Технологическая карта урока математики по теме Умножение трехзначного числа на однозначное в столбик


Технологическая карта урока математики. Учитель: Захарова Галина Михайловна
Класс: 3 БТема урока: «Умножение трёхзначного числа на однозначное».
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное через различные виды деятельности учащихся.Задачи урока.
Образовательные:
- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; освоение алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное; умение вычислять произведение; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счёта; совершенствование умения работать в коллективе, в паре и самостоятельно.
Развивающие:
- развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления; активизация умственной деятельности; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные:
- воспитание умения слушать, общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину; воспитание ответственности и добросовестного отношения к работе, уважительных и доброжелательных отношений к товарищам; пропаганда здорового образа жизни
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: - работать по предложенному плану, инструкции; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: - раскрывать значение понятия «множитель», «произведение», «сумма», «разность» и использовать их в активном словаре;
- определять условия письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и обосновывать свое мнение;
- определять правильность умножения двузначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;
-определять порядок письменного умножения трехзначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;
Коммуникативные УУД: - формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; уметь осознанно и внимательно читать задания; выражать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся 1.Самоопределение к деятельности. Мотивирование к учебной деятельности.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука – это математика!
— Один из великих ученых 18 века Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уж затем учить нужно, что она ум в порядок приводит»
— Как вы понимаете это выражение? Зачем это нужно в жизни?
— Вот и мы сейчас на уроке будем приводить свой ум в порядок и начнем с разминки
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Создание ситуации успеха.
На доске.
  Назовите числа в порядке возрастания. Запишите их.
721,54,13,145,78,356,1000,4,975,610.
Какое число лишнее? (слайд №2)
 
    Назовите числа в порядке убывания. Запишите их.
36,932,632,139,99.(слайд №3)
    Назовите число, в котором 5 сотен,3 десятка.
Называют числа в порядке возрастания, исключая лишнее.
Называют числа в порядке убывания.
Записывают число. Личностные:
самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Познавательные:
общеучебные универсальные действия (выделение цели, выделение информации необходимой на уроке).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите на доску.(слайд №4)
800 х 3       234х2
300х4 432х3
400х8 324х4
- На какие две группы можно распределить данные выражения?
 
- Пример какого столбика мы сможем решить легко и быстро? Почему?
 - Запишите в тетрадь ответы примеров первого столбика.
- Запишите в тетрадь ответы примеров второго столбика.
- Так какова же тема сегодняшнего урока.
- Какую цель вы можете поставить перед собой?
- Зачем нам надо знать, как умножать трехзначное число на однозначное?
  
- на умножение круглых и некруглых трехзначных чисел.
-Первого столбика. Мы умеем умножать круглые трехзначные числа.
- 2400, 1200, 3200
- Нам такие примеры еще не встречались. Мы еще не умеем умножать трехзначное некруглое число на однозначное.
- Умножение трехзначного числа на однозначное

-Научиться умножать трёхзначное число на однозначное.
- Применять этот способ умножения при решении примеров, задач, уравнений. Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные:
определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического действия, обосновывать своё суждение;
анализировать способы вычисления;
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
-Итак, начнем открывать новое.
-Какой способ умножения дает нам данное выражение?
- Решаем у доски
 Стр.4, №1 (слайд №5)
В сосновом бору ребята нашли 314 кустарничков черники и в 3 раза больше кустарничков брусники. Сколько кустарничков брусники нашли ребята?
Как выполнить вычисления? (слайд №6)
314 х 3=(300+10+4)х3=900+30+12=942
-Как его можно прочитать?
 
 
-Какой результат получили?
- Удобна такая запись?
-Решение этого примера можно записать по-другому. - Кто догадался, как?
- Когда устно выполнить умножение трудно, удобно записать решение столбиком, используя знак «×».

Где мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос? - Умножение суммы на число.
 
-Чтобы сумму умножить на число, умножаем каждое слагаемое на это число и полученные результаты складываем.-942 - Нет. Длинная. Занимает много места.
-Столбиком
-В учебнике.
Познавательные:
логические - анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев, выведение следствий, доказательство.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
5. Реализация построенного проекта.
- Открываем учебник 3 части на странице 4 и прочитаем алгоритм решения примера 314 х 3 столбиком. (слайд №7)
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначноеЧтобы трехзначное число умножить на однозначное число, надо:
1. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами.
2.Умножить единицы и написать единицы под единицами, а десятки запомнить.
3.Умножить десятки и к полученному числу прибавить число десятков, которое запоминали, и написать полученное число под десятками.
4. Умножить сотни и написать полученное число под сотнями.
5. Назвать ответ.
- Читают
Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция;
Познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
6. Первичное закрепление
- Используя алгоритм, решим примеры на слайде, записав действия столбиком. (слайд №8) 234 объясняет учитель 2 468
432 3 объясняет ученик
324 объясняет ученик
Х___4

-А сейчас решаем примеры у доски
163 282 352 417 6 3 4 2 978 846 1408 824
Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция;
Познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные : сотрудничество в поиске и выборе информации
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1)А теперь решим примеры на стр.4 № 3 на умножение трёхзначных чисел, используя известный алгоритм.
452• 2 86 • 4123 • 4 92 • 2121• 6
-Проверили результаты примеров на слайде.
(904, 492, 726, 344, 184) (слайд №9)
Дети решают примеры.


Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
умение применять правила порядка выполнения действий при нахождении значений выражений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, управление поведением партнёра
Коммуникативные :
- выполнять учебные задания в паре;
- формулировать высказывания, используя математические термины;
Регулятивные:
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
8. Включение в систему знаний и повторений - Где нам может пригодиться умение умножать трёхзначное число на однозначное?
1) Прочитаем задачу: (слайд №10)В магазин привезли 123 м ситца, шерстяной ткани в 3 раза больше, чем ситца, а гардинного полотна на 96 м меньше, чем ситца и шерстяной ткани вместе.
Сколько всего метров ткани привезли в магазин?
- Какие слова возьмём для краткой записи условия задачи?
- Что известно в задаче?
- Что говорится про шерстяную ткань?
- Что говорится про гардинное полотно?
-Что нужно узнать в задаче?
Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.
2) Решение уравнения Х : 5=200 – 85 У х 46 = 100 - 8- Проверьте решение по образцу (слайды №11-12)
- Можно использовать при решении задач.
- Ситец, шерсть, гардины
- В магазин привезли 123 м ситца
- Шерстяной ткани в 3 раза больше, чем ситца
- Гардинного полотна на 96 м меньше, чем ситца и шерстяной ткани вместе.
- Сколько всего метров ткани привезли в магазин?
Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: самоопределение, Смыслообразование.
Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: самоопределение, Смыслообразование.
9. Рефлексия деятельности
(итог урока)и домашнее задание
-Домой возьмёте на стр.5 №5 или №6 (по своему выбору)
- Что нового узнали на уроке?
- Какими способами можно умножать трёхзначное число на однозначное?
- Где используются данные знания?
- Что бы вы могли рассказать своему другу об уроке по схеме: (слайд №13)
ЗНАЮ
Я УМЕЮ МОГУ
-Как умножать трёхзначное число на однозначное
- Удобнее умножать столбиком
-При решении задач, примеров, уравнений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалоговой речью;
Личностные:
Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация