Интегрированный урок (история-литература) на тему:Сталинградская битва: исторические события и их отражение в литературе

Интегрированный урок (история - литература) по теме "Сталинградская битва: исторические события и их отражение в литературе"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель русского языка и литературы
Казаков Григорий Валерьевич, учитель истории и обществознания
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели урока:
охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной войне;
раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
проанализировать ключевые эпизоды из художественных фильмов,
отображающих Сталинградскую битву;
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ.
Оборудование: фрагмент документального фильма “Сталинградская битва”; фрагменты из художественных фильмов «Они сражались за Родину», «Сталинград»; слайды, выполненные в программе “Power Point”; карта “Сталинградская битва”; книги о войне, художественные произведения о Сталинградской битве; музыкальный фон.
Предварительная подготовка заключается в совместном прочтении рекомендованной литературы учащимися и педагогами, отборе материала, создании презентации, подборе музыки для урока.

Ход урока
Звучит песня “Священная война”.
Учитель истории: Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем интегрированный урок истории и литературы. И в канун 9 Мая посвятим его Сталинградской битве.
Сталинград! Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года не сходили с уст народов всей планеты. Их произносили во всех странах мира, на всех континентах. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решалась судьба не только Советского государства. Здесь решалась судьба всего человечества. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие? На этот вопрос должны были ответить сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.
Учитель литературы: В битве на Волге принимали непосредственное участие те поэты и писатели-фронтовики, которые на протяжении всей послевоенной истории продолжали обращаться в своем творчестве к важнейшим событиям Великой Отечественной войны. “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне?” – задавал себе вопрос В.П. Астафьев, и сам на него отвечал: “Правду! Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумным”. Такую правду о Сталинградской битве показали в своих произведениях Виктор Некрасов, Юрий Бондарев и Василий Гроссман.
Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны достигнуть сегодня на нашем необычном интегрированном уроке истории и литературы? (Ответы детей). Верно, мы должны определить место и значение этого сражения, раскрыть причины победы советского народа в войне. И сделаем мы это с точки зрения истории, литературы и киноискусства.
Учитель истории: Для достижения целей нашего урока мы заранее сформировали рабочие группы историков, литераторов и кинематографистов. Мы будем работать дружно, слаженно и , таким образом, тоже достигнем победы.
Давайте рассмотрим обстановку на фронте летом 1942 года и начало Сталинградской битвы. Слово предоставляется историкам.
Ученик-историк 1. К лету 1942 года основные усилия фашистское руководство сосредоточило на южном крыле советско-германского фронта, делая ставку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Нижнего Поволжья. Реализация этих планов позволила бы втянуть в войну против СССР Турцию и Японию.
В результате неудачных для наших войск сражений весны и начала лета 1942 г. в районе Харькова и в Крыму противник вновь овладел стратегической инициативой и развернул в конце июня общее наступление. Под ударами вермахта советские войска оставили восточные районы Донбасса и правый берег Дона. К середине июля немецкие войска вышли в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказ.
Ученик-историк 2. 17 июля 1942 г. началась Сталинградская битва – одна из самых величайших и ожесточенных битв Второй мировой войны. Первыми встретили врага Клетский, Суровикинский, Серафимовический, Чернышковский районы нашей области. Хорошо подготовленная гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград. Силам наступающего противника противостоял Сталинградский фронт, созданный по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г., в который вошли: 62, 63, 64, 21, 28, 38, 57 общевойсковые армии, а также 8-я воздушная армия.
Ученик-историк 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ученик- историк 4.  Сложность обстановки состояла также в том, что наши войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии, в ряде соединений не хватало боеприпасов.
Большинство дивизий, прибывших из Резерва Ставки, еще не имело боевого опыта, другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить большой урон в людях, вооружении и боевой технике.
Боям за главную полосу обороны предшествовали бои передовых отрядов. В них входили и курсантские полки. Только что покинувшие стены военных училищ, молодые офицеры шли в свою первую атаку как рядовые бойцы.
Ученик-историк 5. 28 июля 1942 г. выходит приказ наркома обороны № 227 с требованием “Ни шагу назад!”. (ЧТЕНИЕ ПРИКАЗА) В нем говорилось о полной мобилизации сил на отпор врага.
В кровопролитных июльских и августовских боях советские воины проявляли стойкость, самоотверженность и воинское мастерство. Все они, участники этой битвы, были героями.
Упорное сопротивление советских войск вынудило немецко-фашистское командование повернуть с кавказского направления на сталинградское 4-ю танковую армию Гота, 3-ю, 4-ю румынские, 8-ю итальянскую и другие подразделения. После ожесточенных сражений с 17 по 20 августа фашистам удалось форсировать Дон, они рвались к Волге. 35-я гвардейская дивизия под командованием генерала В.А. Глазкова преградила им путь на подступах к городу в районе Котлубани.
Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 года.
Первые вражеские самолеты появились в Сталинграде около четырех часов дня.
Учитель литературы: Каким мы видим изображение Сталинградской битвы в поэзии?
Ученик-литератор 1. – стихи А.Суркова, слово о нем.
Здесь битва небывалая идет. На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще И изрыгает бешенство огня. И на ветру пронзительно скрежещет Снарядом раздробленная броня.

Учитель истории: Чем начало Сталинградской битвы отличалось от уже изученных нами сражений?
Ученик-историк 6.  Эта битва существенно отличается от тех сражений, которые мы уже разбирали. По числу участвующих самолетов и весу бомб воздушный налет на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. В нем приняли участие 3 авиакорпуса 4-го воздушного корпуса Рихтгофена. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костер на пути отступающих войск.
Ученик-историк 1. Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера.
С них бросались в воду гвардейцы 13-й стрелковой дивизии генерала Родимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России.
Учитель литературы: Прочитайте стихотворения, которые могли бы проиллюстрировать героизм солдат, защищавших Сталинград. 
Ученики-литераторы. Чтение стихов.
Учитель истории: Давайте вспомним героев Сталинградской битвы.
Ученик- литератор. История сохранила имена героев, чей подвиг породил современников и стал назиданием для потомков. Вот несколько имен.
Рассказ о подвигах Матвея Путилова, Михаила Паникахи, Василия Зайцева, Якова Павлова – рассказ учеников-литераторов (4 чел.)
Матвей Мефодьевич Путилов, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии. 25 октября 1942 года на нижнем поселке завода «Баррикады» Матвей получил приказ ликвидировать разрыв линии связи. Во время поиска места обрыва связист получил ранение в плечо осколком мины. Уже у самой цели вражеская мина раздробила вторую руку бойца. Теряя сознание, Матвей Путилов сжал концы провода зубами, тем самым восстановив связь. Этот подвиг был совершен в районе школы №4 по улице Прибалтийской. Матвей Путилов был посмертно награжден орденом Отечественной войны.
2. К лету 1942 года [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Зайцев подал пять рапортов с просьбой направить его на фронт. Наконец, командир удовлетворил его просьбу, и Зайцев уехал в действующую армию, где был зачислен в 284-ю стрелковую дивизию. Сентябрьской ночью 1942 года, вместе с другими тихоокеанцами, Зайцев, после короткой подготовки к боям в городских условиях, переправился через [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и принял участие в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В историю вошли его слова: «Для нас, бойцов и командиров 62-й армии, за Волгой земли нет. Мы стояли, и будем стоять насмерть!»
Уже в первых схватках с врагом Зайцев показал себя незаурядным стрелком. Однажды Зайцев с расстояния в 800 метров из окна уничтожил трёх солдат противника. В награду Зайцев вместе с медалью «За отвагу» получил снайперскую винтовку. К тому времени из простой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Зайцев убил 32 солдата противника. Вскоре о нём заговорили в полку, дивизии, армии.
В Зайцеве сочетались все качества, присущие снайперу,  острота зрения, чуткий слух, выдержка, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выносливость, военная хитрость. Он умел выбирать лучшие позиции, маскировать их; обычно скрывался от вражеских солдат там, где они не могли и предполагать русского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В.Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов, 
3. В период обороны Сталинграда, в конце сентября 1942 года, разведывательно-штурмовая группа, возглавляемая сержантом Яковом Павловым, захватила в центре города 4-х этажный дом и закрепилась в нем. Затем в дом прибыло пополнение, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны дивизии. 24 воина девяти национальностей стойко оборонялись в укрепленном доме, отражая яростные атаки гитлеровцев и удерживали дом до начала контрнаступления советских войск в Сталинградском сражении. Этот дом вошёл в историю Сталинградской битвы как «Дом Павлова». Дом Павлова в истории Сталинградской битвы стал символом мужества, стойкости и героизма. 58 суток сержант Яков Федотович Павлов и его боевые товарищи защищали этот дом, отбивая все атаки фашистов. За свой подвиг Павлов удостоен звания Героя Советского Союза.
Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. Такой героизм был массовым.
Учитель литературы: Как отразились в поэзии мысли и чувства солдат, воевавших в Сталинграде?
Ученик-литератор 2. Чтение стихотворения Сергея Викулова “В городе на Волге”.
Учитель литературы: Ад глазами главного героя Юрия Керженцева в повести “В окопах Сталинграда” описал Виктор Некрасов.
Ученик-литератор 3. Повесть «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», опубликованная в 1946 году в журнале «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (1946, № 810), была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время.
Она принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после её прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
  Суровой, горькой оказалась судьба Виктора Некрасова. В ее повороте сыграли роль те роковые силы, которым ныне уже вынесен наш народный приговор. Совестливый и талантливый писатель, он успел сказать своему народу те единственные необходимые слова, которые определили “некрасовский” демократичный стиль общения художника с читателем: суровый, без каких-либо приукрашиваний реализм, задушевность интонации, лаконизм фразы, умение в бытовом, приземленном отыскать зерно подлинной человечности и красоты.
Его повесть – первое произведение “не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а участника, находившегося на переднем крае”. Капитан Некрасов воспроизвел по памяти “кромешный ад окопного Сталинграда” – от Сарепты до Тракторного, когда единственным спасением было знать: “десятый день немцы бомбят город. Бомбят – значит, там еще наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт”. В повести нет ни генерала, ни политработника – только солдаты и офицеры.
Для героев данного произведения задачей было отстоять “главную высоту” – Мамаев курган. (чтение отрывка)
Ученик-кинематографист: . По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отмеченный премией [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в этом фильме сыграл одну из своих первых больших киноролей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

Учитель истории: Когда и как был разработан план контрнаступления советских войск в районе Сталинграда?
Ученик-историк 2. Оборонительный период Сталинградского сражения продолжался почти три месяца. Он стоил многих жертв советским войскам, но защитники, стоявшие насмерть в руинах города и обессмертившие его имя, выиграли время. Пока они отстаивали развалины каждого дома, бились за комнаты, лестничные площадки, воронки и подвалы Ставка Верховного Главного Командования приступила к разработке плана разгрома врага и создания сил и средств для его осуществления.
Ученик-историк 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В район боевых действий на Волге были направлены представители Ставки: генерал армии Г.К. Жуков, генерал –полковник А.М. Василевский, генерал – полковник артиллерии Н.Н. Воронов для изучения на месте вопросов, связанных с предстоящим контрнаступлением.

Ученик-историк 4. План предстоящего наступления получил кодовое название “Уран”. Он предусматривал окружение группировки врага, сражающейся в Сталинграде, силами трех фронтов: с севера предстояло наступать войскам Донского и вновь созданного Юго-Западного фронтов. Глубина их операции намечалась в 120 км, с юга удар наносил Сталинградский фронт, соединения которого до встречи с войсками, идущими с севера, должны были пройти до 100 км. На всю операцию по окружению отводилось трое-четверо суток.
Решающее значение при подготовке операции имело скрытое сосредоточение войск, которым необходимо было перебросить на исходные позиции массу боевой техники так, чтобы противник не догадался о намерениях советского командования. Эта сложнейшая задача была выполнена с блеском – немецкая разведка не смогла предупредить свои войска о предстоящем наступлении Красной Армии.
Учитель литературы: Расскажите нам кратко о фронтовой судьбе известного писателя Ю.Бондарева и о том, как он исторически достоверно передал в своем романе “Горячий снег” события ноября 1942 года.
Ученик-литератор 4. Горячий снег  роман [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], действие которого разворачивается под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в декабре[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В основе произведения лежат реальные исторические события  попытка немецкой группы армий «Дон»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сражение, описанное в романе, решило исход всей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Режиссёром [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по роману был поставлен[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Произведение описывает небольшой промежуток времени, это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова, вынужденной в приволжской степи выдержать удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено двумя днями и двумя нескончаемыми декабрьскими ночами, в течение которых герои Ю.Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель литературы: Какой вывод мы можем сделать по роману Ю.Бондарева “Горячий снег”?
Ученик-литератор 5.  Роман “Горячий снег” можно назвать литературным памятником тем, кто не дожил до Великой Победы, хотя и сделал все, чтобы приблизить ее.
Никто не знает их фамилий, О них ни песен нет, ни книг. Здесь чей-то сын, и чей-то милый, И чей-то первый ученик. Они легли на поле боя, Жить начинавшие едва, И было небо голубое, Была зеленая трава.

Учитель литературы: А как Сталинградская битва была отражена в кино? . Режиссёром [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по роману «Горячий снег» был поставлен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Послушаем наших кинематографистов.

Ученик-кинематографист 1. Горячий снег?

Учитель истории: Ребята, что вы знаете об операции “Малый Сатурн”.
Ученик-историк 5. В связи с неполной реализацией “ Урана”,операция “Сатурн” (нанесение удара по 8-й итальянской армии к северу от Сталинграда со вспомогательным ударом на юго-запад, прикрывая северный фланг Юго-Западного фронта) была заменена на “Малый Сатурн”.
Рывок к Ростову (из-за нехватки семи армий, скованных 6-й армией под Сталинградом) уже не планировался, Воронежский фронт вместе с Юго-Западным и частью сил Сталинградского фронта имели целью отбросить противника на 100-150 км на запад от окруженной 6-й армии и разгромить 8-ю итальянскую армию.16 декабря фронт немцев был прорван силами Юго-Западного и левого крыла Воронежского фронтов в районе Среднего Дона, советские танковые корпуса устремились в оперативную глубину. В середине 20 –х чисел декабря к группе армий “Дон” стали подходить четыре немецких танковых дивизии, хорошо укомплектованные.
Учитель литературы: Какой Сталинградскую битву вы увидели на страницах романа Василия Гроссмана “Жизнь и судьба”? Какие страницы вас поразили?
Ученик-литератор 6. У романа “Жизнь и судьба” Василия Гроссмана, по словам критиков – “страдный путь”. Писатель всю войну провел на фронте военным корреспондентом газеты “Красная Звезда”. Сталинград был пережит им, его страшную тяжесть, невыносимое напряжение он испытал на себе, вобрал в себя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Основное внимание в книге отведено обороне Сталинграда. Ключевым моментом обороны становятся бои за дом “шесть дробь один”. Руководит маленьким гарнизоном и обороной дома, отстаивая этот клочок родной земли, капитан Греков. Это сильный и самостоятельный человек, ему важно сохранить личный состав “своего отряда”. Он дорожит каждым бойцом, не хочет отправлять людей на бессмысленную гибель. Капитану Грекову чужда коммунистическая демагогия, поэтому он не угоден комиссару. В сводках занижается роль его бойцов, их самоотверженного подвига. Гибель Грекова воспринимается как “счастливое избавление” от неугодного подчиненного, а не потеря смелого и знающего командира. Прообразом дома “шесть дробь один” стал легендарный Дом Павлова.
Чтение отрывка: «Осень 1942 года. Сталинград. На нейтральной полосе в центре города горстка наших бойцов захватывает руины жилого дома. И два месяца отбивает ожесточенные атаки немцев. Дом был у них как кость в горле, но сломить защитников они так и не смогли. Оборона этого здания вошла в историю Великой Отечественной войны, как символ мужества и стойкости советских бойцов. Открывает их список Герой Советского Союза сержант Яков Павлов. И по его имени до сих пор этот дом в Волгограде называют Домом Павлова. 
Гроссман – единственный фронтовой корреспондент, видевший своими глазами окруженный фашистами дом.
Учитель-литератор: Внимание к Сталинградской битве не ослабевает и сегодня. Вновь и вновь кинематограф обращается к этой теме. В прошлом году на экраны страны вышел фильм «Сталинград». Слово нашим кинематографистам. (Отрывки из фильма).
Учитель истории: Решающим этапом Сталинградской битвы стала операция «Кольцо». Уважаемые историки, что вы знаете о ней?
Ученик-историк 6. Для развития общего стратегического наступления советских войск и уничтожения окруженной немецкой группировки была проведена операция под кодовым названием «Кольцо» силами Донского фронта, в состав которого входили с 1 января 1943 года 62-я, 64-я, 57-я армии ликвидированного Сталинградского фронта.
План операции состоял в том, чтобы рассечь «котел» по прямой линии с запада на восток, уничтожив на первом этапе вражеские войска в юго-западном выступе. Чтобы избежать ненужного кровопролития, врагу предъявили ультиматум о сдаче 9 января. Предложение было отвергнуто. Утром 10 января начался штурм «котла» с запада. Враг сопротивлялся. 22 января советское командование вторично предложило врагу капитулировать. Штаб 6-ой армии отказался. Утром 26 января войска 21-ой и 65-ой армий встретились с частями героической 62-ой армии. Соединение произошло на северо-западных склонах Мамаева кургана и на окраине поселка завода «Красный Октябрь». Окруженная группировка противника была расчленена на две части (южную – в центре города, северную – в районе заводов тракторного и «Баррикады». С 27 января войска Донского фронта приступили к ликвидации противника, а 31 января в подвале универмага был пленен вместе со своим штабом генерал – фельдмаршал Паулюс. 31 января прекратила сопротивление южная группировка врага, северная – сопротивлялась до 2 февраля.

Ученик-литератор 1.
Второе февраля

В свой срок – не поздно и не рано –
придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло метели белой
положишь красные цветы.

И словно в первый раз
заметишь, каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо, снега по грудь.

Сто зим пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль, февраль. Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
(М. Агашина)

Учителя истории и литературы: Ребята, как вы думаете, достигнуты ли цели, поставленные нами? Давайте определим историческое значение и итоги Сталинградской битвы. Что вам понравилось на уроке, что запомнилось? Ответы учеников.

Песня И.Кобзона «Поклонимся великим тем годам»
Заключительное слово
Мы завершаем наш урок. Спасибо вам за работу, творческую, исследовательскую. Вы умеете работать в группах. Это хорошее качество, оно пригодится вам в жизни. Сегодня большинство из вас заслужили высоких оценок. Предлагаем старших в группе оценить знания своих коллег.
Дома предлагаем вам поразмышлять над темами и написать творческую работу (сочинение) по выбору:
«Тогда лишь становится город героем, когда стал героем солдат».
Он защищал Сталинград.
Что такое героизм?
В работе опирайтесь на исторический и литературный материал. Запишите домашнее задание.
Давайте почтим минутой молчания всех погибших на этой войне. Просим всех встать. Звучит метроном.

Литература
Аргасцева С.А., Андреева Е.Н. и др. Битва за Сталинград. Волгоград, 2003.
Битва за Сталинград. / Под ред. А.А.Кольтюкова и Ю.П.Квятковского. М.; СПб., 2002.
Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник. – М.: Политиздат, 1990.
Государственный музей-панорама "Сталинградская битва".
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
История: Внеклассные мероприятия. / Авт.-сост. Н.В.Кузьмина. Волгоград, 2005.
Поцелуев В. А. «История России 20 столетия» – М. 1997.
Советская историческая энциклопедия. – М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1987.
Сталинградская битва. Материалы конференций, прошедших в Москве и Волгограде к 50-летию сражения. / Под ред. Б.С.Абалихина. Волгоград, 1994.
Сталинград. Тракторный. Победа. Волгоград, 2003.
Уткин А. «Вторая мировая война» М. 2003.
Чуянов А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979.
Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. XX век. – М.: Аванта+, 1996.





























Заголовок 1 Заголовок 315