«Очень интересные разные профессии: гончар»

МКОУ «Мехонская СОШ»

Воспитательно е мероприятие по профориентации

«Очень интересные разные профессии»

Киклеева Н.В. учитель начальных классов
Раздел : внеклассная работа

Цель: Знакомство с миром профессий.
Задачи:
1. Расширить  знания обучающихся  о  мире  профессий.
2. Формировать  интерес  к  профессиям.
3. Развивать  абстрактное  мышление, навыки  культурного  поведения.
4. Воспитывать  уважение  к  труду,  людям  любой  профессии.


Структуры: «Мэнэдж мэт», «Ладошки» , «Сингл раунд робин», «Релли робин»


Ход мероприятия

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека Звучат фонфары (фонограмма группы «Битлз» - «Вчера»)
Голос за кадром:
В далекой Греции на горе Олимп, вершина которой покоится высоко-высоко в облаках, а подножье утопает в зелени лесов, восседают величайшие мира сего – Боги – вершители судеб человеческих. Они правят нашим миром, наблюдая за людьми и наставляя их на путь истинный.
Фонограмма красивой музыки, на сцене греческие боги.
Зевс, посмотри, какую картину нарисовал художник!
А какую прекрасную статую вылепил тот скульптор!
Послушайте, какая прекрасная музыка доносится снизу, ее только что сочинил юный композитор.
Зевс. Да, действительно, все люди заняты своим любимым делом.
А не ошибся ли ты, Великий Зевс? Вон там я вижу человека, который абсолютно ничем не занят!
Все: (возмущенно) Как? Почему? Все работают, творят, а он слоняется без дела?
Зевс: Неужели для него не нашлось дела по душе? На свете так много занятий, что даже мы не
успеваем следить за всем, что происходит у подножья Олимпа.
А не лучше ли спросить у него самого? Пусть он предстанет перед нами!
Зевс: Да будет так!
Тревожная музыка, появляется человек.
Зевс: почему ты, простой смертный, бездельничаешь, когда все вокруг работают, создают прекрасные вещи?
Человек:
О, Всемогущий Зевс, и вы, Боги, я не работаю потому, что не нашел себе занятие по душе.
А ты искал?
Человек молча опускает голову.
А ты хотел бы работать, как все остальные?
Человек:
Да, хотел бы, но я не знаю чем заняться, вокруг так много всего.
Тогда мы даем тебе возможность отправиться к людям, чтобы ты там выбрал себе занятие по душе
А если ты все – таки не определишься со своим выбором, то быть тебе бездельником, и кануть в бездну лет бесславно! И никто и никогда не вспомнит о тебе, человек!
Зевс: Ступай, человек! И помни, что мы тебе сказали!
Боги покидают сцену. Звучит легкая музыка.
На сцену выходят ведущие.
Вед.1.
Добрый день, дорогие ребята, учителя, гости нашего мероприятия.
Вед.2
День сегодня у нас особенный. Собрались мы сюда, друзья, Чтоб восславить руки тружеников.
Чтоб восславить профессии разные – Это сделаем ты и я!
Структура «Мэнэдж мэт», «Ладошки»
Вед 1.
Сегодня мы приглашаем вас в Страну Великих Мастеров, путешествуя по которой мы узнаём истории Мастеров, как благодаря их труду, мир наполняется теплом и светом. Мы узнаём об очень интересных разных профессиях. В современном мире насчитывается 40 тыс. профессий.
И, может быть, кто-то сегодня из вас поймет, какая профессия станет для него главной в жизни, потому что для каждого человека, она своя!
Вед 2.
Работаем в группах по структуре «Сингл раунд робин» (проговаривают ответ по кругу один раз. Обобщают и дает ответ один участник команды)
Давайте вспомним: что такое профессия?
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Вед. 2 Спасибо. Замечательно.
Вед.1.
Ребята, как вы думаете, какая профессия самая интересная, самая творческая, самая лучшая на Земле?
Ребенок
Рабочий? Строитель? Учитель?
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может, нужней инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
Чтоб армию сделать сильней?....
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
Ответим: для России профессии все нужны. (Ф.С. Махов)
Вед 2.
Думаю, что самую лучшую профессию определить сложно. И так же сложно сказать, какие профессии самые нужные и самые важные.
И сегодня мы узнаем об удивительной профессии.
Вед.1 Структура «Релли робин» (работа в парах)
Я предлагаю вам игру.
Вы видите рисунки с изображениями предметов, принадлежащих разным ремесленникам. Ваша задача – отгадать, кому они принадлежат.
На доске рисунки: удочка, топор, лук, корзина, молот, прялка, гончарный круг с горшком.

Дети.
Удочка – рыбаку, топор – плотнику, лук – охотнику.
Молот – кузнецу, прялка – ткачу,
Корзина – человеку, собирающему что-то.
Гончарный круг – ?
Вед 2.
Отгадайте о какой профессии пойдет речь:
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
Кто это?
Дети
Гончар – мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины : посуду, игрушки, изразцы и т.п.
Песня о гончаре
Вед 1
Профессия гончара дошла до наших дней практически в первоначальном виде, не претерпев существенных изменений.
Как и тысячи лет назад гончары занимаются обработкой, обжиганием глины для превращения ее в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть по сути созданием керамики.
Презентация
Вед. 2. Послушаем, что узнали ребята об этой профессии.
Ученики:
Из истории мы узнали, что чашка, тарелка, ваза или кирпич – все они были когда-то обыкновенным куском глины, пока за них не взялись умелые руки мастера . Так возникло новое ремесло –гончарство, появилась новая профессия – гончар.
Мы сейчас расскажем вам об этой удивительной, чудесной профессии.
Путь от глины до вазы
Истоки гончарного ремесла.
Глиняную посуду научились изготавливать еще в каменном веке. Первоначально для обжига глины умельцы – мастера использовали жар костров, потом уже научились делать простейшие печи, и только после изобрели горн – прообраз нынешних гончарных печей.
Конечно же изделия тех времен были простыми, в основном грубых форм. Дно изделий было округлым, слегка заостренным, чтобы можно было располагать их на песке, в почве или между камнями.
Материал
Основным материалом для выделки всяких изделий служит глина. Что такое глина? Глина, обожженная в костре – это первый искусственный материал, полученный человеком. Есть старая загадка: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обвале. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал». Это глина.
О чудесных свойствах глины можно говорить часами. С помощью глины стирали одежду, из нее делают посуду, употребляли во внутрь, чтобы укреплять организм: глина обладает способностью выводить шлаки из организма.
Секреты профессии гончара.
Все в руках каждого мастера.
Первое чему надо научиться, чтобы стать гончаром – катать шарики, жгутики, «колбаски» и различные простейшие фигурки. Когда еще не знали гончарного круга, люди использовали технологию лепки и ленточно-жгутовой способ.
Второй секрет: это гончарный круг. Гончарный круг – это два горизонтально расположенных диска, скрепленных шестом. Нижний диск вращали ногами, верхний – был для глины. Изобретение гончарного круга придало этому ремеслу характер искусства. Благодаря кругу изделия приобрели правильную форму.
Работать на гончарном круге не просто. На круг кладут кусок глины (на один кувшин требуется около 2 кг). Большими пальцами рук делают углубление в глине, периодически смачивая руки водой, но не сильно. Постепенно поворачивая круг придают форму глине.
Мягкая, почти как пластилин, глина сначала отказывается подчиняться пальчикам. И изделие может получиться раза с пятого, а то и с двадцатого.
Здесь важно все – и чтобы изделие в бок не повело, и чтобы не порвалось оно на круге в самый неподходящий момент.
Перемазанные глиной с ног до головы, гончары творят свое изделие часами. Круг вращается, и глина под умелыми пальцами мастера принимает определенную форму.
Третий секрет.
После того как вылепленное изделие готово, его поверхность осторожно разглаживают и сушат. Иногда на это уходит несколько дней или даже неделя.
Затем поделку очищают от неровностей и зазубрин. Дальше, если нужно, приклеивают деталь, например, ручку. А когда она еще подсохнет, делают декор – это может быть резьба или лепной орнамент и обжигают в специальной печи.
И уже потом расписывают свои творения глазурью или просто красками.
Изделия
Очень красивые получаются изделия. И на создание такой красоты уходит очень много времени. Не лучше ли отказаться от ручной работы и изготавливать машинами?
Нет Изделия ручной работы отличаются от тех, которые сделаны машинами. Чем?
Да, понятно чем – теплом человека. Когда изделие ручное, человеку смотрящему хочется его потрогать. Ведь в изделие мастер вкладывает частицу себя, своей души. Во время работы гончар разговаривает со своим творение (только вы не говорите никому, это секрет).
В наше время магазины заполнены изделиями из фарфора, фаянса – и никто не смотрит.
А в лавочках, где продают изделия народных умельцев, всегда и народа много, и тесно, и всегда хочется все это потрогать потому, что эти вещи неповторимы и изысканы.
О керамике и ее полезных свойствах.
Глиняная посуда считается не только весьма изысканной, но и еще полезной. Глиняная посуда способна вытягивать из людей негативную энергию, наполнять чистотой и силой.
Пища, приготовленная в такой посуде очень полезна и вкусна. Блюда в такой посуде приобретают аромат и вкус.
Глиняная посуда способна регулировать температуру и влажность. Чай в глиняном чайнике остается теплым в течение нескольких часов.
Вспомните детские сказки: молоко там всегда хранится в глиняном кувшине, а вода, даже в жаркий день остается прохладной.
Издревле керамическую посуду использовали для хранения продуктов: хранили молоко и масло, варенья и соленья без крышек могли храниться до следующего урожая, а многие до сих пор хранят в керамических банках мук – так жучки не заводятся.
Еда, приготовленная в «чудесном горшочке» в обычной духовке, напоминает ту, что готовится в настоящей русской печи. Сейчас готовят жаркое и другие мясные блюда в горшочках.
Здорово, что есть такая чудесная посуда и здорово, если во всех домах будут такие изделия. Важно, чтобы люди сами поняли важность этого.
Вед 1
Ребята! Мы предлагаем вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку. Это могут быть звери, птицы, люди, может быть что-то другое. Посмотрите, что, например, получилось у нас.
Вед. 2
Когда ты сам побываешь в роли гончара, пусть даже не за гончарным кругом – это не забываемое впечатление.
Вед. 1.
В твоих руках глина оживает и начинает жить по своим собственным законам, превращаясь в вашу любимую (в будущем) чашку. А может сейчас вы создали семейную реликвию, и ваши правнуки будут ею гордиться. Ведь она такая красивая и на ее боку ваше имя.
Вед. 2.
Гончар, керамист – не просто профессия, это мироощущение. Есть такие профессии – приносить людям радость. И профессия гончара, керамиста – одна из них.
Вед. 1
Вы попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар?
Обучающая структура «Тейк оф тач даун» (встать-сесть)
Ученики по очереди встают и называют качества : трудолюбие, терпеливость, аккуратность, выносливость, внимательность, хороший вкус, богатое воображение усидчивость,
Вед.2.
Образование по этой специальности можно получить непосредственно на производстве
Вед.1.
Место работы: художественные салоны и мастерские.
Вед 2:
Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш классный час.
Сингапурский метод. «Билетик на выход»
Каждый ученик отвечает на вопросы: «Что нового я сегодня узнал? Что интересного и полезного для себя взял?» Ребята в группе отвечают друг другу.
Поблагодарим друг друга за работу: «Ладошки»
Стих. Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”
Ученик1:
- Скорей бы стать нам взрослыми
Совсем, совсем серьёзными!
О чём мечтаем мы о чём?
Ученик 2: - Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: - Я – фоторепортёром!
Ученик 4: - А я А я – зубным врачом!
Ученик 2:
- Профессии чудесные, земные и небесные!
Каких на свете только нет!
Ученик1: - Я буду инженером!
Ученик 2: -Я - милиционером!
Ученик 3: - А я.Пока ещё не знаю!
Ученик 4:
- Когда мы станем взрослыми –
Умелыми, серьёзными –
То всё нам будет по плечу!
Вед.1
Ребята, но вы должны помнить: Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому, прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Фонограмма тревожной музыки.
Голос за кадром.
Время истекло, нашему герою пора возвращаться на Олимп и держать ответ перед Богами
Появляются Боги и человек.
Зевс: Ну что, человек, ты выбрал для себя подходящее дело?
Человек: Вы знаете, я увидел столько замечательных профессий, что готов попробовать себя во всех сразу. Но я так же услышал, что есть еще много других прекрасных профессий. И мне захотелось узнать и о них. Можно я еще повыбираю?
Фонограмма «Дорогою добра»
Зевс: В этом мы тебе поможем. Но знай, что у тебя есть дорога, которая грустит по тебе, пусть она длинною всего в один шаг, но это твоя дорога! Главное – не сбиться в пути!
























15