Пилигрим), справа-команда (Бригантина).




Пришло время представить жюри (4человека). Игра состоит из 6 туров. До начала игры проводится жеребьёвка. Командам задаётся вопрос и предоставляется одна минута на обсуждение ответа. Если команда готова, то капитан поднимает флажок как сигнал о готовности отвечать. Каждый правильный ответ оценивается 10 баллами. Если у первой команды нет ответа, в этом случае соперник имеет в запасе только 10 секунд на обсуждение данного вопроса и ответ.
Представление команд. Жеребьёвка
Почему у африканских слонов уши больше чем у индийских?
(для охлаждения тела т.к. в Африке жарче, чем в Индии)
Чем питаются жирафы и слоны?
(листвой деревьев).
1 тур. «Разминка».
Вопросы первой команде (за каждый правильный ответ - 2 балла)
Самый влажный материк? (Юж. Америка)
Самые малорослые люди Земли? (Пигмеи)
Какое млекопитающее ближе всех подходит к человеку по умственному развитию? (Дельфин)
Дать определение понятию «материк».
Какое государство занимает целый материк (Австралия).
Вопросы второй команде:
Самый сухой материк? (Австралия)
Какой континент не имеет рек? (Антарктида)
Дать определение понятию «остров».
Какой южный континент был открыт позже других? (Антарктида)
Может ли кит проглотить человека? (нет, у него очень узкая глотка)
2 тур. «Лица».
Учащимся предлагается посмотреть лица путешественников, мореплавателей, космонавтов, учёных угадать и ответить на вопрос или рассказать о них. На интерактивной доске появляются портреты путешественников. (по 5 баллов за каждый правильный ответ)






Христофор Колумб
- Кто этот человек (итальянец, открыл новый материк, получивший название Америка)
П.П. Семёнов-Тянь-Шанский (1827-1914)
- За какие заслуги ему присвоена вторая фамилия? (один из первых исследовал Тянь – Шань).
3. Ф. Магеллан (1480-1521)
Кто этот человек? Каковы его заслуги? (Португальский мореплаватель на
парусных кораблях совершил первое в истории кругосветное плавание,
доказавшее, что Земля имеет форму шара).
Васко Да Гама (1469-1524)
Кто этот человек? Каковы его заслуги? (Португальский путешественник, открыл
морской путь в Индию).
3 тур. «Реши логическую задачку».
Команды получают задания. «Какое понятие в цепочке лишнее и объясните почему?»
На обдумывание заданий отводится 1 минута (по 1 баллу).
Первой команде.
Уголь, бокситы, нефть, природный газ, бензин.
Волга, Печора, Лена, Ангара, Дрейка.
Русские, татары, москвичи, казахи, коми.
Второй команде.
Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Памир.
Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.
Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.
В это время болельщикам в зале можно занять, задав им вопросы.
Какого цвета кровь у осьминога? (голубого)
У какой рыбы рот на брюхе? (акулы)
4 тур. «Географические анаграммы».
В каждом из пяти приведённых географических названий или слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия.
1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.
(НИАГАРА, БРАЗИЛИЯ, АФРИКА, КИТАЙ, ВОЛГА)



2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЛОТОБА, САЛТА
(ГИМАЛАИ, ЗАЛИВ, ОКЕАН, БОЛОТА, АТЛАС)
Музыкальный номер (пока команды работают)
5 Тур. Блиц - вопросы.
«Эй, товарищ, не ленись!
Отвечать поторопись!»
Каждой команде в течение 1,5 минуты задаётся по 15 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Вопросы первой команде:
Крупная морская рыба? (акула)
Верхний слой Земли, на котором растут растения? (почва)
Время года (осень)
Природный водный поток? (река)
Естественный спутник Земли? (луна)
Столица Казахстан? (Астана)
Самая полноводная река на планете? (Амазонка)
Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)
Самый холодный материк? (Антарктида)
Крупнейшая пустыня в Африке? (Сахара)
Самый высокий водопад мира? (Анхель)
Место, где впадает река в другую? (устье)
Самая большая птица? (страус)
Прибор для нахождения сторон горизонта? (компас)
вопросы второй команде:
Главный стебель дерева? (ствол)
Что бывает на небе после дождя? (радуга)
Вид осадков? (иней)
Водоём, расположенный в углублении суши? (озеро)
Как называется наша планета? (Земля)
Бывшая столица Казахстана? (Алма-Ата)




Самая крупная змея в мире? (анаконда)
Самое большое озеро в мире? (Каспий)
Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (они одинаковые)
Самый жаркий материк? (Африка)
Высочайшие горы Земли? (Гималаи)
Кто открыл Америку? (Колумб)
Начало реки? (исток)
Самый большой остров? (Гренландия)
Движение воздуха в горизонтальном направлении? (ветер).
6 тур. «Конкурс капитанов».
(каждый вопрос оценивается в 2 балла)
Назовите родину кофе. (Африка)
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ходить нельзя.
Что это? (географическая карта)

Самая мутная река Казахстан? (Сырдарья)
Есть ли страна, где одновременно бывают яркий день и тёмная ночь? (Россия).
Ведущий:
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать!

Спасибо игрокам! А теперь слово предоставляется жюри.
Подведение итога занятия. Награждение участников игры.












Литература.
1.Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
2.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва, «Просвещение», 2011год.
3.Дронов В.П., Савельева Л.Е. Рабочие программы . предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы. . Москва, «Просвещение», 2011год.
4.Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке . Москва, «Просвещение», 2011год.
5.Липкина Е. К., Алексеев А. И., и др. География. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2016 год.
6. Министерство образования и науки Российской федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, «Просвещение», 2011год.
7. Савинов Е.И. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва, «Просвещение», 2011год.
8.Ступникова А.Д. Справочник учителя географии. Волгоград, издательство «Учитель», 2013год.
9. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Москва, «Просвещение», 2012год.
10. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля. 5-6 класс.





ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ДОНЕЦКА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ


Системно – деятельностный подход
в преподавании географии в условиях внедрения ГОС

Материалы семинара


г. Донецк, 2017



rozovoe-siyanie (24)