Урок по литературе на тему Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина (9 класс)


Тема урока: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ VIII главы
Цели:
Выявить композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.
Проследить за внутренними и внешними изменениями в характерах главных героев.
Объяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.
Определить своеобразие финала романа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мини-викторина.
1. Сколько лет длится действие романа "Евгений Онегин"? Подтвердите текстом.("Так ты женат! Не знал я ране!Давно ли? - около двух лет -На ком? - На Лариной, - Татьяне!")Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом признаться.
2. Чей портрет рисует Пушкин:Дика, печальна, молчалива,Как лань лесная, боязлива,Она в семье своей роднойКазалась девочкой чужой... (Татьяна Ларина).
Острижен по последней моде,Как dandy лондонский одет -И наконец увидел свет... (Евгений Онегин)
3. Откуда эти строки?Любви все возрасты покорны;Но юным, девственным сердцамЕе порывы благотворны,Как бури вешние полям. (Глава VIII, часть XXIV)
III. Сообщаются тема и цели урока.
IV. Краткая беседа о композиционном своеобразии VIII главы.
Обратите свое внимание на начало VIII главы. Скажите, о чем вспоминает поэт, что он описывает.Привести примеры из текста 1 или 2 строфы.Привести примеры из текста.
Автор описывает изменения читательской аудитории, жизненных обстоятельств в разные периоды творчества).
По словам Ю. Лотмана VIII глава оказывается не только сюжетным завершением романа, но и органическим итогом и высшим моментом всего творчества.
VIII глава занимает совершенно особое место в композиции романа еще и потому, что в ней зеркально отразился сюжет первых семи глав.
Заметили ли вы эту особенность? Можете ли вы ее прокомментировать?
1-й ученик. История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна.
2-й ученик. Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает. Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет ответа, но "ответа нет".
Учитель. Следует добавить, что герой Пушкина - меняющийся герой. Это в полной мере относится к главному герою романа - Евгению Онегину. Онегин меняется от главы к главе. Основной принцип в изображении меняющегося героя - принцип "противоречия".
Скажите, что было с Онегиным после дуэли с Ленским? (Отвечает подготовленный ученик, очень кратко о путешествии Онегина)
Учитель. Посмотрите, каким предстает перед нами Онегин в заключительной главе романа. Что произошло с ним? В чем причина этих перемен? Как складывается теперь его жизнь?
Отвечает подготовленный ученик. (Класс записывает основные положения)
Итак, Онегин снова в Петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в I главе. Но если в I главе свет благосклонно принял Онегина, то теперь свет считает Онегина чужим; если в I главе Онегин слегка презирает свет, то в VIII главе он его ненавидит.
Как и в I главе Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь была для него "наукой страсти нежной", которой он в совершенстве овладел. Теперь - он сам любит горячо, искренне, страстно. В его жизнь вторгается любовь, затмившая собою все.
(Включить пластинку П.И. Чайковского "Ужель та самая Татьяна")
Пушкин старательно перечисляет все признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну: "он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле". Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Ему открывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к книгам, по-иному воспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая становится предметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоценивает совершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах.
Учитель. А что же по-вашему изменилось в Татьяне? (Появление Татьяны в VIII главе вызывает удивление и читателя и героя. Это уже не "сельская барышня", а "Клеопатра Невы". Вместо девочки "несмелой, влюбленной, бедной и простой" перед Онегиным "равнодушная княгиня". Онегин поражен тем, "как изменилась Татьяна", не увидев, что в душе героиня осталась прежней: простота, естественность, отсутствие вульгарности, внутренняя сила, интенсивная душевная жизнь - все это живо в героине.
"Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне", - утверждает Н. Долинина.Татьяна уже давно разгадала Онегина.(Кто б ни был он, уж верно был не Грандисон")
Но теперь она любит его такого, какой он есть на самом деле. И если раньше она страдала присвоив себе "чужой восторг, чужую грусть", то теперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает не вычитанными из книг страданиями, а своими собственными).
Учитель. Итак, мы видим, что два человека любят друг друга, страдают, причем каждый по-своему, чтобы лучше понять движения их сердец, обратимся к их письмам.
Письмо Татьяны проникнуто "умом и волею живой и сердцем, сердцем пламенным и нежным". Читается на фоне музыки письмо Татьяны (можно сокращенно)
Учитель. А что же Онегин?Онегин страдает. И его любовь к Татьяне изображается как любовь необыкновенная, трагическая. Звучит письмо Онегина (сократить, взять основное).
Учитель. Два письма главных героев. В чем же они сходны между собой?(Проецируется на экран через мультимедийный проектор, учитель зачитывает). Эти письма построены по одинаковому композиционному плану, в отдельных частях совпадают по синтаксическим конструкциям. (Проекция текста на экран).
Татьяна Онегин
Я к вам пишу - чего же боле?Что я могу еще сказать?Теперь я знаю в вашей волеМеня презреньем наказать. Предвижу все, вас оскорбитПечальной тайны объясненье.Какое горькое презреньеВаш гордый взгляд изобразит!
Похожи и концовки писем: каждый из героев вверяет свою судьбу другому, рассчитывая на его благородство. (Проекция текста на экран)
Татьяна Онегин
Кончаю. Страшно перечесть.Стыдом и страхом замираю,Но мне порукой ваша честь,И смело ей себя вверяю. Но так и быть: я сам себеПротивиться не в силах боле,Все решено: я в вашей волеИ предаюсь моей судьбе.
Учитель. По принципу параллелизма построены и две отповеди.(Проекция рисунков на экран, основное из текста можно зачитать к 1 рисунку, затем ко 2 рисунку)

Учитель обращает внимание на рисунки художника, который тоже как бы соблюдает данный принцип.
Учитель. Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит? (Работа над 44-45 строфами VIII главы)Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?
Учитель. Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем установить черты сходства и различия между ними.
V. Практическая работа "Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина"
1 вариант 2 вариант
Общее Различное
Самобытность Татьяны, "неподражательная странность Онегина".
Ее мечтательность, его "мечтам невольная преданность".
Она скучает в обществе, он нелюдим.
Ему "труд упорный был тошен", и "ее изнеженные пальцы не знали игл".
И он, и она любят читать, находят утешения в книгах. Близость Татьяны к "народным основам жизни" и оторванность Онегина от народных корней.
Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.
Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.
Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.
Учитель. Да, из ваших ответов ясно, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их дальнейшую судьбу.А теперь постарайтесь дать ответ на уже прозвучавший вопрос: почему Татьяна ответила отказом на любовь Онегина.(Проекция на экран трех точек зрения)
Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в искренность и силу его чувства, думает, что он добивается любви княгини, а не "бедной Тани". А может быть героиня боится мнения света, она заражена его моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни сил восстать против судьбы. Возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина потому, что в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского долга, сделать несчастным другого человека.
Учитель. Итак, какая точка зрения вам ближе? (Обмен мнениями)
VI. Итог: В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях.
Белинский о Татьяне: "Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины".
Учитель. Роман заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное развитие романа "Евгений Онегин", было для Пушкина сознательным и принципиальным, подчеркивал Ю. Лотман.
Знакомство с рассказом В.Г. Белинского.
"Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? - мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки... Что сталось с Онегиным потом? ... Не знаем, да и начто нам знать, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, и роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать..."
VII. Обобщение
События заключительной главы стали новой эпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина.
Любовь к Татьяне становится для героя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, которая была практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героя серьезного пересмотра отношения с миром.
Финал романа - апофеоз в развитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности ее характера. Нравственным итогом "поединка" Татьяны и Онегина становится победа любви и верности.
В финале романа каждый из героев обретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина, цельность характера Татьяны, указывает на нравственное возвышение героев.
VIII. Домашнее задание.
Начало формы