Исследовательская работа в преподавании химии в школьном курсе ««Перевернутое обучение»: размышления в ходе эксперимента»

Районная научно-практическая конференция педагогов
«Учитель и инновации: идеи, опыт, практика».












Исследовательская работа в преподавании химии в школьном курсе

««Перевернутое обучение»: размышления в ходе эксперимента»







Автор: Харчевникова Светлана Викторовна, МБОУ «СШ № 7 им. В.Н. Пушкарева»
























г. Остров
Псковская область

Введение
Система школьного химического образования переживает сегодня очень не простой период. При том, что вклад химической составляющей в развитие цивилизации возрастает (и это неоспоримый факт!), наметилась негативная тенденция превратить эту дисциплину из общеобразовательной, формирующей целостное научное мировоззрение учащихся, в предмет ознакомительного плана.
Об этом свидетельствует, прежде всего, резкое снижение количества часов на изучение химии как в основной, так и в старшей школе. Нельзя не отметить и те метаморфозы, которые произошли с преподаванием органической химии. Так, в школьной программе 1988 г. [1] на её изучение отводилось 68 ч в 10-м классе и 18 ч в 11-м классе – государство было заинтересовано в развитии химической промышленности и, соответственно, мотивации школьников к получению химического образования. Позже, в связи с переходом на концентрическую систему обучения, органическую химию перенесли в 9-й и 10-й классы. Сегодня в соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение этого раздела химии выделяется только 34 ч (а не 68!) в 10-м классе. При этом уровень сложности контрольных измерительных материалов ЕГЭ остаётся достаточно высоким.
Всё это заставляет учителей задуматься о поиске новых форм и методов преподавания дисциплины с целью достижения должного уровня образовательных результатов, включая формирование научного мировоззрения школьников, универсальных учебных действий, определяющих их готовность к осуществлению познавательной деятельности на протяжении всей жизни.





























На пути к решению проблем: что нового в дидактике?
Уникальный дидактический потенциал для решения указанных проблем имеет Интернет, сервисы и средства информационно-коммуникационных технологий. Именно поэтому в последнее время педагогическое сообщество активно обcуждает [2] различные модели смешанного обучения.
Смешанное обучение – это система построения учебного процесса, сочетающая очное обучение с дистанционным. Известны различные модели интеграции дистанционных форм работы в традиционную классно-урочную систему. Наиболее часто выделяют модели [3-6]:
- «перевёрнутый класс» (Flipped-Classroom);
- «смена рабочих зон» (Station-Rotation);
- «автономная группа» (Lab-Rotation);
- «индивидуальная траектория» (Individual-Rotaation).
«Смена рабочих зон» - это чередование деятельности групп учащихся в рамках одного урока. Эта модель особенно эффективна при организации лабораторных и практических работ. Например, одни группы проводят опыты, обобщая полученные результаты, другие в это время работают с компьютерной моделью, прогнозируя результаты эксперимента; потом группы меняются местами. В заключение каждая группа представляет свои выводы, соотнося результаты компьютерного и реального эксперимента. Зонирование рабочих мест также может быть связано с теоретическим исследованием проблемы, выполнением практических или тестовых заданий, работой с электронными образовательными ресурсами, созданием информационных продуктов (например, с помощью сервисов Web 2.0) и т.п.
При использовании модели «автономная группа» учитель выделяет группу школьников с особыми образовательными потребностями, для которых организует дополнительные консультации как в очном, так и в дистанционном режиме. Как правило, для этого необходимо создание дополнительных образовательных электронных ресурсов или, по крайней мере, подбор их в Интернете. С этой точки зрения весьма эффективны сопроводительные маршрутные листы, выполняющие роль своеобразных навигаторов и содержащие алгоритмические предписания для целенаправленной деятельности обучающихся с электронными образовательными ресурсами в Сети. Для проведения дистанционных консультаций учителю нужно выбирать средства сетевого общения, адекватные учебной ситуации (приватное или публичное общение), и владеть навыками модерирования сетевого взаимодействия с учащимися.
Модель «индивидуальная траектория» подразумевает работу с отдельными учащимися как при подготовке, например, к предметной олимпиаде или научно-практической конференции, так и для коррекции образовательных результатов ученика. И в этом случае наиболее эффективны маршрутные листы. Используя инструменты формирующего оценивания, учитель определяет уровень образовательных достижений и запросов и создаёт индивидуальный образовательный маршрут для учащегося.
Особого внимания сегодня заслуживает модель «перевёрнутое обучение».
«Перевёрнутое обучение»: от этимологии к образовательной модели
Всю широту новых возможностей информационных технологий в образовании продемонстрировал выпускник MIT (Massachusetts Institute of Technology) и Гарварда Салман Хан (Salman Khan). Его некоммерческий проект Академия Хана ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) в 2008 г. положил начало распространению этой технологии. На сайте Академии размещены видеолекции по химии, биологии, физике, математике и другим предметам, что обеспечивает доступность получения высококачественного образования для каждого и повсюду.
Сама этимология названия данной технологии обучения определяет предложенный подход: обучающиеся самостоятельно (в ходе выполнения домашнего задания) осваивают некий теоретический материал, а в учебной аудитории они включаются в активное обсуждение проблем учебной темы, уточняя ключевые вопросы, выполняя практические задания с целью отработки навыков применения изучаемого материала.
Таким образом, формальное объяснение нового материала учителем как обязательный элемент урока «отмирает», заменяется просмотром видеозаписей, анализом различных информационных ресурсов и т.п. и составляет суть домашней работы. Такая домашняя работа должна обеспечивать содержательную подготовку обучающегося к последующей познавательной деятельности, ориентированной на получение практического опыта, в учебной аудитории.
Идея «перевёрнутого обучения» оказалась просто революционной в плане:
- оптимизации временных ресурсов;
- использования дидактического потенциала Интернета;
- мотивации учащихся и включения их в активную познавательную деятельность.
Из опыта работы
В 2015/2016 учебном году данная модель опробована мною на уроках химии в 10-м классе. Мною разработан сайт для поддержки «перевёрнутого обучения» по программе Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (1 ч в неделю) [8], содержащий презентации уроков и дидактические материалы к ним: видеоролики, тестовые задания, рабочие листы и т.п.
При внедрении модели я столкнулась прежде всего с вопросом, как и где подобрать обучающие ресурсы. Технологически мы связываем «перевернутое обучение» с возможностью доступа к образовательному контенту в домашних условиях, поэтому актуальной становится проблема формирования коллекции образовательных видеоресурсов.
Отбор видеоматериалов, равно, как и других (например справочно-информационных) ресурсов, их адаптацию осуществляет преподаватель, исходя из образовательных целей, для чего, соответственно, требуется, определенный уровень ИКТ-компетентности и методического мастерства. Важно понять, какой тип ресурса необходим. Это могут быть:
- видеозаписи объяснения нового материала, фактически дублирующие этот вид деятельности учителя на уроке и включающие её традиционные элементы: целеполагание, анализ актуальности темы, её практической значимости, общую характеристику проблем и т.п. (при этом сам процесс просмотра видео обучающимся создает иллюзию присутствия на уроке, но осуществляется в удобном для него темпе с возможностью повтора фрагментов, обращения к иным ресурсам для уточнения фактов, понятий, получения дополнительных сведений и т.п.); часто такие видеолекции дополняются анимацией, опытами;
- познавательные видеофрагменты (документальное кино, различного рода анимационные фильмы, записи научно-популярных программ), иллюстрирующие действие какого-либо закона, принцип функционирования какого-то устройства, содержащие кадры хроники, интервью с экспертом и т.п. (например, с помощью документального фильма-репортажа «Сахар: как это делается» [9] в процессе изучения темы «Дисахариды и полисахариды» школьники могут ознакомиться с технологической схемой производства сахара, не выходя их дома);
- виртуальные лаборатории, образовательный потенциал которых может быть использован, например, при подготовке к практическим работам (так, перед проведением практической работы «Идентификация органических веществ» учащимся в качестве домашнего задания предлагается решить несколько подобных задач на сайте «Виртуальная образовательная лаборатория» [10];
- электронные библиотеки, интерактивные модели, научно-популярные статьи, онлайн-учебники (например, при подготовке к ЕГЭ для обобщения и систематизации знаний учащимися может быть предложен интерактивный мультимедиаучебник «Органическая химия» [11], созданный доцентом кафедры органической химии Самарского государственного университета, к.х.н. Г.И. Дерябиной и учителем химии из г. Самары Г.В. Кантария) и т.п.
Наиболее распространённым сервисом, предоставляющим услуги хостинга видеоматериалов, является сервис YouTube (http: //www. Youtube.com), пользователи которого могут добавлять, просматривать, оценивать и комментировать различные видеозаписи.
Сегодня на YouTube можно найти как современные научно-популярные учебные фильмы по органической химии, так и оцифрованные ресурсы советской школы, которые не потеряли свою актуальность (например, подборка учебных фильмов «Орагническая химия» канала «Наука и техника» [12], переведённые на русский язык видеоролики Академии Хана, среди которых есть и материалы по органической химии [13], видеозаписи практически всех опытов, предусмотренных школьной программой.
В Интернете много ресурсов с образовательным видеоконтентом. Например, можно отметить рост популярности образовательного проекта «Интернет-урок» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) – частного проекта, которым руководит М.И. Лазарев. Этот портал предлагает обучающие видеофильмы по всем темам и всем школьным предметам школьной программы. Мини-лекции учителей московских школ (как правило, победителей конкурсов профессионального мастерства) дополнены анимацией (выделяющей ключевые моменты, моделирующей процессы на микроуровне и т.п.) и снабжены гиперссылками, обеспечивающими переход на углубленное изучение темы, что создает условия для разноуровнего обучения и проектирования индивидуальной образовательной траектории. Так, в ходе видеоурока по теме «Алкины. Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства, получение» можно посмотреть, например, как перевозят ацетилен или (для заинтересованных в более глубоком освоении предмета) как протекает процесс гибридизации электронных орбиталей в молекуле ацетилена.
Отдельные темы фундаментально и в то же время увлекательно представлены в проекте московского методического центра «Больше, чем урок» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Объяснение теории сопровождается демонстрацией химических экспериментов. Например, несомненны интерес для реализации «перевёрнутого обучения» представляют обобщающие лекции по теме «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ»[14].
Заслуживают внимания и федеральные коллекции электронных образовательных ресурсов, к которым можно выйти через «Единое окно доступа к информационным ресурсам» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Фильтр ресурсов по запросу «предмет = химия» и «аудитория = учащийся» выдаёт 1381 наименование различного рода ресурсов!
Так, в разделе «Химия» коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов представлено 593 ресурса, большинство из которых может быть использовано в процессе реализации «перевёрнутого обучения». Среди них аудиоколлекции, сопровождаемые анимированными слайдами, на которых оптимально дозирован и чётко структурирован учебный материал, интерактивные тесты и тренажеры [15]. Например, в модуле «Понятие пептидов. Их строение и свойства. Белки как компонент пищи» [16] объединены текст, интерактивные схемы, фотографии, видеоролик. Школьникам предлагается изучить элементный состав белка, образование пептидной связи, проследить уровни организации белковой молекулы, ознакомиться с химическими свойствами белков, узнать, какая пища наиболее богата белками. Таким образом, в 15-минутном модуле освещены все ключевые вопросы темы «Белки».
И, конечно, я и сама попробовала создавать и использовать авторские видеоресурсы.
Почему сегодня, в условиях насыщения образовательного контента мультимедийными ресурсами, проблема создания и использования авторских образовательных ресурсов остаётся актуальной? Вероятно, причин для этого несколько.
Во-первых, многообразие программ и учебников, авторы которых используют различные концептуальные подходы к логике изложения материала и, соответственно, построения курса. В разных школах различно и количество часов, отведённых для изучения предмета (образовательные организации получили право самостоятельно решать, ограничивать ли преподавание обязательным минимумом или использовать дополнительно часы из школьного компонента). Это, естественно, не может не влиять на требования к содержанию видеоресурса.
Во-вторых, желание учителей сохранить авторскую методику транслирования учебного материала и включения обучающихся в образовательный процесс. Возможно, что в процессе объяснения теоретического материала учитель традиционно анализирует интересные практические примеры и визуализирует определённые данные, или он хочет в ходе лекции продемонстрировать некий опыт, обсудить сведения из истории науки и т.п. А в коллекционных видеоресурсах на том же YouTube этого, например, нет. И учитель, не желая отказываться от проверенных на практике эффективных методических приёмов, снимает собственное видео, которое уже становится элементом авторской методики преподавания, интегрированным в общую систему работы.
Немаловажно и мнение учеников, которые, по их признаниям, отдают предпочтение видеозаписям, созданным учителем.
Педагог может не только снимать видеофильмы с объяснением нового материала, но и делать скринкасты, используя, например, созданные мультимедийные презентации, задания для интерактивной доски, интерактивные рабочие листы на основе Google-рисунков и т.п.
Скринкаст (от англ. Screen – экран и broadcasting – передача, вещание) – это видеозапись происходящего на экране, часто сопровождаемая аудио- или текстовыми комментариями, поясняющими действия.
Я создаю скринкасты [8] с помощью сервиса Screencast-O-Matic ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) на основе апробированных в учебном процессе мультимедийных презентаций. Продолжительность в бесплатной версии ограничена 15 мин, этого вполне достаточно для обучающихся. Скринкасты включают вопросы и задания, с помощью которых учащийся переводится из позиции пассивного слушателя в позицию активного участника образовательного процесса.
Может возникнуть вопрос: как транслировать образовательные видеоресурсы? Понятно, что нетехнологично записывать ссылки на доске и/или в дневнике. Учитель должен выбрать оптимальную среду сетевого взаимодействия. Вариантов решения этой проблемы множество: страница на сайте образовательной организации, персональный сайт учителя или тематический сайт, электронный дневник, сетевое сообщество, группа, блог и т.п. Дистанционную поддержку обучающихся при выполнении домашней работы я осуществляю с помощью социальной сети «ВКонтакте». Ученики имеют возможность задать вопрос и получить помощь как технического, так и содержательного характера.
В качестве альтернативных сервисов для реализации модели «перевёрнутого обучения» можно предложить специализированные конструкторы интерактивного видео: EduCanon ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Zaption ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), TED-Ed ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и др., позволяющие автоматически приостанавливать трансляцию видеозаписи в заранее указанные учителем моменты и выдавать учащемуся вопросы и задания.
В частности, сервис TED-Ed представляет собой интегрированную среду, позволяющую оптимизировать процесс «перевёрнутого обучения». С помощью единого меню сервиса учащиеся могут просмотреть видеозапись (Watch), ответить на вопросы для самоконтроля (Think), воспользоваться дополнительными материалами (Dig Deeper), стать участниками обсуждениями (Discuss) и выполнить итоговое задание (And Finally). Педагог при этом имеет возможность анализировать их ответы, что определяет его дальнейшую деятельность по проектированию ситуации в учебной аудитории (отбор содержания, проектирование заданий, выбор организационных форм, стратегий и инструментов оценивания образовательных результатов и т.п.).
Заслуживает внимания и использование других сервисов, имеющих соответствующие технологические возможности. Среди них, например, Google-формы и конструктор интерактивных заданий LearningApps.org ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Google-формы позволяют транслировать видеозаписи и включать вопросы различных типов: открытие, с выбором одного или нескольких ответов из предложенных, на установление правильной последовательности и др. В комментарии к вопросам можно вставлять ссылки на дополнительные ресурсы. Ответы учащихся собираются в Google-таблице, учитель может использовать её как инструмент формирующего оценивания для выявления уровня понимания ключевых вопросов изучаемой темы, установления обратной связи с целью выстраивания эффективного взаимодействия со школьниками в учебной аудитории.
Сервис LerningApps.org предоставляет возможность прерывать трансляцию видеозаписи и дополнять её различными вставками, включая вопросы и упражнения, подготовленные с помощью этого сервиса (викторина с вводом текста, задания на классификацию, установление соответствия, восстановление логической последовательности, вставка пропущенных слов и т.п.).
Отдельно хотелось бы подчеркнуть значимость маршрутных листов как педагогического приёма для целенаправленной организации домашней работы учащихся. Как правило, это гипертекстовый документ (страница в блоге, на персональном сайте учителя и т.п.), который может содержать определённые рубрики, направленные на расширение кругозора обучающихся, повышение общего уровня культуры, рост мотивации и практической значимости получаемых знаний и приобретаемого опыта, например:
- словарь определений и терминов;
- сведения из истории науки («Химия в лицах»);
- занимательные факты («Это интересно», «Удивительное рядом»);
- ссылки на ресурсы, отражающие практическую значимость предмета («Химия вокруг нас», «Это должен знать каждый»);
- контрольно-оценочный блок («Подумай и ответь», «Проверь себя») и др.
Таким образом решается одна из важнейших образовательных целей – у обучающихся формируется представление о дидактическом потенциале Интернета, его возможностях для самообразования и саморазвития.

Особенности построения «перевёрнутого обучения»: что делать в классе?

Естественно, что при такой технологии организации образовательного процесса значительно возрастает риск снижения образовательных результатов из-за невыполнения учащимися домашнего задания, поэтому необходимо установление обратной связи ещё до начала планирования урока. Учитель должен знать, какие проблемы возникли у школьников, чтобы осуществить корректирующие действия на следующем уроке.
Опыт показывает, что, несмотря на возможность задавать вопросы дистанционно непосредственно в ходе выполнения домашней работы, далеко не все учащиеся пользуются ею. Именно поэтому я сделала вывод, что необходимо использовать сервисы с возможностью установления обратной связи (TED-Ed, Google-формы и т.п.).
По результатам ответов учащихся учитель должен выявить вопросы, вызвавшие у них трудности, и в ходе планирования урока решить, как он будет выстраивать дальнейшую деятельность школьников в учебной аудитории для достижения требуемых образовательных результатов (подобрать соответствующие источники информации и задания, определить формы взаимодействия обучающихся, предложить инструменты самооценивания и определить критерии итогового оценивания образовательных результатов).
Для поддержки аудиторной (как правило, групповой) работы необходима разработка новых инструментов и применение новых организационных форм. Ведь ценность «перевёрнутого обучения» как раз заключается в возможности использовать учебное время для групповых занятий, когда идёт процесс активного обсуждения содержания теоретического материала, сотрудничества в процессе получения практического опыта. В этом случае учитель выступает в роли фасилитатора, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию.
Предлагаю опробованные мною возможности использования «перевернутого обучения».
Урок по теме «Алкадиены. Каучуки» (урок 6 согласно планированию [8]). В ходе
выполнения домашней работы каждый учащийся должен составить вопросы разных типов:
- обосновывающий (при ответе необходимо привести аргументы для подтверждения определённой точки зрения);
- информационный (на знание определённых фактов, сведений и т.п.);
- уточняющий (на выявление подробностей об объектах, процессах, явлениях);
- поясняющий (требующий трактовки терминов, понятий и установления причинно-следственных связей);
- интерпретирующий (требующий выводов на основе фактов).
На уроке школьники делятся на группы (пары). Каждая группа отбирает пять вопросов из составленных её участниками, записывает их на отдельных листах и передаёт следующей группе (по кругу).
На следующем этапе члены группы письменно отвечают на полученные вопросы и передают ответы следующей группе (опять по кругу).
Получив вопросы с ответами, участники группы коллективно оценивают вопросы (по 1 баллу за каждый корректный, относящийся к теме вопрос с правильно определённой типологией) и ответы (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Сложные вопросы обсуждают коллективно.
Урок обобщения материала по теме «Типы реакций в органической химии» (урок 10, [8]). Коллективная работа организуется по методике «Gallery Walk». Учитель выделяет четыре вопроса:
- Что вы знаете о реакциях замещения?
- Что вы знаете о реакциях присоединения?
- Что вы знаете о реакциях окисления?
- Что вы знаете о реакциях полимеризации?
Вопросы записаны на отдельных плакатах (возможна совместная работа в облачных документах или на интерактивных онлайн-досках), которые располагаются в классе удаленно друг от друга, так, чтобы сформировать рабочие зоны. Учитель поясняет, что при ответе на любой из поставленных вопросов можно привести определение реакций данного типа, примеры на основе знания химических свойств углеводородов разных классов, указать значение реакций, предложить схему механизма реакции (если кто-то работал над проблемой дополнительно).
Каждой группе учащихся надо занять место в одной из рабочих зон (произвольный выбор) и дать ответ на выбранный вопрос за то время, которое установлено учителем (звуковой сигнал). За 5 мин осветить всю тему нельзя, но группа прерывает свою работу и переходит в другую зону.
В другой зоне учащиеся должны ознакомиться с тем материалом, который уже есть на плакате по данному вопросу, добавить свои записи (не повторяя уже имеющиеся), дать комментарий на предыдущий ответ.
И так по кругу. Каждая группа использует маркер какого-то одного цвета. С каждым переходом у участников групп всё больше времени уходит на изучение и анализ уже имеющихся записей и меньше времени на собственные дополнения.
Когда каждая группа возвращается на исходную позицию, учащиеся читают весь материал по «своему» вопросу, затем представитель группы выступает перед классом с общим анализом работы всего класса над этим вопросом.
Урок по теме «Теория химического строения» (урок 2, [7]). В «перевёрнутое обучение» органично вписывается дифференцированный подход, когда задание, выполняемое учащимся, зависит от уровня его подготовленности.
В качестве домашнего задания предложен видеоролик, в процессе просмотра которого школьники знакомятся с первоначальными понятиями курса органической химии: валентность, структурные формулы, изомерия.
В начале урока я предлагаю минитест с самопроверкой. Школьники с одинаковыми результатами его выполнения объединяются в группы и получают задания.
Учащиеся, справившиеся с тестом без ошибок, пользуясь учебником, дополнительной литературой и материалами Интернета, готовят мини-лекцию для одноклассников о теории химического строения, иллюстрируя её положения примерами.
Допустившие одну ошибку выполняют практические задания: исправить ошибки в формулах, дополнить углеродный скелет атомами водорода, нарисовать возможные структурные формулы изомеров для данной эмпирической формулы.
Те для кого тест оказался сложным (две ошибки и более), работают с понятийным аппаратом, выписывая из учебника определения, выполняя задания на их понимание.
В завершение урока каждая группа представляет результаты своей работы.


Таким образом, в модели «перевернутого обучения» классическое аудиторное занятие насыщено активными формами работы. Например, в рабочую программу включены ролевые игры: промышленная выставка «Нефтехимический салон» (урок 9, [8]), «Суд над этиловым спиртом» (урок 14, [8]), дебаты “Молекулярная генетика: проблемы и перспективы» (урок 25, [8]) и др. В последней теме курса «Биологически активные вещества» предусмотрен учебный проект «Человек как химическая лаборатория» (уроки 28-31, [8]. Разнообразные формы заданий: работа над опорным конспектом, разработка теста, поиск ошибок в лекции, само- и взаимоконтроль, интерактивные приёмы – способствуют формированию познавательного интереса обучающихся.













Заключение

Модель «перевёрнутого обучения» прежде всего интересна тем, что позволяет нам сделать ученика партнёром. Активная позиция учащихся, делегированная им ответственность за результаты обучения, создание условий для саморазвития, возможность продемонстрировать свой уровень компетентности и т.п. создают реальные предпосылки для повышения мотивации учения и, соответственно, качества образования.
А поначалу статистика была совсем иной
Смотрели ли их дети? В классе, который я выбрала в качестве экспериментального, 26 человек. У роликов до урока всего около 20 просмотров. А если ещё учесть, что они в общем доступе, поинтересовались их содержанием не больше половины класса. Это потом, после урока уже, ролики стали просматриваться, похоже, даже не по одному разу. Видимо, осознали, что материал сложный. Проанализировав свой первый опыт, я сделала такой вывод:
Чтобы предварительное задание выполнялось, должна быть системная работа. Уж если выбирать такой подход, «перевернутые уроки» должны стать привычными.
Чтобы мотивировать учеников делать домашнее задание, на первом этапе будет входной контроль. Выполнил маленький несложный тест в начале урока допускаешься к творческой работе, нет читай учебник. Но и оценка будет соответствующей. Не противоречит ли это принципам перевернутого класса? Думаю, что нет. Дети быстро разберутся, и наши отношения останутся доверительными.
Летом мне придется заняться разработкой дидактического материала. Его потребуется много. В частности, запишу видеоролики.
Если есть коллеги-химики с похожими мыслями и проблемами, мы можем объединиться. Вместе будет интереснее!
Небольшими, но верными шагами будущее становится настоящим.
Давайте ещё раз заглянем в прошлое. Вот так рассуждали я и мои ученики в 2013 году о современном уроке:
«Начали они с бурного недовольства тем, что учителя стали меньше объяснять, отдавая часть материала на самостоятельную работу с учебником или демонстрируя новую тему с помощью презентации. Напрасно я пыталась апеллировать к тому, что задача учителей не только дать знания по предмету, но и научить добывать эти знания самостоятельно, находить информацию, работать с ней. Дети были неумолимы.
Если учителя хотят, чтобы мы понимали, пусть на уроке объясняют материал! Нам сдавать экзамены! Вам не хочется учиться самостоятельно? Вот вы нам объясните, мы поймем, а уже потом будем выполнять творческие задания, обсуждать, создавать проекты, делать сообщения. Мы и так учимся работать с информацией, но на материале дополнительном.
Ребячьи слова врезались в память; позже, встретив идею «перевёрнутого класса», когда материал изучается дома, а домашнее задание делается в классе, вспомнила их эмоции и отказалась от искушения попробовать «перевернуть обучение». Подумалось: дети правы в том, что комфортно ученику только тогда, когда он на уроке понимает, о чем идет речь».
Прошло 3 года, я изменила свои взгляды и внедряю теперь модель «перевернутый класс» на материале своего предмета, хотя риски внедрения, обозначенные участниками, по-прежнему остаются:
· есть необходимость подготовить учащихся к новой форме обучения;
· не понимают родители;
· недостаточно оборудования в школе.
Опыт первых трех месяцев работы в модели перевернутого обучения я проанализировала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После нескольких уроков мнения ребят таковы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 





Мнение учителя:
не все старшеклассники готовы взять на себя ответственность за своё обучение. Проще, гораздо проще, когда учитель отберет наиболее важный материал, разжуёт его на уроке, акцентирует внимание на нужных моментах, проведёт ученика к усвоению материала с минимальными затратами сил со стороны самого ученика. Как перевести ребенка в режим саморазвития, если все привыкли, что за его обучение отвечают взрослые?
В рисках по итогам SWOT-анализа я записала и названное ранее непонимание родителей, которые не заставили себя ждать.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


В такой ситуации остаётся дать совет присмотреться к формуле изменений К.Берхарда.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





























Список литературы

Идентификация органических веществ. – [Электронный ресурс]: Виртуальная образовательная лаборатория. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Латыпова Е. Смешанное обучение в современной школе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Нечитайлова Е.В. Смешанное обучение как технология формирования образовательной среды школы будущего // Региональная школа управления: Научно-методический журнал Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 2013. № 6. – С. 44-50.
Нечитайлова Е.В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды // Химия в школе. – 2014. № 9. – С. 22-28.
Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Лекции 1, 2. – [Электронный ресурс]: Больше, чем урок. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Органическая химия. KhanAcademyRussian. 150 видео. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Органическая химия: Электронный учебник. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Перевёрнутый класс: отличия от обычного урока, преимущества и сложности реализации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Перевёрнутый класс. Химия. 10 класс. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.016).
Понятие пептидов. Их строение и свойства. Белки как компонент пиши. – [Электронный ресурс]: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Программы средней общеобразовательной школы. Химия. – М.: Просвеещние, 1998.
Сахар: как это делается. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Смешанное обучение. Новая парадигма образования. Форум в сетевом педагогическом сообществе «Образовательная Галактика Intel». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Staker H., Horn M.B. Classifying K-12 blended learning. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (дата обращения: 01.02.2016).
Учебные фильмы. Органическая химия. 97 видео. Канал «Наука и техника». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 01.02.2016).
Федеральный центр инормационно-образовательных ресурсов. Каталог ресурсов: химия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]= (дата обращения: 01.02.2016).













13PAGE 15


13PAGE 14215




15