Программа внеурочной деятельности Проектные задачи


Пояснительная записка
Программа модуля внеурочной деятельности «Решение проектных задач» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Образовательной программы муниципального казённого образовательного учреждения «Верхнетуровская СОШ», пособия для учителей «Проектные задачи в начальной школе»(А. Б. Воронцов и др.), под ред. А. Б. Воронцова. – М. – Просвещение, 2009г., сборник рабочих программ «Школа России» по учебным предметам , 2011г . При составлении программы учтены пожелания родителей .
Цель : формирование проектной деятельности учащихся начальных классов , развития личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Предоставить возможность организации взаимодействия детей при решении поставленной ими самими задачи.
Учить способу проектирования через специально разработанные задания.
Создать условия для возможности осуществления «переноса» известных предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты , а иногда требуют переконструирования.
Формирование позитивной самооценки , самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог , координировать свои действия с действиями партнеров; формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управления ею: формирование навыка организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени . Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Режим занятий :Программа составлена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа (занятие 1 раз в неделю ) . Продолжительность занятий – 35 минут .
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ :Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания , собирать необходимую информацию ,умение выдвигать гипотезы , делать выводы и умозаключения , учить способу проектирования через специально разработанные задания.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ : Прообразом проектной деятельности для младших школьников становятся проектные задачи.
Проектная задача носит групповой характер .Проектная задача – задача , в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий , направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта») , и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача – это система заданий , направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта – для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных .Итак , проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в средней школе . Эти задачи имеют творческую составляющую . Решая их , дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания , они вольны придумывать , фантазировать . Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность , дают возможность опробывания различных путей решения . Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга . Благодаря проектным задачам у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий , но и возможность проб по их использованию в квазиреальных ( модельных) ситуациях . Осваивается практика произвольности поведения : самоорганизация группы и каждого внутри ее , управление собственным поведением в групповой работе .
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий , средств и приемов не в стандартной ( учебной) форме , а в ситуациях , по форме и по содержанию приближенных к реальным . На такой задаче нет «этикетки» с указанием , к какой теме , какому предмету она относится . Итог решения задачи должен рассматриваться в двух аспектах : во – первых , это «реальный» продукт (текст , схема или макет прибора ,результат анализа ситуации , представленный в виде таблиц , диаграмм , графиков ), созданный детьми ; во – вторых , это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка .
Проектная задача может быть предметной и межпредметной , одновозрастной и разновозрастной .
Главное условие – это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию , где итогом будет реальный детский продукт .
Цели проектных задач в начальных классах :Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества .Выявление способности к переносу известных способов действий в новую квазиреальную (модельную ) ситуацию . Меняется подход к формулированию проектных задач . Учащиеся , пользуясь описанием проблемной ситуации ,должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу . Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий , справочных материалов , учащиеся должны сами планируют последовательность действий , ведущих к конечной цели .
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Анализ ситуации ( надо ли ее разрешить ) . Переформулирование ее в проблему ( в чем проблема ) .
2. Выявление дефицитов , их типов . Установление приоритетов ценностей (почему этих ценностей будем придерживаться ) .
3. Оценка необходимости выполнения дефицита . Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении) .
4. Быстрая и точная постановка цели действия . Выработка критериев постановки и достижения цели ( куда придем в итоге ) .
5. Поиск средств , возможных путей решения , перевод проблемы в задачу .
6. Выбор средств решения проблемы ( адекватных способов действий ) ( что будем делать и каким будет результат ) .
7. Решение проблемы ( под решением понимается реальное продуктивное действие , а не только предложения выхода из сложившейся ситуации ) .
8.Анализ полученного результата , соотнесение его с проблемой ( разрешили ли мы проблему ) .
9. Представление полученного результата .СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ КАК ПРООБРАЗА ПРОЕКТА
Описание проблемы модельной ситуации , но не должна быть напрямую поставлена задача . Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации . Проблемная ситуация должна быть такой , чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного « продукта» было несколько .
Проектная задача должна содержать набор ( или систему ) в явном или скрытом виде действий ( заданий ), которые должны быть выполнены группой детей . Количество заданий в проектной задаче – это количество действий , которые необходимо совершить , чтобы задача была решена . Система заданий может требовать разных «стратегий» решения ( в одних задачах – обязательная заданная последовательность , в других – возможно выполнение заданий в любой последовательности , в третьих – требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учениками ) . Местом сборки «продукта» , оформление итогового результата является итоговое задание . Решение проектной задачи требует коллективно – распределительной деятельности учащихся , работа в малых группах . Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала . Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных , в том числе и избыточных . В то же время представленная информация может быть неполной , недостаточной , что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации , содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках , к собственному жизненному опыту .
Решение задачи – создан реальный продукт , который можно представить публично и оценить .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе решения проектных задач у школьников будут сформированы способности :Рефлексировать ( видеть проблему ; анализировать сделанное – почему получилось , не получилось , видеть трудности , ошибки ) .
Планировать ( составлять план действий ) .
Моделировать ( представлять способ действия в виде схемы – модели , выделяя существенное ) .
Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи .Взаимодействовать при решении задачи , отстаивать свою позицию принимать или аргументировано отклонять точки зрения других .
Сформировать группу детей ( класс ) как учебное сообщество .Способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций , составляющие умение учиться .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ Дата по плануДата по фактуПроектные задачиКол- во часов1 Конструирование игровой площадки1
2 Напиши другу рисуночное письмо1
3 Путешествие на планету Математикус1
4 Город Признакус1
5 Город Относитикус1
6 Город Величиния1
7 Что мы узнали во время путешествия и что нам предстоит узнать 1
8 Мы исследуем школу . Ориентируемся в пространстве школы . Школа изнутри1
9 Мы исследуем школу . Ориентируемся в пространстве школы . Школа снаружи1
10 Отгадываем пространственные загадки1
11 Считаем и измеряем . Числа в школе 1
12 Кто работает в школе1
13 Школа глазами детей1
14 Фруктовая азбука1
15 Твое любимое число1
16 Готовимся к Новогоднему празднику1
17 Азбука для малышей1
18 Одежда1
19 Школьная форма1
20 Кем я стану1
21 Сказочная страна1
22 Путешествие по сказочной стране1
23 Мое любимое животное1
24 Подарок малышам1
25 Мое любимое время года1
26 Мое любимое время года1
27 Составление словаря на тему «Школа» 1
28 Путешествие по родному краю1
29 Выставка любимых книг1
30 Подготовка к конкурсу знатоков русского языка 1
31 Подготовка к конкурсу лучших знатоков природы 1
32 Как я проведу летние каникулы 1
33 Прощание с 1 классом ! Чему мы научились 1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верхнетуровская СОШ»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы Завуч по УВР на заседании МО
_______________ _____________ ______________
Лопатина В . С .
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Решение проектных задач»
1час в неделю (33 часа в год)
Класс -1
учитель начальных классов: Швецова Е. М.
2012 – 2013 уч. год