Конспект по литературному чтению (С. Я. Маршак Ландыш)


ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила:
студентка гр. ПНК - 4
Галактионова Ирина
Конспект урока литературного чтения
Проверили:
Ким С. Н.________
Глазкова М. А._______
Дзержинск – 2017
УМК: Начальная школа 21 века
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: С. Я. Маршак «Ландыш»
Цель урока: знакомство со стихотворением С. Я. Маршака.
Диагностический блок:
Исходный уровень сформированных УУД: на основе наблюдений и беседы с обучающими выявлено, что учащиеся имеют низкий уровень сформированности регулятивных УУД – умение анализировать и адекватно оценивать собственную работу. На данном уроке планируется обратить внимание на оценку детьми собственной деятельности, с помощью рефлексии, а так же способом оценивание учащимися друг друга. У обучающих не возникает сильных затруднений при выполнение задания, с учетом поставленной учебной задачи на уроке, что говорит о достаточном уровне сформированности регулятивных УУД – принятие и сохранение учебной задачи в течение всего урока. Под работой над развитием данных умений планируется привлечь учащихся к целеполаганию, т. е. совместной с учащимися постановки задач урока. Результаты анализа продуктов деятельности обучающихся показали, что обучающиеся имеют средний уровень сформированности коммуникативных УУД – умение составлять небольшие устные монологические высказывания. Исходный уровень знаний и умений по теме урока: учащиеся знакомы с биографией С. Я. Маршака, с его стихотворением «Урок родного языка», знакомы с понятиями «советские, союз, Ленинград».
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторить произведения С. Я. Маршака и К. И. Чуковского;
- Повторить биографию поэта и сказочника С. Я. Маршака;
- Познакомить учащихся со стихотворением С. Я. Маршака «Ландыш».
Развивающие:
- Развивать устную речь, творческое мышление и воображение учащихся на основе анализа художественного произведения «Ландыш».
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию в процессе обучения через прослушивание музыкального произведения, просмотр картин художников, эмоциональное прочтение учителем и учениками художественного произведения «Ландыш».
Формируемые УУД:
Предметные:
- Познавательные: вспоминают и повторяют биографию поэта; знакомятся со стихотворением «Ландыш» и учатся выразительно его читать, разбирают и анализируют данное стихотворение; различают произведения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.
Метапредметные:
- Регулятивные: оценивают свою деятельность на уроке, используя для оценки изображение солнышка; ставят учебную задачу под руководством учителя и сохраняют ее в течение всего урока.
- Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя; отвечают на поставленные вопросы, высказывая свою точку зрения.
Личностные: проявляют положительную мотивацию к процессу обучения.
Оборудование: Учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс, ТПО, презентация, музыкальное сопровождение, солнышки из бумаги.
План урока:
1) Орг. момент (1 мин.)
2) Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности (7 мин.)
3) Проверка Д/З (5 мин.)
4) Постановка задач урока
5) Первичное усвоение новых знаний (12 мин.)
6) Проведение физ. минутки (2 мин.)
6) Первичное закрепление полученных знаний (10 мин.)
7) Д/з (2 мин.)
8) Подведение итогов (4 мин.)
9) Рефлексия (2 мин.)
Ход урока:
Этап урока Задача
этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приёмы, средства Формируемые УУД
1.Орг. момент Настроить учащихся на урок Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели
На меня все посмотрели (слайд 1) Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Средство - речь учителя, стих-е Коммуникативные УУД: умеют воспринимать речь учителя.
2.Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.
Повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала. - Поспорили как-то поэзия, живопись и музыка. Кто лучше из них передает весеннее настроение природы?
- Музыка сказала: «Ну, конечно, я».
- «Нет, я»- возразила литература.
- «Да тут и спорить нечего. Лучше меня никому не передать настроение весны» - продолжила спор живопись.
- И так бы спорили до бесконечности, если бы я не пригласила их на наш урок.
Ребята, а кто хочет помочь разрешить этот спор? Поднимите руки.
Наш урок начнет музыка, послушайте ее, а потом расскажите, какие картины возникли в вашем воображении? Что вы себе представили?
– Вот так услышал музыку весны композитор П. И. Чайковский (слайд 2). Свою композицию он назвал “Жаворонок”
Как вы считаете, способна музыка передать весеннее настроение?
– Весна всегда волновала и сердца художников. Предлагаю вам посмотреть известные картины великих художников, посвященных теме “Весна”. Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну (Слайд 3, 4, 5)
- Какие эмоции и чувства возникли у вас?
- Какой сделаем вывод: может ли живопись передать весеннее настроение?
Мы с вами побывали в мастерской композитора П. И. Чайковского, посетили мастерскую русских художников, а сейчас отправимся еще в одну мастерскую - мастерскую поэта.
Попробуем оценить, способна ли поэзия передать весеннее настроение природы.
На прошлом уроке вы познакомились с одним поэтом и сказочником. А кто мне напомнит, как его зовут (слайд 6). Что вы знаете об этом поэте? Расскажите мне.
«Родился С. Я. Маршак 4 ноября 1887 года в городе Воронеже. С четырех лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет Маршак, учась в гимназии, уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация. Маршак – один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране»
А теперь проверим, хорошо ли вы знаете произведения С.Я. Маршак. На партах у вас лежат листочки с названиями произведений, подчеркните те, которые написал Самуил Яковлевич.
Кто готов?
Проверим. Посмотрите все на доску, кто подчеркнул так же? (слайд 7)
А кто же написал остальные произведения?
(Корней Иванович Чуковский) (слайд 8)
Ребята кто сделал без ошибок, поднимите руку. Вы молодцы ребята, опустите руки! а кто допустил ошибки, будьте внимательнее в следующий раз.
Весна, пение птиц, пробуждение природы
Да, можно понять по звучанию.
Рассматривают картины Левитана, Саврасова, Бакшеева, Венецианова, Виноградова, Жуковского.
Да, может. Краски, цвета могут передать настроение.
Его зовут С. Я. Маршак.
Учащиеся отвечают с места. Один начинает, другой продолжает.
Выбирают произведения, написанные С. Я. Маршаком.
“Мастер-ломастер”, “Круглый год”, “Усатый -полосатый”, “Урок вежливости”, “Крокодил”, “Багаж”, “Пожар”, “Муха-цокотуха”, “Кот и лодыри”.
Средства:
презентации я, аудиозаписьпроизведения П. И. Чайковского «Жаворонок»
раздаточный материалМетоды: беседа, рассказ, упражнение
Формы:
индивидуальная и фронтальная
Коммуникативные УУД:
Умеют воспринимать речь учителя, высказывают свою точку зрения, слушают своих одноклассников.
Личностные УУД:
Проявляют положительную мотивацию в процессе обучения, через прослушивание музыкального произведения, просмотр картин художников
Познавательные УУД:
Находят и подчеркивают рассказы, которые написал С. Я. Маршак. Определяют писателя оставшихся произведений.
Регулятивные УУД:
Ставят под руководством учителя и сохраняют учебную задачу в течение всего урока.
Познавательные УУД:
Повторяю биографию С. Я. Маршака.
3.Проверка Д/ЗПроверить готовность домашнего задания. Ребята, на дом вам было задано выучить наизусть стихотворение «Урок родного языка». К доске пойдет Сироткина Маша, Суслова Даша, Шустов Максим, Булатова Карина, Комлев Артём.
Словесный метод - рассказ Коммуникативный УУД:
Слушают учащихся
Регулятивные УУД:
Оценивают деятельность уч-ся.4.Постановка задач урока Выяснить с чем мы будем работать на уроке, и что нового мы узнаем. Ребята, вы уже знаете биографию С. Я. Маршака, прочитали много его произведений. Как вы думаете, а о чем пойдет речь сегодня на уроке? Чему мы с вами будем учиться?
Верно, ребята, мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Я. Маршака, которое поможет нам понять, кто же из наших гостей прав. Продолжим знакомство с его произведениями. Слово учителя. Коммуникативные УУД:
Высказывают свою точку зрения
5.Первичное усвоение знаний Обеспечить эмоциональный восприят. интерес к изучаемому произведению. Самуил Яковлевич написал удивительное, красивое стихотворение. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят (слайд 9).
- Посмотрите на изображение ландыша. Рассмотрите его. Какой он? (Белый, чистый, нежный). На что похожи его цветы? (Цветы похожи на жемчужины, бубенчики.)
Я предлагаю вам посмотреть и послушать чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ландыш».
Посмотрите все на доску, на ней написаны сложные для чтения слова, они встретятся нам при чтении стихотворения (слайд 10).
Прочитайте слова про себя. Теперь прочитайте хором, поставив под ударение.
Откройте учебник на стр. 98
Прочитайте стихотворение про себя.
Прочитаем 1 четверостишие. Что представили? Что почувствовали?
– Как вы понимаете словосочетание “Чернеет лес”?
Что значит "лес разбужен теплом"?
А "объят весенней сыростью"?
О каких жемчужинах говорит автор?
– Какие запахи почувствовали?
– Какой цвет вы выбрали для этого четверостишия?
Какие непонятные и новые слова в нем встретились? (слайд 11)
Прочитаем 2 четверостишие.
Какие здесь новые слова вы увидели? (слайд 12, 13, 14)
Почему поэт называет цветы ландыша “колокольчики весны”?
– “Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны”– как вы понимаете эти строки?
Прочитаем 3 четверостишие. Какие здесь новые слова увидели? (слайд 15)
Что вам представляется, когда вы слышите слова «Природой бережно спелёнутый…»?
– Чей это ребенок? Чье дитя?
- Почему автор говорит о ландыше, как о ребёнке?
– Почему Маршак пишет, что ландыш “прохладен”?
– Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
– Какие запахи вы почувствовали, слушая это четверостишие?
–Какими словами в этом четверостишии поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка и свое нежное к нему отношение? Прочитайте.
Прочитаем 4 четверостишие.
Какие здесь нам встретились новые слова?
– Почему Маршак пишет “лес томится”?
– Почему “ цветок горький ”?
- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса?
- Как вы считаете, С.Я. Маршак восхищается ландышем? Какие строки это подтверждают? Прочитайте.
Словарь для учителя
Созерцать – чувствовать сердцем.
Венчики – часть цветков, состоящих из отдельных или сросшихся лепестков.
Объят – охвачен, обнят.
Томиться – переживать, мучиться.
Жемчужины – сокровища.
Бутоны – почки цветка.
Бубенчики – шарики с кусочками металла внутри, которые звонят.
Благоухание – приятный запах, аромат. Отгадывают «это ландыш»
На доске слова: разбуженный, весенней, жемчужины, бубенчики, раннею, благоухание, спелёнутыйРебята читают их хором.
Тепло в лесу, но еще сыро.
Виднеется в дали, едва заметен.
Весной вся природа оживает
Жемчужины и есть лепестки ландыша.
Голубой, черный, слегка желтый…
Объят, жемчужины.
Ландыш – весенний цветок.
Бутоны, бубенчики, венчики.
Солнце согревает теплом растение и оно начинает просыпаться.
В глуши.
Ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш.
Леса, природы
Лес, словно большой дом, и все что находится в нем, является его детьми.
Первый цветок, похож на снег.
Голубой, синий, белый.
Сладкий аромат
Природой бережно спелёнутыйПрохладен, хрупок и душист
Томится, благоухание
Тяжко от того, что всё еще спит, он ждет пробуждение.
Сок ландыша ядовитый используют в медицине. Сок имеет горький вкус.
Цветок живет в лесу, лес играет важную роль в жизни растений.
«растет в глуши цветок не тронутый, прохладен, хрупок и душист»
Средство обучения – работа с книгой; визуальное средство обучения – показ презентации и
Методы обучения – Словесный (беседа, чтение). Наглядный (иллюстрации). Практический (выполнение устного упражнения)
Познавательные УУД:
Рассматривают иллюстрацию с ландышем, описывают структуру цветка, дают ему красочные характеристики.
Разбирают и анализируют данное стихотворение.
Коммуникативные УУД:
Слушают и воспринимают речь учителя;
Отвечают на поставленные вопросы; Высказывают свою точку зрения.
4.Физ.минутка Снять эмоциональное напряжение, усталость. Руки поднимаем и покачаем –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад. Проводят вместе с учителем физкультминутку. Практический и словесный метод обучения.
Коммуникативные УУД:
Воспринимают речь учителя
5.Закрепление полученных знаний Организация работы
По более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала Прочитаем стихотворение все вместе по цепочке. Читаем по 2 строчки. Все следим.
Прочитайте третью строку стихотворения, найдите метафору.
Вспомним с вами, что такое метафора?
Найдите её в третьей строке (на ниточках жемчужины, т.е. тоненькие стебельки похожие на ниточки, а белые головки похожи на жемчужины) (слайд 15)
Найдите еще метафоры в этом стихотворении (природой спелёнутый)
- Какой приём использует автор, когда говорит о лесе? (Олицетворение, т.е. он наделяет его человеческими качествами)
Как лес относится к ландышу?
(Томится лес весною раннею, и все счастливую тоску, и все своё благоухание, он отдал горькому цветку).
В каких строках слышится радость?
С.Я. Маршак создал в этом стихотворении два удивительных художественных образа. Первый образ - образ ландыша. Мы будто видим, как этот тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок раскрывается на наших глазах. Это колокольчик весны. В нем - красота весенних дней.
Второй образ - образ леса. Черный лес тоскует и томится. Но тоска его светлая, счастливая. Потому что томится он в ожидании чего-то очень желанного.
А чего желает лес?
Скажите, ребята, какое настроение, какие чувства нам нужно передать, читая это стихотворение?
Какой темп выберем для чтения?
С какой громкостью голоса будем читать?
Ребята, кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно, чтобы все слушатели смогли почувствовать, как автор относится к цветку. Молодцы ребята, у вас хорошо получилось передать настроение и отношение автора к цветку.
Мы с вами поговорили о стихотворение, а сейчас предлагаю вам выполнить задание в ТПО, чтобы уж точно разрешить спор живописи, поэзии и музыки.
Откройте ТПО, на стр. 68, № 1. Прочитайте, как поэт называет ландыши? Подчеркните в тексте.
Проверим с вами.
Переходим к № 3. Выпишите пропущенные слова. Как природа заботится о ландыше? Найдите олицетворение. Подчеркните.
А что такое олицетворение?
Проверим, какие слова вы выписали? что будет олицетворением?
Мы с вами увидели, как природа заботится о ландыше, а сейчас мы посмотрим, как поэт относится к природе.
№4. Подчеркните уже приведенные ответы, или напишите свой ответ.
С печалью С уважением С восхищением
«на ниточках жемчужины»
Метафора – это слово или выражение употребленное в переносном значении; скрытое сравнение предметов.
Лес любит ландыш, заботиться о нем, как о ребенке.
«…но солнце раскрывает венчики, у колокольчиков весны»
Чтобы природа скорее проснулась
Чувство восхищение, бережное чувство, радостное чувство
Медленный темп, с расстановкой
Работа в ТПО.
Природой бережно спелёнутый, завернутый в зелёный лист, растёт цветок
Метод обучения - практический (письм. упражнение)
Форма работы – индивидуальная.
Средства обучения – работа с книгой, с ТПО. Познавательные УУД: Выразительно читают стихотворение «Ландыш»
Письменно работают в ТПО;
Коммуникативные УУД:
Взаимодействуют с учителем, слушают речь одноклассников.
6. Домашнее задание и инструктаж о его выполнении. Объявление детям домашнего задания, объяснение его выполнения Стихотворение «Ландыш» наизусть. Открывают дневники, записывают Д/ЗСлово учителя. Коммуникативны УУД:
Воспринимают речь учителя.
7.Подведение итогов. Обобщение полученных знаний Как вы считаете, поэзия может передать весеннее настроение природы?
А как вы думаете, поэзия, музыка или живопись лучше передает в настроение природы?
Мы увидели, насколько трудна работа писателя, художника, композитора.
Познакомились с прекрасным стихотворением Маршака “Ландыш”.
– Какие строки стихотворения вам больше всего запомнилась?
– К каким строкам вам захотелось нарисовать иллюстрацию? Размышление ребят, обоснованные ответы. Словесный метод - беседа Коммуникативные УУД:
- умеют слышать и слушать учителя, одноклассников;
9.Рефлексия Оценка детьми собственной деятельности и ее результатов У вас на партах лежат солнышки трех цветов: красное, желтое, зеленое.
Поднимите красное солнышко, если урок вам понравился, на уроке было все понятно, и вы хорошо справились с работой.
Поднимите желтое солнце, если вам урок понравился, но возникали трудности при работе.
Поднимите зеленое солнце те, кому было трудно работать на уроке и не до конца разобрались в материале на уроке.
Я благодарю вас за работу, за мысли и чувства, которыми вы поделились со мной и в качестве пожелания хочу прочитать вам строки С.Я. Маршака.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Спасибо за работу! Ребята поднимают то солнце, которое соответствует их деятельности на уроке. Словесный метод (беседа) Регулятивные УУД:
Оценивают свою деятельность на уроке.
Личностные УУД:
Умение осознавать свои достижения.