Роль учителя-наставника в становлении молодого педагога


Роль учителя-наставника в становлении молодого педагога
Нижиндаева Н.Г., учитель ИЗО, технологии (Выступление на семинаре муниципальной творческой лаборатории молодых педагогов «Школа молодого учителя как фактор развития предметного образования»)
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада сегодня приветствовать вас на семинаре муниципальной творческой лаборатории молодых педагогов, с удовольствием поделюсь с вами своим опытом работы в качестве наставника. В данной школе в должности учитель начальных классов, ИЗО, технологии работаю 31год. За 31 год непрерывного стажа я несколько лет была руководителем школьных методобъединений учителей начальных классов. И вот же более 5 лет являюсь учителем- наставником. Хочу сегодня назвать по именам тех молодых учителей, с которыми мне пришлось работать и которым, я надеюсь, помогла в их становлении как педагогов. Это Базырова Полина Николаевна, Бадмаева Наталья Даниловна, Бекнеева Саглара Николаевна. Роль учителя-наставника в становлении молодого учителя велика.(слайд). Наряду с остальными не менее значимыми факторами повышения квалификации учителя наставничество занимает важное место в работе именно с молодыми педагогами. Актуальность и социальная значимость данного вопроса не вызывает сомнения. В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы.
Вопрос о  работе  в школах  молодых  специалистов поднимается на разных уровнях. Проблема решается, и уже сегодня в школу пришли тысячи и тысячи молодых специалистов.
Вопросов, которые надо решать в работе с молодыми кадрами, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые из них (например, финансовые или проблема престижа профессии  учителя  в обществе) не находятся в компетенции образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно решить в стенах учебного заведения.
Всем понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. Большие затруднения испытывает и  молодой   учитель , пришедший в школу из стен вуза.(слайд)
Во-первых, как профессионал недавний выпускник вуза еще достаточно слаб: сдавая в институте экзамены, он выучивал внешние в отношении себя факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму.
Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать, и  молодой   учитель  не очень понимает изменившуюся с его школьных лет типологию сознания современного школьника.
В-третьих,  молодой  специалист оказывается недостаточно подготовленным в нормативно-правовых вопросах, в целом у него недостаточно знаний и в области методики преподавания предмета.
Таким образом, возникает проблеманесоответствия между уровнем методической подготовки выпускника педагогических вузов к  работе  в школе, его желания работать в школе и социальным запросом общества, согласно которому в школе должен быть не просто  учитель-предметник , а креативный организатор образовательной среды, человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и прозревать в нём человека и личность будущего и помогать раскрыться.
И тут молодому специалисту помощь предлагает школа, куда он приходит работать ,цель такой деятельности- создать систему  работы  с  молодыми  специалистами по повышению квалификации  молодых  педагогов как собственного ресурса их профессиональной компетентности. И одним из этапов этой системы становится наставничество. Сотрудничество с учителем –наставником   позволяет недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к  работе  в школе, избежать моментов неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания, "почувствовать вкус" профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность, наконец, начать формирование собственной профессиональной траектории.
Планируемыми результатами работы с наставникомявляется
- подготовка  молодого  специалиста, в будущем состоявшегося  Учителя , ощутившего своё призвание и желание работать в школе.  Учителя  - творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала;  учителя , способного вместе с учениками пережить минуты увлечённости предметом, наполненные желанием творить;  учителя , видящего в каждом ребёнке не дерево, необходимое для обработки, не чистый лист бумаги, на котором нужно что-то  написать , а кладезь возможностей завтрашнего дня;
- совершенствование системы методической  работы ;- повышение качества образования.
В своей работе ставлю следующие задачи:
- определение основных направлений  работы  с  молодым  специалистом и этапов их профессионального роста; -организация  работы  с  молодыми  специалистами через систему занятий, открытых мероприятий;-совершенствование методической культуры  учителя  (формирование умений: мотивационных, организационных, проектировочных, контрольно-аналитических, коммуникативных, адаптационных);-формирование устойчивой мотивации совершенствования педагогического мастерства  учителя ;-обеспечение мониторинга профессиональной деятельности  молодого  специалиста.
Как строится работа
 Работа  по организации профессиональной коммуникации включает в себя такие направления, как установление профессиональной коммуникации с  учителем-стажером  (оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов и взаимопосещение уроков).
Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:
решение педагогических ситуаций;
профессиональные конкурсы;
написание творческих  работ ;дискуссионный способ;
посещение уроков и мероприятий, проводимых  учителем  - стажером, с последующим анализом;
совместная с  учителем  - стажером  работа  по подготовке уроков и педагогических мероприятий;
ведение аналитической тетради самоконтроля. Организация  работы  по формированию мотивации к самообразованию включает в себя:определение методической темы; знакомство с педагогическими новинками; посещение открытых уроков; участие в  работе  семинаров и научно-практических конференций; участие в фестивалях, конкурсах .
В работе с молодым педагогом я выделяю следующие периоды 
1 этап – аналитический (1 год)
2 этап – подготовительный (1 год)
3 этап – практический, оценочно - рефлексивный (1 год)
Iгод  работы 
1. Современный урок. Требования к организации. Молодым   учителям  предлагается типологический словарь уроков, проводится подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче, предлагаются вопросы для самоконтроля, а также рассматривается примерная схема тематического плана урока.
2. Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы  молодым   учителям  предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности  учителя , предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся предлагается бланк анализа проведённых контрольных  работ  и мониторинговых исследований. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Открытый урок  учителя  – стажера (ноябрь).
3. Эмоциональная устойчивость  учителя . Функция общения на уроке. Анализ педагогических ситуаций.
Анализ различных стилей педагогического общения: авторитарный, либерально-попустительский, демократический. Преимущества демократического стиля общения.
Структура педагогических воздействий: организующее, оценивающее, дисциплинирующее
Открытый урок  учителя  – стажера (декабрь).
4. Самообразование  учителя  – лучшее обучение. Выбор методической темы. Молодым   учителям  предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать  работу  над методической темой на год: даётся схема плана  работы  над методической темой и примерные индивидуальные методические, педагогические, психологические темы .Открытый урок  учителя  – стажера (февраль).
5. Бенефис  молодого   учителя . Организуется проведение творческого  отчёта , на котором  молодые   учителя  представляют себя не только как  молодых  педагогов, но и как увлечённых, инициативных  молодых  людей со своими интересами, талантами.
Творческий  отчет   учителя-наставника .Открытый урок  учителя  – стажера (апрель).
IIгод  работы 
1.Основы целеполагания урока. Самоанализ урока Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
Десять вопросов  молодого   учителя  при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока.
Открытый урок  учителя  – стажера.
2. Анализ урока.
Триединая дидактическая цель. Основы анализа урока.
Памятки для проведения анализа урока. Советы  молодому   учителю  по подготовке урока
Совместный анализ урока  учителем  и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
Открытый урок учителя- стажера.
3 .Методическая выставка достижений  молодого   учителя .Уровень профессионализма  молодого   учителя  (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за два года профессиональной деятельности.  Молодой   учитель  глазами  наставника .
IIIгод  работы 
1.Нестандартные формы урока.
Использование информационных технологий.
2. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической  работы , карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.
Открытый урок  учителя  – стажера
Внеклассная  работа  по предмету. Вовлечение  молодых  специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика  работы  с одарёнными детьми.
Система  работы  с одаренными детьми.
Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для  работы  с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность  молодых  педагог. Открытое мероприятие  учителя  – стажера
Дорогие наши молодые коллеги! Хотелось бы вам сказать следующее: дерзайте, творите, отдавайтесь работе полностью, постоянно самосовершенствуйтесь, станьте настоящими учителями, Учителями с большой буквы. Но самое главное, любите детей, ведь именно для них и ради них мы в школе.
(На память о встречах  молодой  коллега получит Заповеди  молодому   учителю)
Окунись в свою  работу  и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
Будь приветливым – и будешь смелым.
Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
Умей требовать и прощать.
Верь в уникальные способности каждого ученика.
Будь компетентен и будь уверенным.
Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
Претворяй процесс обучения в радость.
Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Слайд лестница.