Методическая разработка по теме Разрешение конфликта в работе педагога .


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Новосибирской области
«Купинский межрайонный аграрный лицей»
Тематическая разработка проекта
«Конфликт. Разрешение конфликта в работе педагога»
Разработали:
преподаватель истории О.В. Попенко
Мастер п/о Е.Г. Марухина
преподаватель химии Л.Н. Игнатенко
Купино
2015г
«Конфликт. Разрешение конфликта в работе педагога»
№ слайда Текст
1 Конфликт. Решение конфликта в работе педагога.
Приветствие.
Здравствуйте, я рада вас приветствовать. Сегодня мы проводим практико-ориентированный семинар «Конфликт. Разрешение конфликтов в работе педагога». Мы рассмотрим структуру, этапы конфликта, модели поведения личности в конфликтном взаимодействии, стратегии поведения в конфликте.
2 Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области разрешения конфликтов.
3 Задачи: 1. систематизировать сведения педагогов о понятии «конфликт»;2. рассмотреть структуру, этапы конфликта, модели поведения личности в конфликтном взаимодействии, стратегии поведения в конфликте;3. выделить и охарактеризовать особенности поведения учащихся в конфликте;4. обучить способам конструктивного разрешения конфликтов, анализу конкретных конфликтных ситуаций.
4 Определение понятия «Конфликт»
Игра «Ассоциации»
Когда мы произносим слово «конфликт», у нас возникает определенный ряд ассоциаций, чувств. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение.
Как вы думаете, для чего мы выводили этот ряд ассоциаций? Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием во время конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину, степень влияния на поведение.
С психологической точки зрения, конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения.
Основные отличия конфликта от противоречия заключаются в силе эмоционального накала противостояния, остроте негативных переживаний преподавателя и обучаемых – гнева, оскорбленного достоинства, унижения, страха, ненависти и т.п., а потому особой трудности преодоления.
Специфика педагогического конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом. Говоря спортивным языком, преподаватель и обучающийся выступают в разных весовых категориях.
5
.
.
Причины конфликтов.
Упражнение «Копилка».
Попробуем собрать копилку причин педагогических конфликтов. Как вы думаете по каким причинам возникает конфликт?
6
.
.
.
. Причины конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций выделяют три ситуации конфликтов:
деятельности;
поведения;
отношений.
Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения обучающимся тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное высказывание или замечание учителя.
Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями учащимися правил поведения. Такие ситуации могут приобретать характер конфликтных ситуаций в случаях, если учитель, не выяснив мотивов, сделает ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни, а лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.
Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку учащегося, а его личностным качествам. Грань, разделяющая поведения человека и поведение должностного лица, очень тонка, почти незаметна. Поэтому конфликтная ситуация может перейти из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную.
7
.
.
.
.
. Определение основных структурных элементов конфликта
Обратимся к такой ситуации. На уроке учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался учебной деятельностью. На замечания он не реагировал, продолжал мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников. Как вы думаете – это конфликт? Он произошел или еще нет? Это еще не конфликт, но налицо конфликтная ситуация.
Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (учебная работа, т.е. то, что вызывало конфликтную ситуацию). Но раз ученик ее не выполняет, учитель настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Если в этом случае учащийся не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь учащийся на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастет в конфликт.
Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей.
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в создании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтных сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе
8
.
.
.
.
. Основные этапы конфликта.
1-й этап. Возникновение конфликтной ситуации (появление противоречия).
2-й этап. Осознание конфликтной ситуации (внешние проявления подобного осознания: изменения настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес противника, ограничение контактов с ним и т.д.).
3-й этап. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.д.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом осознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные действия против инициатора конфликта.
4-й этап. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта.
5-й этап. Разрешение конфликта.
9
.
.
. Модели поведения личности в конфликте.
Игра «Человек в конфликтной ситуации».
Ассоциации мы выработали, знаем, с чем у нас связан тот или иной конфликт. Давайте теперь посмотрим, поведение различных людей в конфликтной ситуации.
Так, сейчас мы делимся на 3 группы. Группа представляет, как этот человек ведет себя в следующей конфликтной ситуации (выбираем одну):
Не дали сдачи в магазине;
Руководитель назначил время для сбора работников на совещание, а сам не явился.
Столкнулся на улице плечом к плечу с другим человеком, выронил из рук определенный предмет. Например, телефон.
Для работы дается 3 минуты.
10
.
.
. В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации:
конструктивную,
деструктивную,
конформистскую.
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Важно отметить, что желательной и необходимой моделью является конструктивная модель. Деструктивная же модель поведения способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению конфликта.
11
.
.
.
. Стратегии поведения в конфликте.
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Делимся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, так, чтобы оба за нее держались, нарисовать рисунок на свободную тему (3-5 минут).
Обсуждение по кругу:
Как родилась тема рисунка?
Кто что рисовал?
Как вам рисовалось?
Какие чувства испытывали?
12
.
.
.
.
.
.
. Стратегии поведения в конфликте.
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Уход (избегание). Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это, по сути дела, взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
- когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
- когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным отношениям.
Уступка (приспособление). Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причину «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В части, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность. При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для решения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
В процессе налаживания конфликтов у педагога возникает необходимость в приспособлении к индивидуальному своеобразию своих обучаемых, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Эффективность данной стратегии обусловлена принятием обучаемого таким, каков он есть, - подвижным и вялым, вспыльчивым и уравновешенным, покладистым и упрямым. Суть приспособления – в многосторонней ориентации педагога в ситуации общения и адаптации к комплексу личностных проявлений обучаемых.
Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностных отношений. Более того, она способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов. Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблем. Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию, особенно когда предмет конфликта исчезает. Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров о принятии каких-то обязательств. Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях.
Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности обучаемого, эта стратегия позволяет педагогу выиграть в главном за счет частных потерь.
Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании межличностных отношений. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Значительным регулирующим и воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенной на совместном с обучаемыми выборе решения, принятие взаимной ответственности.
В сложных случаях затяжных конфликтов педагогу приходится творчески сочетать различные технологии, комбинируя уклонение и компромисс, приспособление и сотрудничество и т.д. Например, приспособление и уклонение позволяет выиграть время, необходимое для принятия взвешенных решений.
Открытое обсуждение конфликта – лучший способ предотвращения его эскалации.
(Джинн Грэхем Скотт)
13 Технологии управления межличностными конфликтами.
Управление педагогическими конфликтами проявляется в предвидении возможных коммуникативных осложнений, своевременном принятии профилактических мер, целенаправленном устранении объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивном их решении.
Не каждая конфликтная ситуация трансформируется в конфликт. Если изменить ситуацию общения до появления инцидента, можно преодолеть конфликт с меньшими психологическими потерями. Способы изменения конфликтной ситуации выступают способами ее разрешения. Конфликт исчезает с ликвидацией породивших его обстоятельств.
Преподавателю бывает важно уловить уже первые признаки наметившейся дисгармонии во взаимоотношениях и увидеть истоки конфликта. Это чрезвычайно ответственный этап, ибо исход наметившегося рассогласования, его трансформация в конфликт зависит от последующих реакций. Они могут обострить или перевести возникшие противоречия на рельсы мирного урегулирования.
Своими действиями и поступками он может снять накал негативных эмоций или, наоборот, усилить остроту переживаний, превратив самое невинное столкновение интересов, желаний в трудноразрешимое противоречие, каким является конфликт.
14
.
.
.
.
.
. Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации.
1-й этап условно называется «Стоп» и направлен на оценку учителем ситуации и осознания собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Подобные ситуации встречаются не так уж и часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?». После этого необходимо перейти ко второму этапу.
2-й этап начинается с вопроса «Почему?», который педагог задает самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступок ребенка. Это очень важный этап, поскольку именно причины определяют средства педагогического воздействия. Чтобы правильно определить мотивы поведения ребенка, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общении я (демонстративный; вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный вид и т.д.)
3-й этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется при помощи вопроса «Что?»: «что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознание вины).
Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо. Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, то вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая достоинства ребенка, способен вызвать в нем положительный отклик.
4-й этап заключается в выборе оптимальных средств достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?». Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется в том, чтобы заставить ребенка поступить надлежащим образом, а в умении создать такие условия, чтобы тот мог сделать выбор. Исходя из этого, педагог предложит несколько вариантов ребенку, не самым привлекательным для него сделает именно оптимальный и тем самым поможет ему сделать правильный выбор.
5-й этап – практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы по разрешению педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько точно он сможет сформулировать педагогическую цель, насколько правильно он сумеет выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотит их в реальном педагогическом процессе.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.
6-й этап – заключительный в алгоритме решения педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перспективы.
15
. Практическое занятие.
Игра «Приветствие»
16
.
. Анализ конфликтных педагогических ситуаций.
Предложить каждой подгруппе проиграть свою конфликтную ситуацию.
Пути разрешения конфликта предлагают другие подгруппы
17
.
. Ответить на вопросы:
Что чувствует педагог? Что хотел бы сделать?
Почему произошла ситуация? (мотивы, причины поступка)
Что педагог хотел бы получить в результате своего воздействия? (воздействие должно быть направлено против поступка ребенка)
Каким образом достичь желаемого результата?
При приходе детей в лицей конфликты могут быть связаны с тем, что ребенок просто ищет свое место в коллективе. Он только приходит в класс, пытается занять определенные позиции, «отвоевав место под солнцем», стать любимчиком для учителя. Это не всегда выходит. Поэтому трудности возникают в сфере взаимоотношений «ученик-ученик» и «ученик-учитель».
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если не его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившийся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).
Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе – стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.
Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
18
.
.
.
.
. Подведение итогов. Завершение.
Конфликтное поведение педагога представляет опасность не только потому, что ведет к обострению взаимоотношений с обучаемым. Образ действий, поступки наставника воспринимаются ими как допустимая модель поведения, заражая агрессивностью и репрессивностью.
Исключающим конфликты является лишь положительное отношение. Именно тогда возникающие межличностные противоречия легче преодолеть, так как и преподаватель, и обучаемые объединяются совместным стремлением к достижению цели. Разногласия лишь обогащают совместный поиск и выбор решения возникающих проблем.
Безусловно, конфликтным является отрицательное отношение. Неприязнь, негативное восприятие личности педагога создают постоянную напряженность в общении. При этом поведенческие реакции обучаемых не отличаются адекватностью. Чтобы преодолеть их враждебные установки и завоевать доверие, уважение, педагогу требуется терпение, настойчивость, постоянная рефлексия.
Развитие конфликта зависит от многих факторов: от личности педагога, его профессионализма, физического, психологического состояния, от отношения к ребенку, от личности ребенка, его эмоционального состояния, степени интеллектуальной недостаточности. Вот несколько советов!
Разрешение конфликтной ситуации – это задача, которую нужно и можно решить.
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению.
Будьте осторожны с детьми.
Чаще произносите добрые слова, щадите чувства детей, умейте «взять себя в руки».
Дети, конечно, не ангелы, с ними бывает трудно ладить и родным, но нам помогают знания, опыт, и, конечно, любовь к детям.
19 Рефлексия.
Тест Томаса.