Семинар интерактивная форма формирования общих и профессиональных компетенций


Семинар как интерактивная форма формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в системе профессионального обучения Ребенок – солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности должны упражняться. (Дж. Дьюи) высокую степень мотивации обучающихся;максимальную активность;учет индивидуальных особенностей;акцент на деятельность;совместное рассмотрение проблемы;совместное обучение или обучение во взаимодействии через работу в группе, где каждый обучающийся субъект познания нового;прочность усвоения материала;широкие возможности творчества. Семинар – интерактивная форма, которая позволяет успешно применять активные методы, а это позволяет обеспечить: в ходе практической работы знания применяются в новых ситуациях – делового характера, а все это требует анализа дополнительной информации из различных областей знаний.результат проведения семинара – новые систематизированные и углубленные знания по рассмотренной проблеме.Семинар – интерактивная форма, которая позволяет успешно применять активные методы, а это позволяет обеспечить: большой степенью самостоятельности обучающихся при подготовке к семинару, большой активностью при обсуждении результатов подготовки, владением навыками работы с литературой и другими источниками информации;изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;изменением роли учителя и учащихся: учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – организаторскую и режиссерскую.Семинары отличаются от уроков: систематизация и углубление знаний;закрепление общеучебных и специальных умений и навыков;осуществление контроля знаний;развитие навыков как коллективной, так и индивидуальной исследовательской и поисковой работы;раскрытие творческих способней учащихся;развитие интеллектуальных особенностей старшеклассников;Основные функции семинара: развитие компетенций обучающихся;овладение навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой профессии; применение полученных знаний и приобретенных навыков в ситуациях, приближенных к реальным.воспитательная функция (вытекает из познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу - формирование мировоззрения, утверждение гуманистической морали, современных этических норм и эстетических критериев). Основные функции семинара: определение проблемы (темы) и заданий для семинара. разработку плана.ознакомление обучающихся с заданиями (планом), их обсуждение и возможная корректировка.распределение заданий: общих, групповых, индивидуальных.сбор информации из различных источников, в т.ч. Интернета, анализ, дополнение, отбор. Подготовка отчета в виде мультимедийной презентации.написание докладов, рефератов.подготовка к выступлению и обсуждению.консультации для всего класса (или групп).  ПОДГотовка к семинару включает:  1. Вступительное слово учителя: цель, задачи, актуальность рассматриваемой темы.2. Обсуждение пунктов плана, разрешение проблемы.3. Анализ проделанной работы (самооценка содержания ответов, умения спорить, аргументировать свое мнение) - каждая группа анализирует самостоятельно. Общий вывод.4. Практическая работа. Анализ практических ситуаций. «Копилка» - вклад каждого в общий результат группы. Общий результат.5. Рефлексия. Критерий оценивания: оценки работы группы в целом + лепта каждого в общий вклад = копилка.Структура проводимого семинара: РезультатЫ проведения семинара – новые систематизированные и углубленные знания по рассмотренной проблеме + переход к схеме: познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания на практике ( в жизни) + новый взгляд на многие проблемы и новое поведение. Использование форм и методов интерактивного обучения (в т.ч. и семинаров) пробуждают у обучающихся интерес к самой учебной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач, что и обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.Результативность: “Самое главное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт