Презентация на тему Игра как средство развития личности ребенка


Игра как средство развития личности ребенка Учитель начальных классовЛатышова Л.Ф. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. А.С.Макаренко В жизни людей игра выполняет такиеважнейшие функцииРазвлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»; терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как деятельности личности входят этапы:• целеполагания;• планирования;• реализации цели;• анализа результатов, в которых личность полностью реализу­ет себя как субъект. В структуру игры как процесса входят:роли, взятые на себя играющими;игровые действия как средства реализации этих ролей;игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;реальные отношения между играющими;сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направлен­ных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Шмаков С.А.) Большинство игр отличает следующие черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса дея­тельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, ак­тивный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содер­жание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Педагогические игры достаточно разнообразны по:• дидактическим целям;• организационной структуре;• возрастным возможностям их использования; • специфике содержания. Классификация педагогических игр Селевко Г.К.:1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.3. По характеру игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. 4. По предметной области: игры по всем школьным циклам. 5. По игровой среде: игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения. Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки Развитие логического мышления Обучающие Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету Тренинговые Найди «лишнее слово»:молоко, сыр, сало, сметана, простокваша Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников Спортивные Соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся Познавательные «Знакомство с правилами дорожного движения» Соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия Доступность для учащихся данного возраста Умеренность в использовании игр на занятие Виды занятий:Ролевые игры на занятие (инсценирование); 2. игровая организация занятия с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие-КВН);3. игровая организация занятия с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);4. использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);5. различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, конкурсы, соревнования), которые могут проводиться между учащимися разных групп продлённого дня. Уровень воспитанности