Программа по профилактике употребления ПАВ среди молодежи


4000302260center
3300095000
Муниципальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа
«Специальная общеобразовательная школа открытого типа».
31718256724650 Выполнила: воспитатель
Брит Марина Петровна г. Чайковский, 2014г.450000 Выполнила: воспитатель
Брит Марина Петровна г. Чайковский, 2014г.30575241866900программа по профилактике употребления психоактивных веществ «В здоровом теле – здоровый дух». 00программа по профилактике употребления психоактивных веществ «В здоровом теле – здоровый дух».
1. Пояснительная записка.
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена.
В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.
Состав учащихся СОШОТ регулярно пополняется учениками разных общеобразовательных школ города Чайковского. В основном, это подростки с противоправным поведением. Нередко, приходя в новый коллектив, дети, приносят с собой вредные привычки. Многие дети курят, употребляют алкоголь, наркотические и токсические вещества. Поэтому возникла необходимость разработки программы по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся и родителей.
Тематическая образовательная программа «В здоровом теле-здоровый дух», направлена на получение положительных воспитательных результатов в профилактике употребления ПАВ у подростков 15 – 17 лет.
Набор в группу проходит по личному заявлению учащихся. Оптимальное число обучающихся в группе 10. Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы:
Тестирование, анкетирование.
Игровые методы (развивающие, дидактические, игры на взаимодействие)
Упражнения (закрепляющие, систематизирующие)
Занятия с элементами тренинга (развивающие и формирующие)
Цель: Формирование у подростков стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга.
Задачи:
1. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к ПАВ.
2. Формирование потребности вести здоровый образ жизни;
3. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации.
4. Информировать родителей о причинах и последствиях употребления ПАВ подростками, спортивных секциях школы и города.
Сроки и этапы реализации программы.
Срок реализации программы 3 месяца с периодичностью занятий 1 раз в неделю. Общее количество часов 12: из них 2 часа работа с родителями и 10 часов с обучающимися.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух» состоит из 2х блоков направленных на поэтапное информирование подростков о вреде употребления ПАВ, о способах проведения свободного времени с пользой для здоровья.
Форма работы с обучающимися групповая и индивидуальная.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе.
Участие в данной программе предусматривает принципы добровольности, целесообразности и необходимости. В программе могут принимать участие обучающиеся без разрешения родителей и законных представителей.
Ожидаемые результаты:
•Сформировано отрицательное отношение к ПАВ.
•Сформирована потребность вести здоровый образ жизни.
•Сформировано представление о перспективах своего будущего.
•Проинформированные учащиеся и родители 8 –А класса о пагубном влиянии ПАВ и позитивных методах проведения свободного времени.
•Создан рекламный видеоролик.
Критерии оценки планируемых результатов:
количество информированных учащихся и родителей;
тестирование и анкетирование учащихся.
2. Содержание программы.
Программа «В здоровом теле-здоровый дух» состоит из 2х блоков.
I блок «Профилактика употребления ПАВ».
Данный блок содержит комплекс занятий и мероприятий направленных на диагностику уровня информированности учащихся о ПАВ, на формирование знаний о пагубности их влияния у родителей и детей.
II блок «Пропаганда ЗОЖ среди молодежи».
Данный блок содержит занятия для детей и родителей, направленных на пропаганду ЗОЖ, на знакомство с различными способами проведения свободного времени с пользой для здоровья.
Тематическое планирование.
I блок «Профилактика употребления ПАВ»
Название мероприятий Цель Задачи Методы Время
Диагностика Диагностика определения: уровня знаний о ПАВ; никотиновой зависимости. Провести тестирование.
Проанализировать полученные данные. Анкета, тест 30мин.
Игра-викторина «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Уточнить знания детей о здоровье, здоровом образе жизни. В игровой форме определить навык здорового образа жизни у обучающихся. Игра 1час
Час общения «Мы за здоровый образ жизни!» Информировать учащихся об угрожающих и вредных для здоровья веществах, содержащихся в табаке, о вреде алкоголя и наркотиков Доказать пагубность дурных привычек; вывести «формулы здоровья» Разбор ситуаций, работа с информацией 1час
Час общения с просмотром видеороликов Формирование устойчивого мнения о вреде курения и алкоголя Показать пагубность влияния курения и алкоголя на организм. Просмотр и обсуждение увиденного 1час
Родительское собрание. «Вредные привычки. Как им противостоять? Как от них уберечься?» Информирование родителей о причинах и последствиях употребления ПАВ. Информировать родителей о пагубности дурных привычек; дать рекомендации по осуществлению профилактических мер.
Разбор ситуаций, работа с информацией 1 час
Время, затраченное в данном блоке: 5 часов
II блок «Пропаганда ЗОЖ среди молодежи»
Диагностика
«Выход из трудных жизненных ситуаций» Диагностика проблем выхода из трудных жизненных ситуаций; определение уровня самооценки.
Провести тестирование.
Проанализировать полученные данные. Тесты 30 мин.
Игра «Вредные привычки» Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
В игровой форме формировать навыки здорового образа жизни у обучающихся Дидактическая игра 1час
Занятие с элементами тренинга «Давление среды». развитие у подростков представлений о позитивном поведении при решении проблемных ситуаций.
разработка рекомендаций по умению сказать «НЕТ!» Занятие с элементами тренинга «Марионетка», «Как сказать НЕТ» 1 час
Занятие с элементами тренинга «Письмо в редакцию» Развитие навыков компетентного поведения, умения обратиться за помощью.
формирование активной нравственной позиции в жизни
Дискуссия, элементы тренинга 1 час
Час общения «ЗОЖ: ценности и убеждения». Осознание здорового образа жизни как убеждения и ценностей человека. Знакомство с различными способами проведения свободного времени с пользой для здоровья (кружки и спортивные секции школы и города).
Дискуссия, мозговой штурм, индивидуальная работа. 1 час
Родительское собрание. «Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ.» Формирование установки на ведение здорового образа жизни. Принципы и способы оказания поддержки; работа по повышению самооценки ребенка, помощь в приобретении веры в себя и в свои способности, помощь в формировании позитивного “Я” подростка. Круглый стол, проигрывание различных ситуаций 1 час
Занятия с практическими упражнениями «Социальная реклама». Формирование активной социальной позиции в поддержку ЗОЖ Создание рекламного ролика Лекция, групповая работа 1 час
Время, затраченное в данном блоке: 7 часов
3. Диагностическая часть.
Педагогическая диагностика взята из литературных изданий по сопровождению детей с отклоняющимся поведением.
В программе, в начале каждого блока изучается уровень информированности учащихся о ПАВ, а также уровень самооценки и умения контролировать себя в экстремальных ситуациях:
- методика определения уровня знаний о ПАВ (приложение№1);
- методика определения никотиновой зависимости (приложение№2);
-методика определения уровня реагирования в жизненных ситуациях (приложение№3);
- методика определения уровня самооценки (приложение№4);
Приложение 1.
АНКЕТА
1. Как ты думаешь, легко ли в школе приобрести наркотики?
а) да, б) нет, в) не знаю
2. Есть ли у тебя знакомые, употребляющие наркотики?
а) таких нет, б) 1-3 человека, в) есть, и много
3. Предлагали ли тебе в школе приобрести наркотики?
а) да, б) нет
4. Как ты думаешь, в каких случаях подросток несет уголовную ответственность?
а) если употребляет наркотические средства
б) если угощает приятелей и друзей
в) если хранит наркотики
г) если он занимается продажей наркотических средств
д) если он знает распространителей наркотиков, но не заявляет об этом в милицию или администрацию школы
5. Что может помочь наркоману избавиться от этой зависимости?
а) сила воли, б) врачи, в) никто, г) близкие и друзья, д) наличие денег
6. Хотел бы ты, и в какой форме, получить информацию о наркомании, алкоголизме и последствии применения других психоактивных веществ?
а) лекция, б) беседа-обсуждение, в) не интересует, г) я все знаю
7. К кому ты посоветуешь обратиться знакомому, употребляющему наркотики?
а) к родителям, б) к психологу, в) к учителю, г) в наркологический центр, д) никуда.
Приложение 2.
Тест Фагерстрема (Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих)).
1. Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?
В течение первых 5 минут 3
От 6 до 30 минут 2
От 31 до 60 минут 1
Более часа 0
2. Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?
Да 1
Нет 0
3. От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?
От утренней 1
От последующей 0
4. Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?
10 или менее 0
От 11 до 20 1
От 21 до 30 2
более 30 3
5. Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?
Да 1
Нет 2
6. Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима?
Да 1
Нет 0
Сумма баллов
Результаты теста:
• 0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.
• 4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.
• 6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут специалисты.
Приложение 3.
Тест «Выход из трудных жизненных ситуаций».
1.Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:
а) нет, так как считаю, что это не поможет;
б) да, если для этого есть подходящий собеседник;
в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим.
2.Насколько сильно вы переживаете неприятности:
а) всегда и очень тяжело;
б) это зависит от обстоятельств;
в) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности, в конечном счете, придет конец.
3. Если вы не употребляете спиртное, то пропустите этот вопрос и переходите к следующему. Если вы употребляете спиртные напитки, то по какой причине:
а) для того чтобы «утопить» в вине свои проблемы;
б) для того чтобы как-то отвлечься от них;
в) просто так, мне нравится время от времени быть навеселе и чувствовать себя свободнее.
4. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:
а) позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;
б) идете в гости к друзьям;
в) переживаете в одиночестве.
5. Когда близкий человек обижает вас, то вы:
а) уходите в себя и мало общаетесь с другими людьми;
б) требуете от него объяснений;
в) рассказываете об этом другим людям.
6. В минуту счастья вы:
а) не думаете о перенесенном несчастье;
б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;
в) не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.
7. Что вы думаете о психиатрах:
а) вы бы не хотели стать их пациентом;
б) многим людям они могли бы реально помочь;
в) человек сам, без психиатра, должен помогать себе.
8. Судьба, по вашему мнению:
а) вас преследует,
б) несправедлива к вам,
в) благосклонна к вам.
9. О чем вы думаете после ссоры с другом, когда ваш гнев уже проходит:
а) о том приятном, что у вас было в прошлом;
б) мечтаете тайно ему отомстить;
в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели.
Ниже дан ключ для перевода ответов испытуемых в баллы.
Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы.
Выбранный
ответ Порядковый номер суждения
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А 3 4 5 0 3 1 4 5 1
Б 1 0 3 2 0 3 2 2 2
В 2 2 1 4 1 5 3 1 3
На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.
При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.
При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.
Приложение 4.
Тест на выявление уровня самооценки
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто — 1 балл;
б) иногда —3 балла.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;
в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю— 3 балла.
6. Выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче – 1 балл.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю— 3 балла.
8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) иногда —3 балла.
9.Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да — 5 баллов;
б) нет — 1 балл;
в) не знаю — 3 балла.
10.Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой— 1 балл;
б) желтый —3 балла;
в) красный— 5 баллов.
Подсчет баллов
50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...
37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны научиться принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
4. Ресурсы, необходимы для эффективной реализации программы.
Данная программа может быть полностью реализована при воздействии следующих факторов:
1.Научно – теоретического обеспечения;
2.Организационно – методического обеспечения;
3.Материально – технического обеспечения.
При реализации программы учитываются следующие принципы:
1. Личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы.
2. Принцип деятельностного подхода направлен на развитие активности, реализуется через активные формы обучающей, развивающей, творческой деятельности.
3. Принцип добровольности: предполагает работать в рамках данной программы подросткам по собственному желанию.
5.Тезаурус
Потребности – фундаментальные качества человека, выражающие его нужду в чем-либо и служащие источником жизненной активности.
Желание – переживание, отражающее потребность и выраженное в конкретных образах и словах.
Интерес – проявление познавательной потребности на уровне осознания целей.
Самоутверждение – процессы управляемого самой личностью осознания и завоевания места в обществе, соответствующего представлениям личности о себе.
Самооценка – оценка самого себя, своих качеств на основе сравнения с внутренними и внешними эталонами, критериями.
Адекватный – равный, соответствующий.
Влияние – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок, установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение.
Внушаемость – субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.
Социальное положение (статус) – та роль, позиция, которою исполняет человек в официальной или неофициальной иерархии группы.
Социальные притязания – та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими свом способностям.
Комплекс неполноценности – совокупность качеств, самооценка которых болезненно занижена, переживание личностью по поводу своих мнимых и реальных недостатков.
Лидер – ведущий, человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести за собой.
Зависимость – подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности свободы. (Быть в зависимости).
Воля – способность осуществлять свои желания, поставить перед собой цель (сила воли);
сознательное стремление к осуществлению чего-либо (воля к победе).
К ПАВ (психоактивные вещества) относят алкоголь, табак, наркотики, препараты бытовой химии - ингалянты, некоторые медикаменты и лекарственные средства с психоактивным действием.
Алкоголь: Этот наркотик принимают даже дети.
Покупка и потребление: Чаще пьют дома, так как легче достать
Закон: Алкоголь могут покупать в магазинах и киосках лица, достигшие 18 лет. Продажа алкоголя детям до 18 лет запрещена.
Летучие органические вещества (препараты бытовой химии - ПБХ):
Их используют дети и подростки. Опасны, так как смерть может наступить во время первого «сеанса,) вдыхания. Каждую неделю умирает один ребенок во время вдыхания ПБХ.
Покупка и потребление: Чаще всего ПБХ можно найти дома. Согласно закону они не запрещены в продаже, их легко можно купить в магазине и ларьке. Дети вдыхают пары ПБХ носом или ртом (используя полиэтиленовый кулек). Некоторые пользуются аэрозольными ингаляторами - впрыскивают пары в рот.
Закон: Продажа ПБХ разрешена законом, но вдыхание паров запрещено.
Табак: Среди 13-летних детей 5% курят сигарету в неделю. 30% старших подростков курят 11-12 сигарет в день. Это стало престижным даже среди девушек, так как сигареты снижа¬ют аппетит и «улучшают» фигуру.
Покупка и потребление: В семьях, в которых- родители курят, достать сигареты не проблема, и имеется большее искушение покурить. Другой причиной начала курения можно назвать при мер друзей, просмотр ТУ и журналов, рекламирующих сигареты. Детям до 16 лет продавать табак и сигареты запрещено, но этот запрет часто обходят.
Закон: Табак и сигареты могут покупать в магазинах и киосках лица, достигшие 18 лет.
6. Список литературы.
1. «Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании». Под редакцией В.В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2007г.
2. Т.А. Шилова. «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости: практическое пособие». – М., Айрис-пресс, 2004г.
3. Н.М. Гончарова. «Воспитательная работа с «проблемными» учащимися». – В., Учитель, 2007г.
4. И.Н. Хоменко. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением. Психологическая диагностика, игровые технологии». – В.: Учитель, 2009г.
5. А.Н. Реан. «Психология изучения личности». С.-П.: Издательство Михайлова В.А., 1999г.
Интернет-ресурсы.
http://www.youtube.com/watch?v=Z608RbP1tt0http://www.youtube.com/watch?v=Z608RbP1tt0