Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся


Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся "Словоизменение и словообразование"
Кельчина Ольга Александровна, учитель начальных классов
Тип урока: контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.
Тема урока: Словоизменение и словообразование.
Задачи урока:
Выявить пробелы обучения в данной теме;
Оценить уровень усвоения темы;
Учить работать самостоятельно;
Развивать память, внимание, мышление;
Проверить навык правописания слов с безударной гласной в корне слова (непроверяемой)
Оборудование урока: перфокарты со словарными словами; зеленые кружочки; маленький мячик; картинки со словарными словами, картина; карточки с суффиксами, приставками; таблица-алгоритм, контрольные карточки.План урока.
1.Организационный момент – 1 мин.
2. Словарный диктант (работа по перфокартам) - 2 мин.
3.Орфографическая 5 минутка( развитие и закрепление умения видеть орфограммы с использованием игрового метода) - 5 минут
4.Контрольно-повторительные упражнения (Выделение форм одного и того же слова; игра “Футбол”; упражнения в способе проверки безударной гласной путем словоизменения; самостоятельная работа; упражнения в составлении словосочетаний; (использование в задании словарных слов с использованием картинок -практически картинный диктант с заданием); упражнение в составлении предложений; упражнения в словообразовании; сопоставление.) – 20 мин.
5.Физкультминутка – 1 мин.
6.Контрольная работа – 15 мин.
7. Итог урока – 1мин.
Учащиеся знают и умеют:
Понятие “основа слова”;
Различают корень и основу слова;
Знают термины и определения подлежащего и сказуемого, второстепенные члены предложения;
Умеют разбирать по членам предложения и частям речи;
Состав слова;
Понятие “словосочетание”;
Различают предложения по цели высказывания и интонации;
Сложные слова.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы проводим контрольный урок по теме:
“Словоизменение и словообразование”. На этом уроке вы должны показать все свои знания, умения и навыки, которые вы получили, изучая данную тему. Поэтому вы должны быть очень внимательными и сосредоточенными.
2. Словарный диктант. (Использую перфокарты).
- А поможет нам настроиться на серьезную работу словарный диктант.
Быстро, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, карандаш.- Каждый из вас получит на этом уроке несколько отметок, нужно только постараться.

3.Орфогафическая 5 минутка.
Читаю с доски:
Горка, горочка, гора, Под горою есть нора.В той норе живет лиса,О лисе той не тужите….
- Сколько правил здесь, скажите? Рисунок №1
(Названные правила - зажигают зеленый огонёк; огоньки зажглись все – появляется картинка лисы)
Молодцы, ребята!!!
4. Контрольно-повторительные упражнения.
Выделение форм одного и того же слова.
- Обратите внимание на слова:
Горка, горочка, гора, под горою.
- Можно ли вы эти слова назвать однокоренными?
- Докажите.
- Из скольких частей обычно состоит слово?
- Что такое основа?
- Что является главной частью слова? Почему?
- Итак, гора – под горою это формы одного и того же слова.
- Как называется в грамматике такое изменение слов?
Игра “Футбол”.
Задаю вопрос – кидаю мяч, ребенок отвечает.
Что? картина, гораЧего? картины, горыЧему? картине, гореЧто? картину, горуЧем? картиной, горойО чём? о картине, о горе.
- Что менялось в слове гора? картина?
- Как называется такое изменение слов в грамматике?
Упражнения в способе проверки безударной гласной путем словоизменения.
- А можно ли путем словоизменения проверить безударную гласную?
- Напишите проверяемые и проверочные слова, проверяя путем словоизменения безударную гласную, ставя проверочные слова во множественном числе или в единственном числе.
1в. 2в.
ст…кло - в…лна -
стр…на - п…сьмо –
кр…ты - сл…ды –
п…ля - ст…лбы –
Проверка.
Какие слова вы подобрали?
Каким способом можно проверить безударную гласную?
Упражнения в составлении словосочетаний.
- Составьте и запишите словосочетания, используя имена существительные -Ж.Р., - М.Р.,- СР.Р. и имена прилагательные.(на доске картинки, обозначающие словарные слова)

Проверка.
-Зачитайте, что у вас получилось (1в., 2в.).
-Образуйте от имени прилагательного множественное число.
- Выделите окончания имен прилагательных.
- Какое изменение произошло в именах прилагательных?
- Как называется такое изменение слов в грамматике?
Упражнение в составлении предложений.

Рисунок 3
Необходимость изменения формы слова для составления предложения.
- Прочитайте.
Хитрый, лисицу, крадётся, к, зайчика.Хитрая лисица крадется к зайчику.
- Назовите части речи в каждой строчке.
- Одинаковы ли они в обоих случаях?
- А сколько предложений вы прочитали?
- Дайте характеристику предложению.
- Почему слова в первой строке не составляют предложение?
- Что нужно изменить, чтобы получилось предложение?
- Как называется такое изменение слов?
- Что такое окончание?
- Какова роль окончания?
Упражнения в словообразовании.
а) - Найдите еще в этом тексте формы одного и того слова.
Нора - норе лиса - о лисе
- Как называется в грамматике такое изменение слов?
- А можно ли образовать от них однокоренные слова? Подберите.
1в. норка, (норочка, норушка, норища, норный)
2в. лиса, (лисонька, лисичка, лисица, лисий)
-Какая часть слова превратила их в однокоренные слова?
- Что такое суффикс?
- Для чего служит суффикс?
- Какая еще часть слова служит для образования новых слов?
- Итак, что общего между суффиксом и приставкой?
- В чем разница?
б) - Образуйте с помощью приставок и суффиксов однокоренные слова:
1в. 2в.
у-, пере-, за- у-, на -, пере-
брать ходить
-ик- -ишк- - ёнк- -иц-
в) -Образуйте сложные слова.
1в. 2в.
луна, ходить пыль, сосать
Проверка.
-Зачитайте, что у вас получилось?
-Как образуются новые слова?
- Итак, вы образовали однокоренные слова, что произошло: словоизменение или словообразование?
- Что такое словообразование?
Сопоставление.
- Определите, где произошло словоизменение, где словообразование:
дом – домакрасивый – красивыедобр – добренькийдом – домик- Докажите, что сделали выбор правильно.
- Что такое словоизменение?
- Что такое словообразование?
5. Физкультминутка.
Одолела вас дремота, Шевельнуться неохота? Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись.Руки вытянуть пошире.Раз, два, три, четыре. Наклониться — три, четыре — И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку
6. Контроль.
(Контрольная карточка у каждого ученика).
1 вариант
1.Подчеркните только формы одного и того же слова:
Море, моряк, морю, морем, морской, приморский, моря.
2.Образуйте слова:
а) при помощи приставок: на - , вы -.
Ловить -______________________________________________________
б) при помощи суффиксов: - к -, - ок -.
Друг -_______________________ _______________________________
Трава - _________________________________
в) слиянием двух основ:
вода, лазить - _______________________________
3.Измените, слова так, чтобы получилось предложение.
Укажите части речи.
Старая, медведь, из, берлога, вылез.
4.Над парами слов укажите цифрой №1 – словоизменение; цифрой №2 – словообразование.
комната – комнатныйжёлтый – жёлтенький
мост – под мостом писать – написать
5.Разберите по составу:
ягодник подходил жёлтенький
2 вариант
1.Подчеркните только формы одного и того же слова:
Лесной, лес, лесистый, лесом, лесу, лесник, о лесе.
2.Образуйте слова:
а) при помощи приставок: с - , за -.
Писать-______________________________________________________
б) при помощи суффиксов : - инк- , - ок -.
Луг - _______________________________
Роса - ______________________________
в) слиянием двух основ:
верх, лазить - _______________________________
3.Измените, слова так, чтобы получилось предложение.
Укажите части речи.
Снежная, шубу, надели, сосна.
4.Над парами слов укажите цифрой №1 – словоизменение; цифрой №2 – словообразование.
комнату – комната ехать – отъехать
место – на месте чёрный – чёрненький
5.Разберите по составу:
речник переход чёрненький
7. Итог урока.
- Чем занимались?
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Что вызвало затруднение?
Сбор тетрадей.
8. Домашнее задание.
Составить 4 пары слов:
2 пары – словоизменения;2 пары - словообразования.