Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Игровой экзамен для дошколят


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38»
г. Сухой Лог Свердловская область
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Игровой экзамен для дошколят
Потапова Татьяна Владимировна
Учитель-логопед
2015
Итоговое занятие логопеда в старшей группе для детей с ФФНР
«ИГРОВОЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Цели: Подвести итоги коррекционной работы, подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития ребенка. В занимательной форме обобщить и закрепить полученные знания.
Задачи:
• Образовательные:
Совершенствовать практические умения и навыки детей:
- закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить все звуки;
-закреплять умение на слух выделять первый звук в слове, определять количество слогов в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, уметь правильно составлять схему предложения;
- учить подбирать антонимы к словам,
•Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление
- развивать грамматический строй речи;
-развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве, во времени;
•Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
-Совершенствовать навыки коммуникативного общения;
Предварительная работа: Заучивание стихов;
Оборудование: Мяч; картинки; магнитная доска; магниты красного, синего, зелёного цветов; бубен; карточки для составления схемы предложения; медали; конверт с письмом; распечатанные изображения Буратино, Крокодил Гена, Карлсон, Чебурашка, Золотая рыбка.Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Дорогие ребята, все вы знаете, что большие ребята в школе сдают экзамены, на которых ребята показывают, чему они научились. Вот и мы сегодня с Вами сдадим экзамены и покажем свои результаты, чему научились. Вопросы и задания на этот экзамен готовили для вас самые известные в мире сказочные герои. А принимать наш экзамен и следить за правильным выполнением заданий будут наши гости. Давайте с ними поздороваемся и познакомимся.
Игра «Давайте познакомимся» (СТОЯ)
«Игра с мячом» Дети передают друг другу мяч, называя своё имя, начинает логопед – МЕНЯ ЗОВУТ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, а тебя?
Логопед: Ну, вот мы и познакомились и готовы к испытаниям. Но прежде чем мы приступим к их прохождению нам необходимо с вами подготовиться и я вас приглашаю выстроиться в круг, для выполнения артикуляционной гимнастики, чтобы наши язычки стали послушными и мы смогли выполнить все задания.
Артикуляционную гимнастику:
Котик Рыжик утром встал, Дети потягиваются
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево — В улыбке открыть рот и кончиком языка
Чистим зубки мы умело. Сильно «почистить» за нижними
зубами вправо-влево 5-6 раз,
затем за верхними зубами 5-6 раз;
Пополощем ротик, Имитация полоскания рта;
Как чистюля Котик.
Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,
И причесываться стал. «протаскивать» язык между зубами
Мы за ним не отстаем – вперед-назад;
Всё покажем язычком.

Дальше по порядку Улыбка, открыть рот, кончик языка
Делаем зарядку! упереть за нижние зубы, «спинку»
Рыжик спинку выгибает выгнуть, удерживать под счет до 8-ми;

Рыжик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за
верхние зубы;
А теперь язык наш — мяч. Рот закрыть, кончик языка с напряжением
Начинаем футбольный матч! упирать то в одну, то в другую щеку так,
Гол забили мы! Ура!!! чтобы под щекой надувались «мячики»;
Вот и завтракать пора: Улыбнуться, открыть рот,
Котик нам напек блины, Положить широкий язык на нижнююСо сметаною они. губу и удерживать под счет до 5-ти;

Как сметану любит Котик? Улыбнуться, открыть рот, облизать
Оближи скорее ротик. языком верхнюю, затем нижнюю губу;
А теперь чаек попьём. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык
Чай мы в чашечку нальем.и тянуть его к носу, загибая бока язычка
в виде чашечки;

Рыжик сыт, Рыжик рад! Ритмично хлопать в ладоши.
Рыжик любит всех ребят!
Молодцы, а теперь я приглашаю всех вас присесть на стульчики. Я вижу, вы все готовы к испытаниям, а первое задание нас уже ждёт. А кто нам его приготовил, мы узнаем, если правильно его выполним.
Задание №1 «Найди звук» (ЗА СТУЛЬЯМИ)
Логопед: По картинке необходимо выделить первый звук. (При выделении ребёнком первого звука, логопед переворачивает картинку, на обороте которой изображён этот звук, собирается слово- (БУРАТИНО) На доске лист с изображением Буратино.
Ребята вы молодцы, а теперь давайте вспомним, что такое буква и что такое звук? А теперь всё внимание на доску. Мы с вами уже отгадали, что первое наше испытание приготовил нам БУРАТИНО- это слово у нас с вами на доске. Давайте мы с вами проведём звуковой анализ этого слова.
Задание №2 «Звуковой анализ слова», а приготовил нам это испытание Крокодил Гена.
Сначала давайте посчитаем сколько букв в этом слове (6), Сколько слогов (4), а теперь каждую букву Б- согласный, звонкий, твёрдый; У- гласный; Р- согласный, звонкий, твёрдый; А- гласный; Т- согласный, глухой, мягкий; И-гласный; Н- согласный, звонкий, твёрдый; О- гласный;
Молодцы, ну а нас уже ждёт третье испытание. Давайте посмотрим, кто нам его подготовил (появляется изображение Карлсона).
Дети: (дружно) КАРЛСОН.
Логопед: Молодцы. А звучит наше третье испытание так:
Задание № 3 «Спрячь слоги в ладошки»
Логопед: Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить,
И на части разделить.
Слова к заданию: машина, каша, лето, рак, мыло, липа, лимон, коса, самовар, прогулка, нос, ракета, лампа, космос, суп, кукла.Логопед: Молодцы вы славно потрудились, а теперь я вас всех приглашаю в круг, сейчас немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется “Весёлый бубен”.
Стоя в кругу, под музыку, дети друг другу по цепочке передают бубны, произнося слова:
Физминутка:
Подвижная игра “Весёлый бубен”.
“Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам,
У кого весёлый бубен,
Тот прочтёт стишок для нас!
(по окончанию слов, те дети, у кого оказались бубны выходят в круг и рассказывают стих.)
Логопед: Мы с вами отдохнули, набрались сил и можем приступить к следующему испытанию, которое нам приготовил Чебурашка.
Задание №4 «Скажи на оборот» с перебрасыванием мяча.
«Мяч лови и мяч бросай,
Слова на оборот ты называй.»
Молодой- старый
Сильный- слабый
Тяжёлый- лёгкий
Толстый- худой
Быстрый- медленный
Широкий- узкий
Высокий- низкий
Далёкий- близкий
Трусливый- храбрый
Весёлый- грустный
Пустой- полный
Умный- глупый
Трудолюбивый- ленивый
Большой- маленький
Длинный- короткий
посмотрите, что это у нас здесь такое?
Дети: Карточки для составления схемы предложения. Письмо.
Логопед: Давайте посмотрим от кого оно и кому. Ребята, а письмо пришло нам; и оно от золотой рыбки. Давайте прочтём, что пишет нам золотая рыбка.
Содержание письма:
Дорогие ребята, вы стали совсем большими, и я вижу, что вы все хорошо справились с предыдущими испытаниями. А вот и ваше последнее задание: нужно составить схему предложения, будьте внимательны. При правильном составлении схемы предложения вас ждёт сюрприз.
Сегодня мы сдавали экзамен.
Задание №5 «Составьте схему предложения».
Логопед: Ребята давайте сначала вспомним, с какой буквы пишется предложение, и что мы должны поставить в конце предложения.
Дети: С большой буквы, в конце ставится точка.
Логопед: Правильно, молодцы. А теперь пользуясь схемами, которые нам приготовила золотая рыбка, составьте схему предложения.
Дети: Составляют схему на ковре.
Логопед: Молодцы ребята, вы справились и с этим испытанием. Ребята я считаю, что вы справились со всеми испытаниями, и я могу поздравить вас с удачной сдачей вашего первого экзамена.
Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, а вам понравились задания от сказочных героев? А какое испытание приготовили нам Буратино, Крокодил Гена, Карлсон, Чебурашка, Золотая рыбка? Какое задание было самое трудное для вас? А в конверте ребята было не только письмо, здесь вас ждёт сюрприз, о котором говорила золотая рыбка – это медали, за удачное прохождение всех испытаний и за успешную сдачу экзамена.
Дети получают медальки.