Программа для 8 класса «Культура Кузбасса»

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 92»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУЛЬТУРА КУЗБАССА
(региональный компонент)

8 а класс
(общеобразовательный)


ВАСИЛЬЕВА АЛЛА АНАТОЛЬЕВНА
( учитель технологии,
высшая квалификационная категория)


Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, программы курса «Технология». 8 класс за 2010 год (авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко ).
















2013 - 2014 учебный год
г. Новокузнецк

СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Пояснительная записка .3
Содержание тем курса .....5
Учебно – тематический план6
Требования к уровню подготовки7
Критерии и нормы оценок знаний, умений, навыков9
Перечень учебно – методического обеспечения11
Список литературы 11
Приложение I (календарно – тематическое планирование)..12































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по культуре Кузбасса для 8а (общеобразовательного) класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего и основного (полного) образования по технологии, программы курса «Технология» 8 класс 2010 год (авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко) и Государственного образовательного стандарта, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология, 8 » авторы В.Д Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010г.
Программа курса ориентирована на Федеральный компонент Государственного стандарта основного (полного) общего образования по технологии в его базовом уровне.

Усиление гуманистической направленности обучения и воспитания в современной школе предполагает активное приобщение школьников к духовной культуре своего народа.
Предмет “Технология” имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры народа. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Всё это рассматривается в качестве обоснования для использования на уроках технологии элементов декоративно-прикладного искусства народов Кузбасского края.
Региональный компонент современных школьных программ должен стать самостоятельным принципом дидактики, средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения.
Формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру.
Искусство – это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих.
Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура.
Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.
Региональная программа рассчитана на 1 год (35 часов), количество часов в неделю (1час) – для учащихся 8 классов и может быть реализована как национально – региональный компонент курса “Технология”. Интеграция данного курса с изобразительным искусством, позволит создать целостное представление о самобытной культуре народов Кузбасского края.
Воспитание на региональном материале способствует обострению внимания к духовным ценностям народов Кузбасского края, интереса и уважения к их прошлому, что открывает большие возможности развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом каждого народа.
Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит на уроках технологии путём включения обучающихся в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий. Основная их цель – нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства народов Кузбасского края.

Цель курса:
Нравственно-эстетическое развитие учащихся на видах декоративно-прикладного творчества и истории костюма народов Кузбасского края.

Задачи курса:
познакомить с культурой, декоративно – прикладным творчеством и историей костюма народов Кузбасского края;
развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;
закрепить навыки конструирования и моделирования швейных изделий и приемы работы с тканью и кожей;
ознакомить учащихся с одним из видов народного творчества – вышивкой;
воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к прикладным видам деятельности;
способствовать творческому подходу к исследованию народной обрядности;
воспитывать у учащихся чувство гордости за свою национальную и духовную культуру;
обучить изготовлению сувениров – кукол в национальных костюмах.


































В неделю - 1 час.
Всего- 35 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА.

Рукоделие.
Ознакомление учащихся с очень распространённым видом народного творчества – вышивкой. Она знакомит с историей быта, традициями народа, на которых основывается современная вышивка.

История костюма народов Кузбасского края.
Учащиеся познакомятся с национальными костюмами – русских, шорцев, телеутов, и других народностей края. В процессе изготовления макетов кукол (8 часов) в национальных костюмах народов Кузбасского края учащиеся приобщаются к культуре своего народа, его традициям, обычаям.

Художественная обработка материалов.
Характер основных элементов костюма складывался в течение многих веков и определялся условиями жизни каждого народа. Основными материалами для изготовления одежды служили ткани из растительных волокон, сукно, а также овчина и кожа. Учащиеся более подробно ознакомятся с декоративной обработкой кожи и меха. По собственным эскизам они смогут изготовить украшения из этого материала.
Программой предусмотрены экскурсии  на выставки декоративно – прикладного искусства, в краеведческий и художественный музей, где учащиеся смогут увидеть подлинные народные костюмы. Результатом изучения программы будет являться выставка – отчет  декоративно – прикладного творчества учащихся, на которой будут представлены макеты кукол в национальной одежде народов Кузбасского края, поделки из кожи, вышивки в технике “крест”.
Знакомство с многообразием национальной одежды народов нашей страны, их культурой и бытом – органическая часть интернационального воспитания учащихся.



 














УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п
Содержание раздела
Количество часов по программе
Количество часов по рабочей программе
Обоснование

1
Раздел I. Рукоделие.
8
8


2
Раздел II. История костюма народов Кузбасского края.
20
20


3
Раздел III. Художественная обработка материалов.
4
4


4
Раздел IV. Экскурсии в музей.
2
2


5
Раздел V. Выставка – отчет декоративно-прикладного творчества учащихся.
1
1



Итого:
35
35






































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 8 КЛАССА.

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.
В результате изучения раздела “Рукоделие” учащиеся должны:
знать/понимать:
особенности художественно – декоративного языка искусства, значение в нем ритма, симметрии, обобщённости силуэта, ограничения цветовой гаммы;
традиционные виды ремесел, народных промыслов.

Уметь:
использовать полученные знания на других   видах изобразительной и трудовой деятельности;
владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
составлять орнамент в полосе, квадрате, круге;
обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;
для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
для выполнения различных видов художественного оформления изделий.
В результате изучения раздела “История костюма народов Кузбасского края” учащиеся должны:
Знать/понимать:
виды традиционных народных промыслов;
назначение различных швейных изделий;
основные стили в одежде и современные направления моды, связь  между современной одеждой и элементами народного костюма.

Уметь:
выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;
обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий;
для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
для выполнения различных видов художественного оформления изделий.
В результате изучения раздела “Декоративная обработка материалов” учащиеся должны:
знать/понимать:
способы получения дорогого натурального материала;
традиционные виды ремесел, народных промыслов.
Уметь:
использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
подбирать материал по назначению изделия;
сделать подарки своими руками близким;
обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
различать виды и качество кожаных изделий;
делать оригинальные вещи из вторичного сырья по своим эскизам.





































КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

Правильная оценка успеваемости учащихся имеет огромное стимулирующее воспитательно – образовательное значение. В школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Итоговые оценки за четверть, за учебный год выводятся в соответствии с фактическим уровнем знаний, накоплением оценочных впечатлений об ответах, различных письменных, тестовых, графических, практических, творческих работах, умениях и навыках учениц.
Устные ответы учащихся оцениваются на основании общепедагогических требований.
При оценке успеваемости учащихся в процессе практических и творческих работ учитель учитывает следующее:
усвоение всех требуемых технологических приемов;
умение применять приобретенные знания в практической и творческой работе;
самостоятельность в работе;
правильное планирование и организацию выполнения работы;
умение подбирать необходимые материалы и инструменты;
правильную организацию своего рабочего места;
предупреждение возможных случаев брака;
качество выполнения практической, творческой работы;
отношение к работе;
продолжительность выполнения практической, творческой работы;
оформление объекта работы;
выполнение правил ТБ во время работы;
культуру труда.
Практические и творческие работы учащихся также оцениваются по пятибалльной системе.
Отметка «5» - ставится за правильное и прочное усвоение технологических приемов; умение правильно применять полученные знания во всех случаях практической и творческой работы; проявление самостоятельности и инициативы в работе; полное соответствие качества выполняемой работы требованиям программы и выполнение работы в установленный срок.

Отметка «4» - за правильное и достаточно полное усвоение требуемых технологических приемов; умение правильно, без особых затруднений применять приобретенные знания; умение проявлять достаточную самостоятельность в работе, но в отдельных случаях, при выполнении сложных работ допускается помощь со стороны учителя; соответствие качества выполняемой работы установленным требованиям при наличии небольших поправок и выполнение работы в пределах установленного срока.

Отметка «3» - за правильное усвоение технологических приемов; умение правильно применять приобретенные знания в практической, творческой работе, но с некоторыми ошибками; умение самостоятельно работать, но с некоторыми затруднениями, преодолеваемыми с помощью учителя; соответствие качества выполняемой работы установленным требованиям после дополнительных исправлений, переделок; выполнение задания в более длительный срок.

Отметка «2» - за слабое и непрочное усвоение значительной части основных технологических приемов; грубые или часто повторяющиеся в практической и творческой работе ошибки; неумение работать самостоятельно; несоответствие качества выполняемой работы установленным требованиям и выполнение работы позднее указанного срока.

Отметка «1» - за не усвоение основных технологических приемов; отсутствие знаний, необходимых для практической работы, или неумение применять их на практике; выполнение работы со значительным числом грубых ошибок, даже при постоянной помощи учителя; несоответствие качества выполняемой работы установленным требованиям, крайне медленное выполнение работы, небрежное отношение к работе и отсутствие культуры труда.
Итоговым показателем качества выполнения работ учащимися являются районная и городская выставки, фестиваль искусств, отчетное годовое родительское собрание, на которые обычно отбираются лучшие практические и творческие работы учащихся.












































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Дополнительная литература для учителя:
Аникеев А.А. Моя малая Родина. СГПУ. Ставрополь,1994.
Ефименко Л.Т. Живая россыпь. – Тверь, Издательство ИНИКО, 2004.
Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005
Константинова С.С. История декоративно – прикладного искусства.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Некрасова М.А. Народное искусство России – М.: “Советская Россия”, 1983
Орлова Н.А. История вещей – М.: Издательство АСТ,1998
Понамарева Е.Т. История ремесел. – Издательство АСТ, 2000.
Прохоров А.М. Энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988.
Соловьев В.М. Русская культура. – М.: Белый город, 2004.
Чудакова Н.В. Я познаю мир. Культура. – Издательство АСТ,1996.
Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. – Издательство АСТ,1996.
Журнал “Сделай сам” №2 – М.: Издательство “Знание”, 1993.
Журнал “Школа и производство” № 10 – М.: “Педагогика”,1990.
Ханус С. – Как шить? – М.: Легпромбытиздат, 1992.
О.Г. Жукова “Кожа, что всех тканей дороже”, Издательство “Знание ”,1977 г.
Н. П. Коноплёва “Работаем со старой кожей ”,   Издательство “Знание ”,1982 г.
М. Максимова, М. Кузьмина. Вышивка – первые шаги. ЗАО “ЭКСМО”, 1996 г.
Х. Пирс – Объемная вышивка, Ниола 21 век, 2004 г.

Дополнительная литература для учащихся:
Бакланов Т.И., “Мировая Художественная Культура”, “Интербук”, Москва,2001г.
Горяева Н.А., “Твоя мастерская”, “Просвещение”, Москва 2000 г.
Горяева Н.А., “Декоративно – прикладное искусство в жизни человека”, “Просвещение”, Москва 2000 г.
Миловский А. “Народные промыслы”, “Мысль”, Москва 1994 г.
Симоненко В.Д. “Технология” – 8 класс, “Вентана – Грант”, Москва 2008 г.
Шпикалова Т.Я. “Основы народного и декоративно – прикладного искусства”, Москва 1996 г.
Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005 г.
Константинова С.С.История декоративно – прикладного искусства”, – Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.












ПРИЛОЖЕНИЕ I.

Календарно - тематическое планирование по курсу «Культура Кузбасса» 8 класс.
1 час в неделю, всего 35 часов, составила Васильева А.А. 2013/14 учебный год.
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата

Раздел I. Рукоделие. (8 ч.)

1
Азбука вышивальной грамоты.
1


2
Знакомство с вышивкой народов Кузбасса.
1


3
Изготовление образцов швов.
1


4
Композиция, ритм, раппорт, орнамент.
1


5
Цветовой тон в вышивке народов Кузбасса.
1


6
Отделка изделий вышивкой.
1


7-8
Составление альбома летописи нашего края.
2


Раздел II. История костюма народов Кузбасского края. (20 ч.)

9
Как появилась одежда.
1


10
Русский народный костюм.
1


11
Одежда народов Кузбасса.
1


12
Вышивка в шорском и телеутском костюме.
1


13-14
Изготовление макета русского народного костюма. Изготовление макета шорского народного костюма.
2


15
Телеутский народный костюм.
1


16
Изготовление макета телеутского народного костюма.
1


17
Костюм сибирских татар.
1


18
Зарисовка костюма сибирских татар.
1


19
Декорирование одежды.
1


20
Изготовление и декорирование изделий из меха.
1


21
Головные уборы шорского народного костюма.
1


22
Украшения шорского народного костюма.
1


23
Изготовление украшений (по выбору).
1


24
Мужчины и женщины. Взаимопроникновение мужского и женского костюмов.
1


25
Творческие задания. Зарисовка образов.
1


26
Кукла в культуре коренных народов Кузбасса.
1


27
Изготовление куклы-оберега.
1


28
Жилище и быт коренных народов Кузбасса.
1







Раздел III. Художественная обработка материалов. (4 ч.)

29
Декоративная обработка кожи.
1


30
Изготовление кулона по собственному эскизу.
1


31
Изготовление сувенира по собственному эскизу.
1


32
Изготовление панно по собственному эскизу.
1


33-34
Раздел IV. Экскурсии в музей.
2


35
Раздел V. Выставка – отчет декоративно-прикладного творчества учащихся.
1



Итого:
35


























13PAGE 15


13PAGE 14215



«Рассмотрено»
ШМО учителей естественно-научного цикла
Руководитель ШМО естественно-научного цикла
_____________ /Л. А. Гринь/
Протокол №1 от «29» августа 2013г

«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №92»

____________/ Т.А.Кольцова/.
Приказ №
от « 30 » августа 2013 г

Рекомендовано
педагогическим советом
МБОУ «СОШ№92»
Протокол №1 от «30» августа 2013г.



15