Информационный проект Тайна русской колыбельной


Информационный ПРОЕКТТайна русской колыбельной Продолжительность: краткосрочныйПредставляет Пистоль Людмила АлександровнаМБДОУ №6 «Василёк»г. Сургут АктуальностьКолыбельная песня – это особенный разговор между матерью и ребёнком,слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и неповторимой нежности. Из колыбельной родились все остальные песни.И только тот, кто вырастал под мамину песню, способен приумножать наследиепесенного творчества. Доказано, что дети которые воспитываются под маминуколыбельную, имеют добрый нрав, быстрый ум и развитый слух.Колыбельная песня дарит ребёнку покой, счастье и умиротворение. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Расширить и систематизироватьпредставления о русских народных колыбельных песнях Проблема:Дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешныв жизни. От того, какие песни пела ребёнку мать, и пела ли онаих вообще, зависит характер маленького человека, егофизическое здоровье.В колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти.Детям, у которых генетическая память не “разбужена”, гораздотруднее адаптироваться в жизни и обществе. НАЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНи - УСЫПИТЬ РЕБЁНКА
ppt_y Значение колыбельных песен не только в том,чтобы успокоить ребёнка.Колыбельная – это школа жизни, где ребёнкупреподносятся первые понятия о добре и зле.К тому же колыбельные песни – это и сокровищницанародного русского языка.Колыбельные песни являются универсальнымтерапевтическим средством, определяющим здоровьеребёнка на всю оставшуюся жизнь. слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать»Покачивая колыбельки, матери напевалиразные припевы. Они понимали, что нужнысветлые, монотонные, умиротворяющиепесни. Так создалась форма колыбельной песни. Дети легче понимали не просто речь,а именно песню. Мамин голос помогал имуспокоиться. Эти плавные напевы сталиназываться колыбельными.Как родилась колыбельная песня Старинные колыбельные песниПриобщение к родным мелодиямОписание богатой счастливой жизниПрогнозы на будущееПризыв небесных покровителейОписание опасностейВыражение чувств и переживаний


Тексты колыбельных песен являются прекраснымиобразцами народной поэзии. Они охватываютразнообразный круг образов, персонажей, явлений.Колыбельные песни – это то лучше, что создала исохранили до настоящего времени традиционнаяпедагогика за свою многовековую историю. Уж ты, котенька-коток…Этот персонаж был весьма популярен в русских народных колыбельных. А как же: ведь во всяком дому, почитай, водились кошки, и по-свойски им давали поручения и даже сулили плату за их выполнение.…Приди котик ночевать,Да приди дитятко качать.А уж я тебе, коту,За работу заплачу.Дам кувшин молокаДа дам кусок пирога.Ешь-то, котик, не крошиДа больше у меня не проси Другой вариант окончания еще интереснее:Дам кувшинчик молокаДа кусочек пирога,Белей папынькиВ обе лапыньки. Котику могли пообещать и другие вещи: шубку, сапожки, – то есть то, что в повседневности нужно ребенку и представляет для него материальную ценность. В детском восприятии это означало, что ради его благополучия старшие готовы заплатить, значит, он им дорог. Где б найти соломки для Ванюши? Некоторые сознательные мурлыки действовали, не дожидаясь, когда их попросят:Котик серенькийСоломку сбирал,Под головку складал, Да и Ваню качал.***А котики серые,А хвостики белые,По улицам бегали,По улицам бегали, Сон да дрему сбирали,Сон да дрему сбирали. Часто сравнивались постельки детские с теми, что якобы имелись у котикаПри этом оказывалось, что и колыбелька, и перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например:У кота ли, у кота Колыбелька золота.У дитяти моегоЕсть покраше его.Это сравнение вовсе не случайно. В возрастном развитии имеется период, когда ребенку совершенно необходимо «иметь все самое лучшее», быть в выигрышном положении по сравнению с другими. Это связано с началом процесса социализации и осознанием собственной роли в семье как маленького, зависимого человека. Прилетели гуленьки… Гуленьки, то есть голуби, в колыбельных песенках обычно прилетают сами, чтобы детке ворковать, его качать да величать. Они устраиваются непосредственно рядом с ребенком («Сели к Ване в люленьку», «Сели в изголовьце», «Сели гули на кровать»). Если же самостоятельно птички не додумались, что надо явиться, то их призывают словами: Люли, люли, люленьки,Где вы, где вы, гуленьки?В колыбельных с подобным сюжетом расслабляюще действует обилие мягких звуков, вместе с многократными рефренами-повторами они успокаивают и умиротворяют малыша …Стали думать да гадать,Чем Ванюшеньку питать.Один гуля говорит:– Надо кашки сварить.Другой гуля говорит:– Надо Ванюшу покормить.Третий гуля говорит:– Надо байки уложить,Побаюкать, покачать,Будет Ваня крепко спать. Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего – на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, а уж потом – для воркования – перебирались поближе:  Люли-люли-люли,Прилетели гули.Сели на воротцахВ красных чеботцах.Стали гули говорить,Чем бы Машу накормить.Сахарком да медком,Сладким пряничком.Сладким пряником,Конопляником.Коровку подоим,Молочком напоим.Сели наши гулиК Машиной люли.Стали гули ворковать,Стала Маша засыпать. Заюшки и горностаюшки…Зайки тоже, как считалось, могли наведаться перед сном к ребенку, чтобы порадовать. Вот, например:Ой, баюшки, баюшки, В огороде заюшки Травочку щипают, Марину забавляют.Заметьте, в этом сюжете длинноухие гости равнодушны к капусте либо морковке и довольствуются травочкой, а значит, никакого урона хозяйству не наносят. Правда, в другом варианте этого же сюжета у них роль иная: Лю-лю, лю-лю, баиньки,Да в огороде заиньки,Зайки травку едят,Детям спать велят.Любопытно, как в баюкающих напевах удавалось создавать красочные картинки, почти не используя прилагательных. Сюжеты с заюшками – горностаюшками весьма наглядно это демонстрируют. И в этом тоже был заложен смысл: маленький ребенок гораздо восприимчивее к существительным и глаголам, поскольку они отражают предмет и действие. Вот насколько непросты незатейливые песенки. Придет серенький волчок… Серенький в раздумьеПожалуй, при всей своей непритязательности это самый сложный сюжет. На первый взгляд, речь идет о том, чтобы застращать деточку. Мало того, что схватит, так еще и утащит во лесок, под ракитовый (за малиновый) кусток. Но когда это напевают младенцу, то он слов не разбирает, а улавливает лишь мелодию. Если же укладывают ребенка чуть постарше, то образ волчка серенького призван для того, чтобы он замер, не ворочался и не крутился (при этом, заметьте, не говорится о волчище зубастом, персонаж упоминается в уменьшительно-ласкательной форме), а вслед за этим напряжение снимается завершающими словами: 1. К нам волчок не ходи, нашу Машу не буди (идея защиты).2. Кустик затрясется, детка засмеется (то есть ничего страшного не произойдет).3. Там птички поют, тебе спать не дадут (тоже разрядка, ведь даже не птицы, а птички поют, что бывает только в светлый ясный день). 4. А малинка упадет, прямо Катеньке в рот (вкусная ягодка легко развеивает страхи).5. А там бабушка живет и калачики печет, и детишкам продает, а Ванюше так дает (выигрышное положение ребенка по сравнению с другими). Да, много разных гостей могло наведаться к засыпающему ребенку. А почему столько персонажей-животных? Во-первых, они должны были уберечь его от темных сил, призвать здоровье и удачу. Считалось особенно важным передать малышу символическую защиту при укладывании, поскольку, по традиционным верованиям, душа его во сне могла общаться с зооморфными духами. Кроме того, по славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии – райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне) и донести привет от предков до дома, ему нужны были проводники. Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для колыбельных, – именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность. Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении детей – и подавно. Обещание полного счастья звучит и в песнях, которые пели в простыхбедных семьях. Поистине изумительна эта уверенность в ожидающемребёнка благополучии.У сибирских народов именно через колыбельные идёт передачанравственных идеалов от одного поколения к другому. Исполняяколыбельную песню мать кодирует сына или дочь на определённыйповеденческий стереотип, принятый в обществе. Баиньки, баиньки,Спи покуда маленький.Будет время – подрастёшь,На работу пойдёшь.Станешь лес рубить,Рыбку в озере ловить,Дрова возить матушке,Избу чинить батюшке.Станешь всем помогать,Будет некогда поспать. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенмаленький человечек начинает познавать окружающий мир.“Баю – баюшки – баю…” строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова “баять”, т.е. говорить, рассказывать. Колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание сцелью дать ребёнку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровьев будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровьеребёнка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативноговоздействия.Творите своего ребёнка, как творят искусники, волшебники и маги.Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему статьсильным, умным, красивым, удачливым. СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ !