ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО


Тихонова С.Ю.,учитель биологии р.п. Бутурлино, 2015 г. МБОУ Базинская ООШ имени Н.В. Сутягина Теоретические основы построения современного урока в соответствии с ФГОС ООО « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Джон Дьюи. Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмыдеятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯНА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫКАК ЭЛЕМЕНТЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ:ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ«КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС Личностные результаты обучающихся готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции; правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликулярном социуме Метапредметные результаты обучающихся межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные , познавательные и коммуникативные) способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории Предметные результаты обучающихся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения Степень вклю-чённости в учёбный процесс 90% того, что говорим и делаем Реальная работа Активная Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Проведение бесед Участие дискуссиях 50% того, что видим и слышим Наблюдение за реальным процессом ПассивнаяДжон Кийосаки Просмотр презентаций Наблюдение за демонстра-ционным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода? Системно-деятельностный подходобеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви­тия обучающихся в системе образования;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательного процесса с учетом индивидуаль­ных, возрастных, психологических и физиологических особен­ностей обучающихся Системно-деятельностный подход предполагает: разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности. Признание решающей роли учеб-ного сотрудничества в достижении целей обучения Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Изолированное изучение обучаю-щимися системы научных понятий, оставляющих содержание учебно-го предмета Целенаправленная организация и планомерное формирование деятельности ученика Стихийность учебной деятельности обучающегося Цель школьного обучения — формирование умения учиться Цель школьного обучения — ус-воение знаний, умений, навыков Новые стандарты образования Предыдущие стандарты образования Парадигма образования Учебная деятельность 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Мотив Мотивы учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности Учебно-познавательный мотив - направленность на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий Учебная задача Поставить учебную задачу — значит ввести обучающихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий (В.В. Давыдов) Цель - овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида Учебное действие принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;моделирование выделенного отношения;преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде;построение системы частных задач, решаемых общим способом;контроль за выполнением предыдущих действий;оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. Контроль (самоконтроль, самооценка) 1) модель, образ желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия; 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Маркова А.К. Диагностика уровня сформированности учебной деятельности: Состояние учебной задачи и ориентировочной основы;Состояние учебных действий;Состояние самоконтроля и самооценки;Каков результат учебной деятельности Формы учебных действий Предметное действие выполняется руками:а) Материальное действие выполняется с различными предметами, б) материализованное — с заместителями, моделями, то есть знаково-символическими средствам;Перцептивное действие выполняется глазом; Речевое действие может осуществляться как громкая речь, а затем как внешняя речь про себя:Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства Программа развития универсальных учебных действий (УУД) Личностные. II. Познавательные. III. Регулятивные. IV. КоммуникативныеТермин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Личностные УУД Смыслообразование.«какое значение, смысл имеет для меня учение».Самопознание и самоопределение.личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.Нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД Целеполагание Планирование ПрогнозированиеКонтрольКоррекция Оценка Волевая саморегуляция Познавательные УУД Общеучебные УУД Логические УУДПостановка и решение проблем Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПостановка вопросовРазрешение конфликтов Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли Структура урока, посвященного открытию новых знаний и способов действия Мотивация (самоопределение) Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действииВыявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталон Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности ЛИТЕРАТУРА Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984.Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. — М., 2002.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.Володарская И.А., Митина А.М. Педагогика. Словарь. — М., 1989.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. — Томск, 1995.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие для учи­телей начальных классов. — М., 2005.Деменева Н.Н., Сорокина Т.М. Психодидактика: Учебное посо­бие по курсу «Педагогические теории и системы». Часть 1. -- Н. Нов­город: НГПУ, 2002.Зимняя ИЛ. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. - С. 34-42.И. Как проектировать универсальные учебные действия / Под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2010.Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развива­ющего обучения. — М., 1980.Конаржевский ЮЛ. Анализ урока. — М., 2000.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М., 2010.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. — Ростов-на-Дону, 2006. ЛИТЕРАТУРА Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3-12.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., 1988.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотива­ции учения. — М., 1990.Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М., 1981.Мельникова ЕЛ. Проблемный урок, или Как открывать зна­ния с учениками. — М., 2006.Овсянникова В.И., Яшина Н.Ю. Развитие логического мышле­ния младших школьников на уроках русского языка. — Н. Новгород, 2005.Онищук В.А. Урок в современной школе. — М., 1981.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2-х ч. — Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Ива­нов и др. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М., 2009.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М., 2009.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). — М., 2004.Примерная основная образовательная программа образова­тельного учреждения. — МПсихология. Словарь. — М., 1990. ЛИТЕРАТУРА Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / Под ред. А.Б. Воронцова. — М., 2011.Ретин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. — 1999. — № 7.Репкин В.В. Что такое развивающее обучение // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. — Харьков — Томск, 1992.Ретина Н.В. Что такое развивающее обучение? — Томск, 1993.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976.Система контроля и оценки в начальной школе. — Н. Новго­род, 2007.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой.- М.:АРКТИ,2012Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М., 1988.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011.Формирование учебной деятельности школьников / Под ред.В.В. Давыдова. — М., 1982.Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учи­телю. — М., 1985.