«Математический цирк» Тема: Закрепление изученного по теме Внетабличное умножение и деление 3 класс


Урок математики 3 класс
«Математический цирк»
Тема: Закрепление изученного.
Цель: закреплять умение решать уравнения, совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи: закреплять знания таблицы, закреплять умения решать задачи на приведение к единице, уравнения на нахождение неизвестного множителя и делимого; развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности, любознательность, умение работать в парах.
УУД: П. Строить логическую цепь рассуждения.
Р. Осуществлять контроль и самооценку результата деятельности.
К. Задавать вопросы и формулировать свои затруднения
Л.: Формирование умения самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат.
Оборудование: индивидуальные карточки, геометрический материал, иллюстрации к заданиям.
ХОД УРОКА
I.Организация класса.II.Актуализация знаний.1. Введение в тему.
- Ребята, мы с вами уже выучили таблицу умножения и деления и сегодня на уроке нам необходимо показать свои знания. Но урок у нас сегодня будет необычный. От вас требуется внимательность, смекалка, находчивость. Оценки тоже будут необычными. Это вот такие жетоны – эмблемы нашего урока. Чем больше жетонов, тем выше оценка. Сегодня мы совершим заочное путешествие. А куда – отгадайте:
Все глядят на середину 
В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул 
Из кармана своего. 
Там под купол танцовщица 
Улетела, как синица. 
Там собачки танцевали... 
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)
-Наше село небольшое и артисты, особенно цирковые, к нам приезжают не часто. Но я хорошо знаю, что вы очень любите цирк
- Как называется сцена, на которой выступают артисты цирка? (Арена.)
-Сегодня ареной у нас будет классная комната.
2. Устный счёт.
А)- Пока мы будем считать устно, 4 ученика поработают с карточками. ( Раздаются карточки).
Б) Клоун на арену выбегает,(з-а)
Разноцветные шары кидает.
Вот заданье для ребят:
Результаты всех примеров вы поставьте в ряд.
- Прочитайте примеры и отыщите ответ на воздушном шарике.
24:4= 5:5= 45:9=
16:8= 32:8= 81:9=
27:9= 49:7= 56:7=
Дети выходят к доске и приклеивают ответы, написанные на нарисованных на бумаге воздушных шариках.
В)- А сейчас клоун просит вас назвать три примера на деление, чтобы в ответе получилось 3.
( Дети придумывают устно примеры на деление с ответом 3).
- И этот клоун предлагает примеры посложнее. Разделите верхнее число на нижнее.
7 2, 55, 84, 80, 91
6 5 6 8 7
(Дети устно составляют примеры на деление и называют ответы).
Г) - А как в давние времена называли клоунов? (Шут. Арлекин.)Давайте посмотрим на этого Арлекина.
Он просит на посчитать, сколько времени он потратил на дорогу к нам, если от дома до цирка он пришёл за 15 минут, а от цирка к нам ехал ещё 55 минут.
III.Работа по теме урока.Вот устала голова и ручку в руки взять пора. (70)
Запишем в тетрадях число.
2. Каллиграфическое письмо.
- У нас в гостях цифра – акробатка. Если на голову встанет, цифрой 6 она вдруг станет.
- О какой цифре идёт речь? (О цифре 9.)
( Учитель объясняет написание цифры 9)
- Запишите акробатку в тетрадях красиво 3 раза. Увеличьте число 9 в 11 раз. Какое число получилось? Запишите его 2 раза.
- Из каких разрядов состоит? Каким является в ряду двузначных чисел? ( Устные ответы детей).
- Допишите справа ещё одну 9. Какое число получилось? Назовите его разряды. Образуйте четырёхзначное число. Запишите его. Кто прочитает его?
- Разложите трёхзначное число на сумму разрядных слагаемых и аккуратно это выражение запишите в тетрадях.
( устная работа и оценивание работ по карточкам).
3. - На арену вышел слон (9)
К нам пришёл с подарком он.
Он пришёл к друзьям с букетом
Разноцветным, словно лето.
- И задание принёс. Найдите скорее ответ на его вопрос.
Для решения уравнения нам нужна таблица умножения.
— Что неизвестно в уравнениях? (Делимое, множитель, делитель.)
— Какие компоненты находят делением? (Множитель, делитель.)
— Найдите среди карточек те, которые подходят для данных случаев.
(Один ученик работает у доски.)
а : х = b х : а = b х· a = b
х = a : b х = b . a х = b : a
— Какой компонент находят умножением? (Делимое.)
— Найдите карточку, которая подходит для нахождения делимого.
( Два ученика у доски объясняют у доски алгоритм решения уравнений).
Из данных уравнений выпишите и решите только те, которые решаются делением.
Учебник, с. 21 №1 (выборочно)
х·11=55 96: х=16 52:х=13 15·х=75
х=5 х=6 х=4 х=5
4. Оркестр отличный цирковой (5)
Исполнил марш задорный свой.
Ну что за номер без оркестра?
Спасибо Вам от всех, маэстро!
- Акробат мой, акробат,
Ножки, как пружинки.
Он как мячик прыгать рад,
Даже на спине у свинки.
А вот задание от акробата.
Ты время даром не теряй и сам примеры эти порешай! Выполни действие и сделай проверку
с.21 Пр.№4
27·3 99:11 4·18 91:7
5.- Хорошо мы, дети с вами потрудились
И, наверное, немного притомились.
Отдохнём немножко мы сейчас,
Пустимся в весёлый пляс
IV.Физкультминутка «Танец маленьких утят»
6. Внимание! Внимание! Сегодня на арене цирка выступает…
Отгадайте! .(13)
На лестнице играется,
В гору поднимается.
Кривляется, цепляется,
На хвостике катается.
- Кто это к нам заехал сегодня? (Обезьянка.)
- Действительно, озорная обезьянка.
Хвост колечком, как баранка.
Вниз повисла головой.
Вот так номер цирковой!
Висит и улыбается
Хвостатая красавица!
- Что больше всего любят обезьянки?
Дети: Бананы.
- Обезьянка хочет, чтобы вы по краткой записи составили задачу про её любимые бананы.
( На доске рисунок с краткой записью).
В 1 ящике кгКоличество ящиков Всего кгодинаково 4 ящ. 52кг
7 ящ. ?
(Дети составляют условие задачи).
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Какое действие необходимо выполнить, чтобы узнать массу 1 ящика? ( 52:4)
- А теперь можем ответить на вопрос? Как?
Запишите решение задачи по действиям с пояснением .
1 группа – выражением
7. Тигр по имени Султан (91)
Влез на круглый барабан.
Потому что даже тигры
Обожают с детства игры.
- Он предлагает вам свои весёлые задачи.

Для слона 100 яблок купили.
По дороге 17 уронили.
Сколько принесли слону?
42обезьянки в лесу проживали.
В цирк на праздник 6 приезжали.
Сколько ж осталось в лесу?
Вот в цирк на урок
Прилетело 40 сорок.
12 позднее прибыло.
Сколько ж сорок прилетело на этот урок?
В цирк ходили ты да я,
Да мы с тобою.
Сколько нас всего ?Сколько же ножек у 4 кошек?

V.Подведение итогов.В нашем цирке погасли огни,
Но каждый из нас надеется, дети,
Что в дни невесёлые и в радостные дни
Этот огонёк будет гореть в вашем сердце.
Если урок вам понравился, то на рисунках смайлик у вас будет весёлый.
- Что интересного было на уроке?
- Что мы повторили?
Д/з -