Статья Из опыта планирования работы наставника по адаптации молодого специалиста в школе


Статья «Из опыта планирование работы наставника по адаптации молодого специалиста в школе»
Учитель математики МАОУ СОШ № 40 города Томска, педагог – наставник Павлюкевич Татьяна Николаевна.
Профессиональное становление молодого педагога – сложный индивидуальный для каждого молодого специалиста процесс. От него зависит, станет ли молодой педагог профессионалом, останется ли он в сфере образования или уйдёт из школы. По статистике процент молодых педагогов, готовых продолжать свою педагогическую карьеру в школе очень низок.
В каждой образовательной организации с целью оказания помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении создаются «Школы молодого учителя». Но, на мой взгляд, неоценима роль наставничества в становлении и профессиональном росте молодых педагогов.
На протяжении двух лет я являюсь наставником одного из молодых учителей математики. Представляю Вам план работы педагога-наставника Павлюкевич Т.Н. по сопровождению профессиональной адаптации молодого специалиста .Цель:
Оказание помощи молодому педагогу в профессиональном становлении. Помощь в формировании кадрового потенциала МАОУ СОШ № 40.
Формы работы: собеседования, индивидуальные консультации, взаимопосещения и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий, мастер-классы, участие в семинарах, проведение эталонных уроков.
2013-2014 учебный год
Задачи:
Помочь в усвоении требований к организации учебного процесса в школе, требований к ведению школьной документации и организации урочной и внеурочной учебной деятельности по математике.
№ Мероприятия дата
1 Собеседование (знакомство с целями, особенностями, интересами, потребностями, выявление достижений и проблем) август
2 Консультация по работе с рабочей программой «Математика 5класс» и разработке календарно-тематического планирования на основе программы. август
3 Ознакомление с «Положением о ведении и проверке ученических тетрадей» 4 Консультация по подготовке конспекта урока (формулировке целей и задач урока). Вручить памятку для молодого учителя. сентябрь
5 Посещение и анализ уроков молодого специалиста (с целью выделить, имеющиеся проблемы, и наметить пути их решения) 6 Проведение эталонных уроков с указанием обучающих моментов, направленных на устранение недостатков. Октябрь
ноябрь
7 Конструирование и проведение проблемного урока:
Диагностический урок молодого специалиста, с фиксацией достижений и недостатков в проведении.
Обучающий урок по совместно разработанному сценарию, с описанием динамики в освоении технологии.
Эталонный урок по данной технологии.
Обучающий урок по самостоятельно разработанному молодым педагогом сценарию, с фиксацией динамики.
Декабрь
январь
8 Консультация по разработке и проведению внеклассного мероприятия по математике, по подготовке ребят к школьной научно-практической конференции.
Посещение и анализ подготовленного молодым специалистом урока по интересам. февраль
9 Организация работы жюри школьной конференции, инструктаж по оцениванию творческих работ обучающихся, анализ творческих работ. (ввести молодого специалиста в жюри конференции) март
10 Консультация по подготовке контрольно измерительных материалов для промежуточной аттестации по математике в 5 классе. Проведение и анализ результатов промежуточной аттестации. апрель
11 Совместное выступление наставника и молодого специалиста с анализом работы на заключительном заседании МО, с представлением примерного плана работы на следующий учебный год. май
2014-2015 учебный год.
Задачи:
Помочь молодому специалисту в проектировании и проведении современных уроков и внеурочных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС.
№ Мероприятия дата
1 Консультация по работе с рабочей программой «Математика 6 класс» и разработке календарно-тематического планирования на основе программы. август
2 Консультация по разработке рабочей программы проектной мастерской «Математическая», в рамках внеурочной деятельности по математике в 6 классе. 3
Посещение и анализ уроков и занятий проектной мастерской молодого специалиста (с целью выделить, имеющиеся проблемы, и наметить пути их решения) сентябрь
5 Совместное участие в семинаре по теме «Проектирование современного урока в аспекте требований ФГОС» Октябрь
ноябрь
6 Конструирование и проведение урока «открытия» нового знания:
Диагностический урок молодого специалиста, с фиксацией достижений и недостатков в проведении.
Обучающий урок по совместно разработанному сценарию, с описанием динамики в освоении технологии.
Эталонный урок по данной технологии.
Обучающий урок по самостоятельно разработанному молодым педагогом сценарию, с фиксацией динамики.
Декабрь
7 Конструирование и проведение урока развивающего контроля
Диагностический урок молодого специалиста, с фиксацией достижений и недостатков в проведении.
Обучающий урок по совместно разработанному сценарию, с описанием динамики в освоении технологии.
Эталонный урок по данной технологии.
Обучающий урок по самостоятельно разработанному молодым педагогом сценарию, с фиксацией динамики.
Январь
8 Консультация по разработке и проведению внеклассного мероприятия по математике, по подготовке ребят к школьной научно-практической конференции.
Посещение и анализ подготовленного молодым специалистом урока по интересам. февраль
8 Консультация по подготовке к презентации проекта «Замок Диснея», как результата работы проектной мастерской «Математическая» март
9 Консультация по подготовке открытого внеурочного занятия в рамках городского семинара «Формирование познавательных и коммуникативных учебных действий на учебных и внеурочных занятиях по математике», анализ проведённого занятия.
апрель
10 Совместное выступление наставника и молодого специалиста с анализом работы на заключительном заседании МО, с представлением примерного плана работы на следующий учебный год. май
Как видите, в работе я использовала свой опыт взаимодействия с молодым специалистом из программы «Три горизонта». Работая над конструированием и проведением урока определённого типа, мы использовали: диагностические, обучающие, эталонные уроки, что позволило молодому педагогу в совершенстве овладеть технологией проведения урока и мне как наставнику совершенствоваться. Задачи, над которыми мы работаем, сгруппированы по трём учебным годам. Наше творческое взаимодействие в течении двух лет принесло хорошие результаты Представляю достижения молодого педагога за этот учебный год:
Разработана и апробирована программа внеурочной деятельности по математике в 6 классе Проектная мастерская «Математическая»
Проведено открытые внеурочные занятие по внеурочной деятельности в 6 классе проектная мастерская «Математическая» « В стране …….», в рамках муниципального семинара «Формирование познавательных и коммуникативных учебных действий на учебных и внеурочных занятиях по математике»
Совместно с наставником организована команда для участия в областной ярмарке проектов «Я - инженер»
Приняла участие в школьном конкурсе профессионального мастерства «Я реализую ФГОС»
Выдвинута МО на награждение по итогам года на школьном уровне, выписка из протокола заседания МО .Литература: Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И. А. Барыбина// Справ. педагога-психолога. Школа. - 2012. - № 7. - С. 16-24