Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития интереса к изучению географии и биологии


Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития интереса к изучению географии и биологии.


Дажы-Даваа Айлан Ондаровна-
учитель географии и биологии
МБОУ СОШ с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка
Актуальность. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
В Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы основные учебные умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся, и способы их деятельности. Особое значение отводится участию школьников в учебно-исследовательской деятельности: выдвижению гипотез, осуществлению их проверки, владению приемами исследовательской деятельности. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся
Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:
Внедрение в практику учителя организации исследовательской деятельности учащихся.
Активизация и повышения качества обученности у учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности
Создание ситуации выбора и успеха каждого ученика через включение в посильную поисково-исследовательскую работу.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии и биологии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся разделила на следующие виды: на уроке и во внеурочное время.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, элективных курсах и кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.
Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии и биологии.
Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.
Для успешного усвоения учебного материала по географии и биологии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью. Практикую изготовление учащимися оборудования или приборов из подручных материалов, предметов домашнего обихода
Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы. Как показал мой многолетний опыт, наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.
Исследовательская работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи.
Одним из главных результатов своей работы считаем тот факт, что с выводами проведенных исследований были ознакомлены ученики школы, родители.
Желание заняться исследовательской работой появилось у многих учащихся 8-10 классов, которые приступили к разработке тем: «К.О Шактаржык - создатель географической карты Тувинской АССР, автор учебника «География Тувы», первый кандидат географических наук Тувинской АССР», “Эоловые отложения в Республике Тыва”, “Глина в окрестности поселка Чодураа”, “Лекарственные растения в окрестности п.Чодураа”, “Изучение погоды поселка Чодураа”, «Тувинский сорт мягкой яровой пшеницы «Чагытай» Мирслава Донгака», «Традиционное возделывание и использование проса», «Добыча кедрового ореха», «Фитопатологическое обследования питомника Чодураа», «Камни в жизни тувинцев», «Туризм в Улуг-Хемском кожууне», «Изучение механического состава почвы песчаного массива «Теректиг-Элезин».
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая как в школе, так и на муниципальном и региональном уровне. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий.
Для оценивания результативности исследовательских проектов были разработаны критерии. В их число вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и т. п. Данные показатели позволяют увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы; выявить специфику ведения исследовательской деятельности; оценить приобретенные навыки создания “продукта” проведения его презентации.Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.
Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников.
Для этого была разработана программа деятельности, включающая в себя следующие разделы:
Теоретическая подготовка, практические навыки.
Организация работы по самообразованию учащихся: индивидуальные консультации.
Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа).
Подведение и анализ итогов.
Самообразование руководителя.
На занятиях занимаемся исследовательской деятельностью, работаем над проектами. К тому же поле деятельности для исследования в области географии и биологии широкое. Эти проекты могут быть как краткосрочные («Мои домашние животные», «Топонимы в окрестности села»), так и долгосрочные, рассчитанные на несколько месяцев. Поэтому вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность процесс длительный и сложный. В своей работе я делю его на два этапа: учебно – исследовательская деятельность детей на уроках и учебно – исследовательская деятельность- во внеурочное время. Проекты, которые посвящены определённой конкретной теме могут выполняться на уроке («Водные ресурсы Республики Тыва», «Экологические проблемы рек РТ», «Изучение песчаного массива «Теректиг-Элезин»).
Учащиеся с огромным удовольствием вовлекаются в эту деятельность. Между всеми участниками устанавливаются равноправные партнёрские отношения. Ориентация в процессе воспитания идёт на приоритет личности, создания условий для её реализации и самодвижения в развитии.
Свою работу веду по двум направлениям: формирования навыков здорового образа жизни и экологического воспитания школьников.
Экологическое образование и воспитание здорового школьника являются важными направлениями современной школы. Оно охватывает разный возраст учащихся. Ведь этими знаниями должны владеть все школьники.
Уроки экологической направленности являются благодатной почвой для формирования исследовательских умений обучающихся
Апробирована и реализуется дополнительная образовательная программа «Основы лесоводства»
Наша школа, располагаясь в лесном массиве, которыми являются Чодуринский лес, и тайга не может остаться равнодушной к её проблемам. Поэтому в течение многих лет в школе уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию.
Мои ученики являются победителями и призерами республиканских конкурсов и слетов школьных лесничеств, научно – практической конференцией, олимпиад, учебно – исследовательских работ.
Тогда, когда будет создана ситуация успеха для учащихся, они обретут не только географическое и биологическое образование, с опытом исследовательской и проектной деятельности, но и будут готовы к следующей ступени – получение высшего профессионального естественно научного образования.
Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.
.