Восприятие экологических проблем в среде студенческой молодежи


Восприятие экологических проблем в среде студенческой молодежи
Аэродромы,
Пирсы
И перроны.
Леса без птиц и реки без воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Р. Рождественский
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете — прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами, перед Варваром-Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей. “Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять,— горестно восклицает современный русский писатель В. Астафьев,— что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого”. Это “золотые” слова, вдумайтесь в них. Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество “лицом к лицу” столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидной сейчас, когда тучи военного конфликта несколько поредели. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли —главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле
кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют “парниковый эффект”, истощают вокруг планеты озоновый слой. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей — они глобальны. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”. В числе земных “неурядиц” экологическая — едва ли не главная. Но “букет” кричащих общепланетарных проблем не ограничивается экологией! Среди них — и бурный рост населения Земли, грозящий обернуться серьезными последствиями для всей цивилизации. Однако в целом для человечества они очень существенны и справедливо называются глобальными. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты — Земли.
Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: “Быть или не быть?” Так, может быть, человек достиг не
“тех” высот, сделал не “те” открытия, создал не “ту” цивилизацию? Истоки этих проблем коренятся во взаимосвязи и противоречивости нашего, как выяснилось, не столь уж и большого мира. Эти проблемы, очень неоднородны. Не следует, конечно, думать, что каждая глобальная проблема проявляется в любой точке земного шара, что ее можно обнаружить везде.
Человечество сможет выжить только в том случае, если осознает всю пагубность своих нынешних деяний и найдет верный путь к “вратам истины”. Человек сегодня — никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь — всего лишь миг, мгновение.
Во все времена студенческая молодежь откликалась на острейшие проблемы современного общества, что приводило к открытиям и изобретениям, без которых немыслима современная жизнь и технический прогресс. Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам
Сегодня молодёжь РФ — это около 40 миллионов молодых граждан. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Каждый второй из них учится.
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
Планируется привлечь к этой работе и массы активистов. Большая надежда на молодежь, она особенно небезразлична к экологическим проблемам.
В сложившейся ситуации возникает необходимость осмысления экологической ситуации и возможных негативных последствий все возрастающего вторжения техногенного мира в мир природы, а также всесторонней разработки путей и способов ее рационального решения:
1) постановка глобальных задач перед образованием XXI века, решение которых задается концепцией устойчивого развития, новыми стандартами экологического просвещения;
2) формирование экологических потребностей студенческой молодежи.
3) проведение комплексных мероприятий по развитию экологических потребностей путем создания надежного фундамента созидательной активности молодежи.
Поэтому формирование экологических потребностей - важная составляющая процесса становления личности будущего специалиста и одно из главных ориентиров культивирования социального идеала, то есть экоцентричного образа человека. Для этой цели в системе высшего и среднего профессионального образования необходимо ввести как ряд новых учебных дисциплин экологического цикла и усилить элементы экологически ориентированных тем в отдельных дидактических единицах учебных предметов, так и совершенствовать мировоззренческую составляющую обучения.
Современная общественно-политическая ситуация значительно усложняя образовательный процесс, выдвигает перед студенческой молодежью неотложные меры направленные на изменение не только мировоззрения, но и структуры самой личности в процессе образования и воспитания. Нам представляется, что процесс формирования экологических потребностей сложный, многотрудный процесс, сопряженный с коренной перестройкой сознания молодежи. В этой связи он будет иметь положительный результат лишь при планомерной систематической педагогической деятельности, предполагающей управление непрерывным экологическим образованием подрастающего поколения. Культивирование экологических потребностей выдвигает серьезные задачи перед системой образования, направленные на:
1. разработку теоретико-методологических оснований экологического образования;
2. внедрение в учебную программу корректив, способствующих экологизации дисциплин профильного блока;
3. методическое обеспечение эколого-ориентированного образовательного процесса;
4. поиск инновационных форм и методов экологического обучения и воспитания.
Формирование экологических потребностей у молодежи, предоставление им возможности реализовать свой нравственный и социально-профессиональный потенциал в условиях устойчивого развития - одна из сложнейших проблем современности.
Исходя из такого рода направленности образовательно-воспитательной деятельности, определяется приоритетная задача - формирование личности, соответствующей потребностям современной эпохи. Как нам представляется, новый социальный тип личности следует охарактеризовать как тип экологически ориентированной личности - носителя экологической культуры. Формирование экологической культуры личности означает не только процесс теоретического осмысления и концептуального оформления экологических потребностей, но и практическую их реализацию в своей деятельности. Особенно важным экологический подход становится в условиях НТР и в эпоху глубоких социально-экономических преобразований. Падение престижа самых гуманных в истории человечества специальностей — учителей и врачей, и наряду с этим распространение морально-этического нигилизма, порождающего скептические настроения и поведения в среде молодежи не способствует гуманизации, а значит, и экологизации деятельности, а напротив, создают благоприятную почву для профессионально-этических деформаций. Современная эпоха отличается открытостью, плюрализмом, отсутствием структуры этических норм, превалирующего морального кодекса. Во многом этим обстоятельством продиктована необходимость в формировании экологически ориентированных потребностей; и социально-ответственных способов профессионального поведения, которые становятся настоятельной потребностью нашего времени, к тому же связанные непосредственно с экологией самого человека. Основным звеном деятельности предполагается изменение содержания обучения и воспитания, а также предлагается изменение структуры существующих учебных дисциплин, направленных на целостное видение мира и выявление взаимосвязи между явлениями природы и общественной жизни. В сознании студенческой молодежи растет понимание ее значения и роли в современной судьбе человечества. В свете сказанного существующий интерес к проблеме экологических потребностей следует рассматривать как практический ресурс формирования экологического сознания студенческой молодежи. Таким образом, речь идет о наличии весьма солидного мировоззренческого потенциала для формирования одной из важнейших составляющих экологической культуры — экологических потребностей. Стратегическая задача системы образования заключается в реализации и удовлетворении этой жизненно важной потребности современности.
Литература
1. Азаматов Д.М., Мурзагалин З.Д. Экологическое сознание: социально-философский анализ / Д.М. Азаматов,
2. Акчурин Б.Г. Духовно-исторические и социокультурные основания человеческого здоровья / Б.Г. Акчурин, A.B. Лукьянов. Уфа: Гилем, 2006. - 228 с.
3. Андреев А.Л. Гражданская позиция-российской учащейся молодежи // Вестник Российской академии наук. — 2005. № 7. - С. 587-591.
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 19881 — 253 с.
5. И. Байгильдин P.M. Методологический анализ системы потребностей студенчества/Некоторые проблемы, развития общественных наук. — Уфа, 1987.-274 с.
6. Балханов М.М., Елгина Л.С. Мировоззренческие и концептуальные основы фундаментализации образования. Улан-Удэ, 2000. - 230 с.
7. Бережной Н.М. Человек и его потребности. М.: Форум, 2000. — 199 с.
8. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. — М.: Норма, 2006. 320 с.