Программа по сольфеджио для подготовительных групп ДМШ и ШИ


Сольфеджио
Программа для подготовительных классов ДМШ
Пояснительная записка.
Уроки музыки в детском саду и в музыкальных школах (общеобразовательной и музыкальной) направлены на «пробуждение» и формирование способностей ребенка и не только музыкальных. Методика музыкальных занятий ориентирована на раскрытие эстетических, художественных, певческих, двигательно-пластических и и коммуникативных особенностей личности ребенка. Музыка направлена на стремление ребенка познавать новое и эспериментировать приобретаемым опытом. Важно беречь желание детей радоваться и удивляться НОВОМУ, и для этого педагогу необходимо принять любого из детей со всем комплексом его раскрытых и нераскрытых способностей. Слушать, видеть, ощущать - необходимые, подчас комплексно – соединенные компоненты, сопровождающие все внутренние процессы восприятия ребенка, он собою впитывает и познает мир – телом, мыслью и сердцем.
В процессе исследования методов работы в подготовительной группе ДМШ составители обращались методическим разработкам: Ж. Металлидии А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998. Моск.; М. котляревская – Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ» ; Е. Н. Вишняк «работа с детьми в подготовительной группе ДМШ». Опираясь на опыт вышеперечисленных педагогов музыкантов, составители пытаются применить его в современных, изменившихся условиях, обощить лучшее – в чем и заключается целесообразность программы.
Новизна программы заключена в проектировании новой модели музыкального образования, соединении современных методик с личными наработками составителей программы и синтезоровании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы.
Программа «Сольфеджио для детей подготовительных классов ДМШ» имеет художественно-эстетическую направленность на:
- создание условий для развития личности ребенка
- развитие мотиваций к познанию и творчеству
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
- реализацию задач музыкального воспитания и обучения
- развитие художественных интересов и вкусов
Данная программа актуальна и востребована на подготовительном отделении ДМШ и Школ Искусств.
Предмет сольфеджио, как один из предметов цикла музыкально-эстетического воспитания и обучения в детской музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления .
Сольфеджио для малыша – это целостный мир музыки, фокусирующий в себе все элементы музыкальных дисциплин и видов музыкальной деятельности. Поэтому в программе предложен широкий комплексный подход с привлечением различных видов искусств, основанный на принципах творческой педагогики. Такой подход помогает полнее осуществить главную цель музыкального воспитания ребенка - гармоничное развитие музыкального слуха, памяти, навыков элементарного музицирования.
Данная программа по сольфеджио, рассчитанная на 1 год обучения в ДМШ для учащихся (6 – 7 лет ).
Цель программы:
Достичь наилучших результатов в развитии музыкальных задатков
Выявить наиболее плотно музыкальные способности.
Сформировать профессиональные музыкальные навыки в раннем возрасте.
Доказать необходимость метроритмической работы.
Основные цели музыкального образования:
обучающие: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально – интонационных, метроритмических и слуховых навыков; грамотных любителей музыки;
развивающие: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления, формирование желания дальнейшего музыкального обучении, развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
воспитательных: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и к классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств , как настойчивость, трудолюбие. Воспитать усидчивость в достижении необходимого уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в ДМШ.
Задачи программы:
воспитание основ музыкального мышления: аналитического восприятия, осознание некоторых закономерностей организации музыкального языка;
пробудить у детей любовь и интерес к музыке;
дать учащимся необходимые умения м навыки практического применения получаемых знаний и вызвать у них потребность в обучении музыкой;
вызвать у учащихся желания творческого музицирования и самостоятельного выучивания музыкальных произведений с целью расширения своего репертуара;
воспитывать вокально –интонационные навыки одноголосного пения.

«Программа для подготовительных классов ДМШ» несет в себе не только развивающие, но и воспитательные функции. Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения детей подготовительного класса нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности.
Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения. Воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребёнка, возбуждая эмоции интереса и радость.
Положительный эмоциональный настрой в обучении малышей обязателен, как обязательные игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к активной деятельности.
Первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).
С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип - первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим связан третий методический принцип - от частного к общему.
Четвертый принцип – концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно ещё и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях. Без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей.
С концентрическим методом связаны ещё два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному».
> Основные формы и методы работы на уроке.
Используемые методы
Методы, в основе которых лежит способ организаций занятий:
. Словесный (устное изложение, беседа, лекция)
. Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, использование пособий; показ педагогом образцы выполнения)
. Практический (выполнение задания по инструкции, образцам, карточкам)
. Проблемно – поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)
. Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)
. Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
. Объяснительно – иллюстративный ( дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
. Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
. Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленных задач совместно с педагогом)
. Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
. Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
. Индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
. Групповой (организация работ в группах)
. Индивидуальны (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
Практикуемые формы занятий
. Традиционный урок
. Комбинированное практическое занятие
. Лекция – беседа
. Игра
. Открытый урок с присутствием родителей
. Урок – викторина ( в конце года)
Ожидаемый результат:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
. Научатся различным приемам работы
. Научатся следовать устным инструкциям
. разовьют внимание, мышление, воображение, художественно – эстетический вкус, творческие способности и фантазию
. Овладеют трудовыми навыками
. Улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.
. Освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады - мажор, минор), нотоносец, скрипичный и басовый ключи. Ноты, длительности, доли, акцент, размер 2/4. ¾. затакт, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, динамические оттенки, форте, пиано, крещендо, диминиуэндо, ладовые связи ступеней (устои и неустои), тональности, тоника, аккорд, трезвучие, окраска мажора и минора, транспонирование и т. д.
. овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойных вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» и «о», «у», «е», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном – двух звуках, в пределах тетрахорда, пение попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение несложных упражнений по нотам, основанных на тонико – доминантовых тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности.
. разовьют музыкально – слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т. д.), определение на слух трезвучий, размеров. Словесное определение характера произведения и его выразительных средств.
. овладеют видами деятельности:
Пение песен с гармоническим сопровождением педагога;
Исполнение ритмических аккомпанементов к прослушиваемому музыкальному произведению;
Игра на фортепианной клавиатуре с одновременным пением текста несложных попевок, трезвучий;
Учебно-теоретической:
Знание правил и умение рассказывать их с пониманием, использовать, выполняя практические задания; выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания, ритмический аккомпанемент.
Творческой:
Импровизация окончаний фраз;
Досочинение мелодий по заданным словам и ритму, устойчивых фраз с окончанием на тонике;
Импровизация на фортепиано мелодий, выражающих определенные образы;
Сочинение мелодий.
Культурно – просветительской:
Участие в концертах, представлениях;
Выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на инструментах шумового оркестра;
Система контроля и механизм оценки
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, творческий потенциал.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Формы контроля включают:
- фронтальный опрос
- беглый текущий опрос
- систематическая проверка домашнего задания
- контрольные уроки в конце каждой четверти
-устное тестирование на закрепление теоретических знаний
- зачет по накопленным творческим навыкам
- итоговый экзамен
Все виды контроля позволяют оценивают знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения
Условия реализации учебной программы.
. наличие учебных групп (не более 12 человек)
. наличие учебных пособий для учащихся, методической литературы
. наличие шумовых инструментов
. наличие фоно- и аудиотеки
. наличие дидактического раздаточного материала
. взаимопосещаемость преподавателей теоретических дисциплин
. активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагога.
Содержание программы
Развитие вокально – интонационных навыков и ладового чувства.
Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Задача уроков сольфеджио научить детей петь, но не только развивать, но и научить учеников безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки. Силы звука. При этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения. Таким образом, развитие вокально – интонационных навыков - сложнейшая задача, которая стоит перед педагогами на уроках сольфеджио.
Основной формой деятельности является в подготовительном классе является пение. Это ещё и исполнительская практика, развивающая эмоциональную сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение учащегося подготовительного класса. Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.
Педагоги – сольфеджисты прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей приходится сталкиваться, особенно с малышами.
Поэтому формирование ладового чувства детей , их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального обучения. Именно в подготовительном классе возможно заложить основы таких форм, как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле.
На начальном этапе освоения программы следует уделяет внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые» упражнения.
Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффективнее всего развиваются через формирование вокально – интонационных навыков.
Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре» - «си» 1 октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» 1 октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать. Большое внимание надо уделять следует уделять подбору учебного музыкального материала, он должен быть художественно-интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняемые a capella и с аккомпанементом педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение. Основанное предварительном анализе текста и мелодии, вычлени ключевых интонаций, распределении динамических оттенков и т. д.
Педагог – сольфеджист должен основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими. Формирование певческих навыков сводится к следующему:
. следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулясь, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях.
. формировать певческое дыхание: спокойны вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами;
. учить правильному звукообразованию гласных «а», «о», «у», «и», мягкому округленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны);
. работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому произношению согласных.
Последовательность прохождения материала может быть следующей:
Короткие мелодии - попевки узкого диапазона: ля1 – ми1 (центральная зона звучания детского голоса.
Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звукам. Т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пределах тонической квинты.
Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутриладового содержания.
Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощущений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продолжение над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться придерживаться принципа от простого к сложному, причем в соответствии с пройденной темой. Следует также помнить. Что эты форма - наиболее сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы.
Теоретический материал.
Звуки высокие, низкие, средние. Регистры.
Клавиатура, клавиши. Октавы.
Нотоносец. Ноты.
Ключи: скрипичный, басовый.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Лады: мажор, минор.
Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.
Звукоряд, тональность. Ключевые знаки.
Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.
Устойчивые, неустойчивые ступени. Опевание.
Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.
Трезвучие мажорное, минорное.
Унисон, аккорд.
Длительности: половинная, четверть, восьмая
Темп, доли, равномерная пульсация, сильная, слабая доли, акцент.
Такт, тактовая черта, затакт. Двухдольный и трехдольный размеры.
Паузы: четверная. Восьмая.
Дирижирование в размерах 2\4, 3\4.
Ритмический рисунок.
Характер музыкального произведения. Использование слов эмоционально – эстетического значения (весело, бодро, живо, задорно, радостно; грустно, жалобно, тоскливо, уныло и т. д.)
Понятия повторности и контраста музыкального материала.
Куплетная форма.
Музыкальный синтаксис: фраза, предложение. Цезура. Повторность фраз, вопросно-ответные построения.
Ассоциативное восприятие элементов музыкального языка:
ладовая окраска (мажор, минор), трезвучия (мажорное, минорное).
Регистры: высокий, средний, низкий.
Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Общее понятие о консонирующих и диссонирующих созвучиях и интервалах.
Форма работы.
Пение приветственных песенок – распевок.
Пение песен со словами a capella или с гармонической поддержкой педагога.
Пение песенок – попевок на одном, двух соседних звуках: I-II-III, III-II-I, III-I, IV-III-II-I, III,IV-II-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I.
Пение песни по фразам «цепочкой».
Пение песен с гармонической поддержкой педагога.
Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка (ритмослоги), с отстукиванием метрических долей, с дирижированием.
Транспонирование песенок – попевок в тональности до - , ре - , фа - , соль – мажор.
Интонирование звукоряда мажорных гамм.
Допевание до тоники:
- пение «дорожек домой» от V ступени вверх и вниз
- сочинение ответных построений и пение их со словами.
10. Хлопать метрические доли в прослушанном музыкальном произведении (размеры 2\4. 3\4):
- всем классом:
- одна группа отхлопывает только сильные доли, а другая – все доли.
- одна группа отхлопывает доли, другая – ритмический рисунок. В этих упражнениях можно использовать инструменты детского шумового оркестра.
11. Дирижируя на 2\4. 3\4 или отмечая метрические доли, проговаривать ритмослогами ритмический рисунок.
12. Одной рукой отстукивать метрические доли. Другой – ритмический рисунок.
13. Узнавать песни по ритмическим рисункам.
14. Анализировать ритмический рисунок в песнях:
- записать или выложить ритмический рисунок песни.
15. Игра «Повторяйка». Повторить ритмический рисунок музыкальной фразы (2 такта в размере 2\4), суметь записать по памяти или выложить ритмическими карточками.
16. Определить размер в прослушанном произведении.
17. Ритмическая импровизация:
- преподаватель или один из учеников отхлопывает ритмическую фразу (2 такта в размере 2\4). Другой ребенок повторяет предложенную ему ритмическую фразу и отвечает своей фразой.
18. Определение в песнях характера, лада. Формы. Умение проанализировать мелодию
19. Прослушивание и анализ фортепианной миниатюры (например, пьес из «Детского альбома» Чайковского, из цикла «Детская музыка» Прокофьева, пьес из сборников Артоболевской, Ляховицкой и т. д.)
20. Определение темпа, характера, формы используемых регистров. Нахождение связи между характером произведения и ладом. Определение контрастности и повторности частей.
21. Определение жанра прослушанных инструментальных пьес. Указание признаков жанра: темп, размер, характер произведения.
> Методические рекомендации по работе с ритмом.
Трудно переоценить значение ритма в жизни человека. Хорошо известно имя Э. Жак – Далькроза, заложившего более ста лет назад основы системы музыкально – ритмического воспитания как освоения метра и ритма через соединение эстетического и сенсомоторного планов восприятия музыки. В результате занятий по сольфеджио с учениками разного возраста Э.Жак – Далькроз обнаружил, какую огромную пользу и наслаждение приносят им движения в определенном ритме. Он выявил эффекты мышечного ощущения ритма, состояния телесного слияния с музыкой повышения настроения и работоспособности.
Организация во времени – одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке. В основе чувства музыкального ритма лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.
Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально – ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.
В понятие чувства метроритма входят:
- ощущение равномерности движения в разных темпах или интуитивное восприятие метрической пульсации музыкальных произведений;
- ощущение размера, т. е. сочетание и чередование ударных и безударных долей;
- осознание и воспроизведение ритмического рисунка.
В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии. После такого предварительного этапа переходят к более сознательному сознательному усвоению метроритма на основе изучения нотной грамоты.
Формирование чувства ритма является одной из важных задач начального обучения. Воспитание любви к музыке, развитие чувства ритма, ладового слуха и музыкального мышления, формирование игровых умений и навыков, освоение элементов нотной грамоты – все это в работе с начинающими переплетается друг с другом.
Греческое слово «ritmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму – смена времен года, наступление дня и ночи, биение сердца. «В музыке ритм – пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Г. Рубинштейн).
По словам А. Артоболевской - «Ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Главные помощники в изучении ритма – слух и музыкальная память, физическое ощущение движения. Сведения из области ритма должны перейти в сознание ребенка неразрывно с чувством времени, ведь «музыка – искусство, протекающее во времени» (А. Артоболевская).
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. На первых занятиях важно добиться осознания равномерности музыкального пульса, мерного следования метрических долей или, как мы говорим, «шагов, которые слышны в музыке». С этой целью можно обратиться к доступным песенкам с сопровождением. Можно взять песенки из сборника В. А. Якубовской - «Мы идем с цветами» , «Красная коровка», «Как у нашего кота», «Пастушок» и другие.
Ученик должен услышать равномерную пульсацию, мерно прошагать или простучать, чередуя правую и левую руки. Существует много способов разъяснения ритма. Профессор Л. Баренбойм дает такие рекомендации: «Восьмые и четверти – вот соотношение длительностей звуков, лежащее в основе пьес, которые ребенку предстоит прочитывать, играть и петь на самой начальной стадии обучения. «Сочетание этих длительностей в двухдольном размере должны быть освоены в первую очередь учениками, освоены – прочувствованы, как временные протяженности, а не как арифметически «высчитываемые» категории, освоены накрепко, как формулы – стереотипы», пишет он.
Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении учениками различных длительностей. Удобнее начинать работу с учениками с детских песенок – попевок, для которых характерно чередование простейших длительностей – четвертных и восьмых.
Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название: четверти – «та», восьмые – «ти-ти».
Используем такие приемы в работе:
- дети читают ритмическую строчку ритмослогами;
- исполняют ритмический рисунок ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с педагогом.
Необходимо, чтобы каждая метроритмическая трудность была воспринята учеником эмоционально, через живое музыкальное звучание и лишь потом обоснована практическая работа.
Развитию чувства ритма необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами. Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие и понимание, исполнение и созидание ритмической стороны музыкальных образов. Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательный процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызвало у детей двигательные реакции.
Ритмическое воспитание имеет цель развивать у учащихся ритмическую координацию на основе ощущения метрической пульсации. При работе над ритмическим воспитанием большое внимание уделяется сольмизации (чтению примеров с названием звуков без их интонирования с точным соблюдением ритмического рисунка или чтению метроритмического рисунка со специальными ритмическими слогами). В процессе этой работы учащийся имеет возможность сконцентрировать внимание именно на ритмических трудностях, что особенно важно для начального периода обучения, когда опыт пения по нотам у детей ещё не велик. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» - восьмые, «та» - четвертная, «ту» - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями ; восьмые – хлопки в ладошки. Четвертные - ладошки на стол. Половинная – ручки на пояс.. Вводить понятия «четверть», «восьмая», Половинная» следует лишь тогда, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.
При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки соответствуют восьмым, длинные - соответствуют четвертным.
Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, привлекать к ней всех без исключения детей. Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватывать взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать её внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важно использовать наглядные пособия, понятные ребенку – карточки ритмов, схемы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма.
>Воспитание творческих навыков.
В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, воспитание музыкального восприятия) все большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков.
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
В психологии творческая деятельность человека называется воображением. Мозг человека комбинирует, творчески перерабатывает и созидает. Творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим настоящее.
Все дети обладают задатками к художественному творчеству, поэтому практически все дети могут научиться сочинять. Задача ДМШ состоит в том, что бы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником. «поэтом в душе».
В творческом развитии детей должна быть система - стройное движение от простого к сложному. Сочинение музыкальных ответов, допевание мелодии до тоники, импровизация ритмического аккомпанемента и другие творческие задания позволяют преподавателю проверить, как ученики усвоили то или иное понятие, тот или иной ритм:
- допевание мелодии до тоники на нейтральный слог
- сочинение ответной фразы
- сочинение фрагмента мелодии
- сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или стихотворный текст
Объем курса.
Обучение рассчитано на 1 учебный год.
Формы организации учебного процесса.
Обучение в подготовительном классе проводится в форме традиционного группового урока 1 раз в неделю по 45 минут.
Формы контроля.
Промежуточной аттестацией являются итоговые уроки в конце 3 и 4 четвертей, которые проводятся в игровой форме. Отметки выставляются только в конце 3, 4 четвертей. Хорошо зарекомендовали себя и праздничные уроки в конце каждого полугодия с участием родителей.
Итоговой аттестацией является уже урок в конце года, проводимый в форме прослушиваний.
Критерии оценок.
Критерием оценок является комплексное выполнение всех задач, поставленных педагогом в любой форме работы. При этом ответ оценивается адекватно. При отсутствии природной интонации допускается подыгрывание на фортепиано педагогом или самим учеником. А также вокальная поддержка педагога (или ученика с хорошей интонацией).

Подготовительный класс.
1 четверть (9 уроков, 9 часов)
Все виды работы на уроке Кол-во часов
Теоретический материал. 2 часа
- Лад: мажор, минор
- Ступени: устойчивые, неустойчивые.
- Диссонанс, консонанс
- Метрическая пульсация
- Размеры: 2/4, 3/4
- Ритмические длительности: четвертные, восьмые, целые, половинные
- Ритмические фигуры и рисунки из знакомых длительностей. Вокально – интонационная работа: 2 часа
- Пение звукорядов
- Разучивание и пение мелодий в объёме фраз, предложений, несложных песен с текстом. Анализ движения мелодий в них.
- Пение мелодических попевок вверх в тональности и от звука.
- Пение ритмослогами выученных мелодий и знакомых песен. Работа по развитию музыкального слуха: 3 часа
- Определение лада в различных песнях и небольших пьесах.
- Слушание звукорядов, отдельно взятых ступеней и мелодических оборотов в тональности.
- Анализ кратких мелодий на слух (определение направления движения, мелодических оборотов, интонаций интервалов).
- «Ритмическое эхо»: повторить ритм фразы, исполненной голосом, на фортепиано или ударном инструменте.
- Устные ритмические диктанты (повторить с ритмослогами или выложить карточками). Метроритмическая работа:
2 часа
- Умение показать ритм, метр, сильные доли в музыке.
- Чтение с листа ритмических рисунков.
- Ритмические партитуры. Всего: 9 часов
Подготовительный класс.
2 четверть (7 уроков, 7 часов).
Виды работы на уроке Кол-во часов
Теоретический материал: 1 час
- Звукоряд: гамма (мажорная и минорная).
- Ступени: главные трезвучия лада – мажорного и минорного.
- Ритмические длительности: четверти, восьмые, шестнадцатые.
- Паузы: четвертные, восьмые, половинный, целые.
- Ритмические фигуры из знакомых ритмических длительностей и пауз. Вокально – интонационная работа: 1 час
- Пение мажорных гамм вверх и вниз.
- Пение устойчивых ступеней в тональности (с названием нот).
- Разучивание и пение мелодий в объёме фраз, предложений, несложных песен с текстом и названием нот. Работа по развитию музыкального слуха: 1 час
- Определение знакомых мелодий по ритмическому рисунку.
- Слушание и пение мелодий в мажорном и минорном ладах. Метроритмическая работа: 1 час
- Чтение с листа ритмических рисунков.
- Ритмические партитуры. Творческие задания: 1 час
- Допевать мелодии до тоники (на слог).
- Сочинение музыкальных сказок, используя характеристики персонажей. Нотная запись: 2 часа
- Правописание нот, штилей, знаков альтерации, пауз. Всего: 7 час
Подготовительный класс.
3 четверть (10 уроков, 10 часов).
Виды работы на уроке. Кол-во часов
Теоретический материал: 1,5 часа
- Тональность.
- 2 вида трезвучий: мажорное, минорное.
- Ритмические фигуры из знакомых ритмических длительностей и пауз. Вокально – интонационная работа: 2 часа
- пение попевок на 2 вида трезвучия. Работа по развитию музыкального слуха: 2 часа
- Определение на слух 2 -х видов трезвучий.
- Закрепление пройденного. Метроритмическая работа: 1,5 часа
- пение мажорных гамм различными длительностями в 2- и 3-х дольном размере. Игра на инструменте: 1,5 часа
- Играть звукоряды.
- Транспонировать мелодические попевки (игра на инструменте и голосом) Творческие задания: 0, 5 часа
- Импровизировать мелодию на нейтральный слог под аккомпанемент педагогв.
_ Ритмическая импровизация каданса Итоговый урок 1 час
Всего: 10 часов.
Подготовительный класс
4 четверть (9 уроков, 9 часов).
Виды работы на уроке Кол-во часов
Теоретический материал: 1 час
- Повторение пройденного. Вокально – интонационная работа: 1час
- Сольфеджирование по нотам простейших мелодий, выучивание некоторых из них наизусть, пение с сопровождением и без него. Работа по развитию музыкального слуха: 2 часа
- Устные диктанты в объёме фраз (воспроизводить голосом и на фортепиано).
- Определение знакомых мелодий по нотной записи. Метроритмическая работа: 1 час
- Пение мажорных гамм различными длительностями в 2- и 3-х дольных размерах. Игра на инструменте: 1 час
- Играть мажорные мажорные и минорные гаммы
- Уметь сыграть краткое мелодическое»эхо» и устный диктант в объёме фразы.
- Подбирать мелодии выученных песен в знакомых тональностях. Творческие задания: 1 часа
- Сочинение «вопросов» и «ответов» голосом на заданный текст или определенный слог.
- Вокальная импровизация знакомых мелодий.
- Сочинение небольших песен на заданный текст.
- Ритмическая импровизация. Нотная запись: 1 час
- Запись мелодий знакомых песен.
- Определять размер. Проставлять такты, записывать ритмические рисунки знакомых песен. Итоговый урок 1 час
Всего: 9часов.

Приложение.
К типовым учебным планам и программам ДМШ, ДШИ, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2011 года №543
№ Предмет Недельная нагрузка по классам
Инструментальный класс фортепиано срок обучения 7-9 лет
класс Под. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Специальность (инструмент) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
2 Сольфеджио
1 2 2 2 2 2 2 2 2 2
3 Коллективное музицирование (ансамбль, оркестр и др.) - 1 1 1 1 3 3 3 3 3
4 Казахская музыкальная литература - - - - - 1 1 1 - -
5 Мировая музыкальная литература - - - - 1 1 1 1 - -
6 Предмет по выбору 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
7 Всего часов
4 6 6 6 7 10 10 10 8 8

Методическое обеспечение:
Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей»
Московская консерватория – детям
2. Артоболевская А. первая встреча с музыкой Москва 1986
3 Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство Москва 1974
Баренбойм Л. А. Путь к музицированию Москва 1974
Бырченко Т.В. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1983.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио. М., 1978.
Боровик Т «Ти-ти-Та и ди-ли-Дон Игровая теория музыки для детей 4 -6 лет» Минск Пара Ла Оро 2008
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Программа «Детство» и развитие личности. Конспекты занятий в старшей группе д/с Воронеж 2004
Лежнева О. Ю. «Практическая работа на уроках сольфеджио» Москва. «Владос» 2003.
Берак О. Л. «Школа ритма» ч.1 Москва Учебное пособие по сольфеджио Москва 2003
Образовательная программа дошкольного отделения «Сольфеджио для малышей».
Варламова А., Семченко Л. «Сольфеджио 1 класс»
Фролова Ю. «Сольфеджио» Подготовительный класс «Феникс» Ростов на Дону 2006.
Глухова А. В. Методическая разработка по теории и методики дополнительного образования. Ульяновск 2012