Роль учителя-наставника в процессе адаптации молодого специалиста. Из опыта работы.


Роль учителя-наставника в процессе адаптации молодого специалиста. Из опыта работы.
Шкумат Н.Л.,
учитель английского языка МАОУ лицей № 7 г. Томска
В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности. Принятый новый профессиональный стандарт педагога требует от учителя владения разнообразными педагогическими технологиями, позволяющими работать одновременно и с одарёнными, и с проблемными детьми, с учащимися со специальными потребностями, имеющими ограничения здоровья. Следовательно, реализация поставленных государством задач невозможно без совершенствования кадрового потенциала.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед средними общеобразовательными учреждениями является проблема адаптации молодых специалистов, пришедших на работу в школу. Особенностью труда молодых специалистов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Результаты исследований показывают, что многие молодые учителя боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой педагог не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Другими словами, необходимость сочетания профессионального и социального приспособления к новым условиям является непростой задачей для начинающего учителя. Успешная адаптация за короткий срок обеспечивает высокую эффективность его дальнейшего труда.
Чтобы молодые специалисты остались работать в школе, им нужно целенаправленно помогать, создать в ОУ необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.
В МАОУ лицей № 7 г. Томска всегда уделялось огромное внимание вопросу «вхождения в профессию»: на школьных образовательных площадках ежегодно проходят педагогическую практику студенты ТГПУ, ТГУ, педагогического колледжа; продуктивно функционирует система методического сопровождения молодых, начинающих педагогов через координацию действий существующих служб и структур (методическая и психологическая службы, предметные кафедры) и специально созданные (Школа молодого учителя, наставники (учителя–предметники, консультанты).
Коллектив кафедры иностранных языков, где я работаю более двадцати лет, постоянно пополняется молодыми кадрами и я, как опытный педагог, являюсь наставником молодых специалистов. Согласно Положению о наставничестве, цель наставничества – создание условий для повышения внешней и внутренней мотивации молодого учителя к дальнейшей педагогической деятельности, для формирования и развития его профессиональной педагогической компетентности. Поэтому свою деятельность в качестве наставника рассматриваю в нескольких направлениях:
оказание всесторонней методической помощи;
проведение анализа тематического и поурочного планирования;
сопровождение подготовки молодого учителя к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям;
организация взаимопосещения уроков (наставник – начинающий педагог – учителя лицея);
проведение анализа урока;
разработка совместно с молодым специалистом плана профессионального становления.
Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Жизненный опыт и долгая педагогическая практика позволили мне сформулировать для себя основные правила наставничества.
Во-первых, профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента человека, поэтому к каждому подшефному подходи индивидуально.
Во-вторых, планирование и организацию сопровождения проводи по результатам изучения потребностей начинающего учителя в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью (на разных этапах «вхождения в профессию»).
Вспоминая о своих собственных трудностях становления меня как учителя (когда старшие коллеги, избегая «посторонних глаз» на уроке «закрывали двери» перед молодым педагогом или показывали «глянцевые» уроки, на которых молодому специалисту трудно разглядеть нюансы и сложности учительского ремесла), выработала третье правило: молодой специалист может посещать у своего наставника любые уроки или мероприятия, задавать любые возникающие у него вопросы.
Таким образом, для того, чтобы начинающий педагог быстро адаптировался к работе в школе, смог избежать момента неуверенности в собственных силах, наладил успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса и сформировал мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыл свою индивидуальность, нужно надежное плечо учителя-наставника и системный подход его деятельности.