Доклад ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Н.С.ПетрановаФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.
                                               М. Монтень
Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. В современной образовательной системе много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом», самом трудно измеримом ресурсе урока - воспитательном.
      Сегодня воспитательной целью урока должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей урочной и внеурочной деятельности становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции обучающихся. Но гражданская позиция, как междисциплинарное понятие, в современной науке можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях.
Выделены составляющие гражданской позиции обучающегося, которыми могут являться следующие качества личности:- патриотизм (любовь к Родине, городу, семье)
- гражданственность (принадлежность к коллективу, колледжу, городу, стране)
- активная жизненная позиция
- нравственность
- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)
Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы путём контроля над властью и воздействия на власть в опоре на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.
Урок выступает действенным способом патриотического и гражданского
воспитания молодого поколения. Наибольшая нагрузка по формированию гражданской позиции приходится на уроки гуманитарного направления: историю, литературу, обществознание, правоведение, культурологию, философию, самопознание, НВП и т.д.
На этих уроках формируется образ страны, представления об отношениях человека и государства, о ценности человеческой жизни, о правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и многонационального народа Казахстана, передаваемых от поколения к поколению. Гуманитарные знания способны укрепить веру у обучающегося в культурную уникальность своего народа, сформировать у него культурную идентификацию со своим народом и воспитать ответственность за судьбу своей страны.
Воспитательная цель урока по формированию гражданской позиции у молодого поколения приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных социальных ролей - дочери, сына
- преемственность поколений, семейные традиции
- любовь к Родине, гордость
- гражданский долг
- активность жизненной позиции
- соблюдение правил и норм поведения
- верность долгу
- профессиональное самоопределение и польза обществу
- призвание и успех в жизни
- роль коллектива
-уважение других людей
- сопереживание и участие
- лидерская позиция и др.
Как предметник могу сказать, что литература обладает большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции. Жизнь и творчество писателей и поэтов русской литературы в полной мере отражает отношение авторов и их героев к своей стране и своему народу, личным примером воспитывая в обучающихся любовь к Родине, уважение к окружающим и себе. При изучении литературных произведений подростки характеризуют образы главных героев, анализируют их поступки и ,главное, примеряют на себя образы этих героев.
Предмет «Самопознание» новый предмет в образовательной системе, но его программа практически полностью направлена на формирование гражданской позиции молодого поколения
Тематика предмета включает в себя следующие компоненты:
1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.
2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.
4. «Я и колледж». Формирование гражданского отношения к учебному заведению.
5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.
6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Наиболее часто употребляемые слова на уроке самопознания: «честь», «совесть», «уважение к старшим», «долг», «взаимопомощь», «доброта», «милосердие», «дружба», «коллектив», «жизненные ценности», «культурные ценности», «умение работать», «уважение к знанию». Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. В центре урока – живой диалог учителя и ученика.
Мы должны ставить перед собой воспитательные задачи и вносить их в контекст урока как «педагогический замысел», скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно.
Развитие личности ученика неразрывно связано с формированием у него основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. Важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Казахстана, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Литература:
Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63
Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1. - С. 93- 101
Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей /Сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. — СПб.:Изд-во«Союз», 2004. («Серия воспитание гражданина»)
Азбука нравственности [Текст]: Сборник / А. Алексеева, А. Стреляный. - М.: Мастерство, 2001. - 461 с.
Бастерс В. В. С позиции нравственности [Текст] / В. В Бастерс // Образование. Карьера. Общество. - 2007. - № 4. - с.53-54