Мастер-класс на тему Повышение творческой и познавательной активности учащихся посредством активных методов обучения


МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Повышение творческой и познавательной активности учащихся посредством активных методов обучения»
Основная цель: определение педагогических условий и внедрение в практику активных методов обучения, направленных на развитие творческих познавательных способностей ученика.
Задачи МК:
1 способствовать развитию эффективного творческого мышления педагогов;
2 обсудить направления инновационных педагогических технологий и активных методов обучения, направленных на формирование творческой личности;
3 выработать критерии развития креативных способностей учащихся;
4 формировать представления о методах и приёмах работы на примере проведённого проекта с аудиторией.
Тип занятия: «Изучение вопроса» (уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы).
Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое занятие)
1
Ознакомление с темой, целью и задачами мастер-класса 5 мин
2 Реализация темы 5 мин
3 Экспериментальная работа. 10мин
4 Анализ ситуации 7мин
5 Определение основных приемов и методов работы 5 мин
6 Рефлексия 3 мин
Оборудование: презентация
Ход мастер-класса
1.Ознакомление с темой, целью и задачами мастер-класса.
- Дорогие коллеги! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей!
Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
- Как вы думаете, в чём проблема возникшей ситуации? / обсуждение/
2.Реализация темы
У каждого ребёнка есть задатки, дети от природы любознательны и полны желания реализовать себя. Как превратить эти задатки в способности?
На своих уроках всегда помню о пяти условиях успешного развития творческих способностей.
Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало.
Второе важное условие эффективного развития способностей - заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Интенсивная умственная деятельность позволяет в короткий срок несмышленышу превратиться в неутомимого почемучку.
Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и пр.
Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь взрослых - пятое условие успешного развития творческих способностей.
Могу добавить, что нужна умная поддержка взрослых. В чём она проявляется? И в организации творческой деятельности, и в формировании у детей положительного отношения к этой деятельности, и в выборе средств развития творческих способностей, а также в использовании разнообразных способов стимулирования творческой активности детей. Это и создание благоприятной атмосферы (доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления), и поощрение высказывания оригинальных идей, и предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Воспитание творческого человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Поэтому главное для меня - помочь ребёнку найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант; в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок – личность. Важно найти для каждого ребёнка то слово, в котором он сейчас нуждается. А главное, верить в своего ученика, отдавая ему свою любовь, тепло своего сердца, свет своей души. И тогда я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле.
Моё педагогическое кредо: «Успех учителя – в успехе воспитанника». Успех, значит вовремя успеть.
Быть хорошим учителем, уметь создавать ситуацию успеха. Успешный – уверенный, реализованный, нужный.
Работая систематически над внедрением элементов инновационных педагогических технологий и активных методов обучения, нельзя не увидеть результатов работы.
Метод «Ключевые слова» Работа с понятиями.
Задание для участников МК: раскройте сущность понятий: креативность, творчество, творческие способности (их компоненты). Особенности творчества школьников.
Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек, формы и способы его мышления, личностные качества.
Воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые им решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей - важнейшая задача современной школы.
Однако сегодня выявляются противоречия в реальной организации образовательного процесса:
между необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала личности школьника и существующей системой общего образования;
социальным заказом в области развития учащихся и инертностью традиционной системы подготовки как педагогов, так и учеников;
уникальностью личностно-профессионального пути развития педагогов и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых, развивающих творческий потенциал личности школьника технологий;
необходимостью формирования творческого потенциала личности школьника и не разработанностью целостной концепции его развития.
Из этих противоречий возникла и тема методической работы:
«Развитие познавательной и творческой активности учащихся посредством активных методов обучения»
Цель работы: определение педагогических условий и внедрение в практику активных методов обучения, направленных на развитие творческих познавательных способностей ученика.
Задачи:
1.проанализировать и отобрать те современные технологии и методы обучения, которые в максимальной степени развивают познавательных творческие способности учащихся
2.апробировать элементы инновационных педагогических технологий и активных методов обучения, направленных на формирование творческой личности;
3.выработать критерии отслеживания развития креативных способностей учащихся.
4. создать авторскую программу с целью реализации темы.
-Итак, что такое креативность?
- Исследуем это понятие.
3.Экспериментальная площадка
- Итак, вернёмся к притче, какие эмоции вызвала у вас услышанная притча? Так и в жизни существуют положительные, отрицательные стороны, ещё есть своё личностное отношение к ситуации.
- Перед вами три сосуда:
1.Положительный +
2.Отрицательный –
3. Сосуд «Я»
-В каждом сосуде вода. Вода – символ жизни. Так и мы, педагоги, выпускаем в жизнь своих учеников. И перед молодым человеком открывается мир, какой он?
Перед вами набор красок, выбираем цвет краски, который ассоциируется с вашими эмоциями. (+,-) Окрасьте воду в сосудах соответственно вашим представлениям.
1 Розовая трубочка (душа нежная) поможет окрасить сосуд «Я» положительными эмоциями, воспользуемся методом «пипетки»/.
2 Чёрная трубочка (-К сожалению, отрицательные эмоции неизбежны в нашей жизни) Переместим часть «отрицательных эмоций» в сосуд «Я».
- Итак, что же произошло? Сосуд «Я» помутнел.
Так хочется , чтобы ничто не омрачало сказочный мир детства!
3 Зелёная трубочка, иголочка поможет сделать 2-3 отверстия. Подуйте, что же получилось? Какие звуки вы слышите, с чем они ассоциируются? Что напоминают?
Свирель
Шум ветра
4.Следующая трубочка – чёрная : попробуйте сделать прокол в картофеле, что происходит? ( надлом - так и в жизни нас подстерегают сопротивления-неудачи.)
5. Возьмите короткую трубочку, попробуйте снова проколоть картофель. (Итак, если поставить цели, то усердие и целеустремленность приводит к поставленным целям.)
- КРЕАТИВНОСТЬ, ЧАСТО МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ЭТО ПОНЯТИЕ КАК …
Итак, предлагая тот или иной термин учитель в традиционной школе обычно раскрывает его значение. Но важно, чтобы ученик самостоятельно исследуя проблему, проявлял
творчество;
оригинальность;
целеустремлённость;
опыт
Итак, сработал «инсайт».
При раскрытии познавательных и творческих способностей соблюдаем золотое правило: «Смотрим. Слушаем. Трогаем»
•киностетики – важно движение, тактильное восприятие
•визуалы - воспринимают информацию зрительно
•аудиалы - воспринимают информацию на слух
•дигеталы воспринимают информацию с помощью символов, знаков
4. Анализ ситуации.
- Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь»
Как обучать доступно, интересно с наименьшими затратами времени. У детей стандартный подход Дети способны усваивать информацию примерно таким образом:
1 кл. -90 терминов 3 кл.- 110 терминов
2 кл. – 100 терминов 4 кл. – 190 терминов
Итак, качество усвоения информации психологи определяют следующим образом:
МИР /диаграмма/ РОССИЯ /диаграмма/
Д – 5% Д – 25%
В – 20% В – 35%
А – 15% А – 5%
К – 60% К – 35%
- Главным инструментом для учителя является речь, слово, голос. Получается мы воздействуем на мнение «аудиалов» и не можем достичь поставленной цели.
- Как же поменять ситуацию?
- Объедините ассоциации, на ваш взгляд, отражающие из сегодняшнего мастер-класса понятие темы: / выбор/
ЛЕГКО ТРУДНО
ИНТЕРЕСНО НЕИНТЕРЕСНО
Обучение должно быть интересным: «Обучение с увлечением», тогда мы приобретаем эмоциональную окраску личного открытия. Тогда и развивается познавательный интерес.
- На примере сегодняшнего мастер-класса хотелось донести до вас, коллеги, необходимость формирования творческой и познавательной активности, что является начальной ступенькой в развитии интеллектуально-творческой одарённости ребёнка.
Чтобы стать хорошим учителем необходимо постоянно самосовершенствоваться. Учитель должен стать хорошим гарантом, который поможет ученику раскрыть себя: «Человек – возможный, на современном этапе, это значит дать ученику проявить свои возможности, ученик – это творческая личность.
5.Определение основных приемов и методов работы.
На сегодняшний день продолжается разработка технологий развития креативности, разработка содержания и методов обучения с ориентацией на приобретение ребенком достаточного опыта творческой деятельности. При этом в работах различных ученых понятие «креативность» и «творческие способности» часто являются взаимозаменяемыми.
Практическое задание №1 РЕШИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ
Сима (6 лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака. - «Что ты там увидела, смотри под ноги, а то упадешь», - говорит мать дочери. - «Ух ты, как здорово! Вон смотри - это облако совсем как наш пес Тишка: белый, пушистый и хвост колечком». «Ну и фантазерка! Где ты видишь собаку? Это на небе-то собака? Облака это. Выдумываешь ты все! Не отставай, иди быстрее».
ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖИ ОБЛАКА?» Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить личную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Работа по формированию у детей творческих способностей должна представлять систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности.
Существуют игры, способствующие активизации невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи – рисование, конструирование, пластические упражнения.
Работа педагогов в микрогруппах:
- перечислите качества творческой личности;
-сформулируйте правила для развития творчества;
-назовите условия, необходимые для развития креативности (творческости).
- Представляю вам авторскую программу «Эвристика», которая направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Эта программа применяется для проведения уроков по элективному курсу в нашей школе.
6. Рефлексия.
Участникам предлагается высказать своё мнение.
Литература
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Д.Б. Богоявленская // М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.
2. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей учащихся [Текст] // Завуч. – 2002 - №1
3. Голушко О.А. Возможности формирования творческого мышления обучающихся в процессе исследовательской деятельности по направлениям "литература" и "русский язык" /О.А.Голушко //Одаренный ребенок.-2009.-N 1.-С.112-120.
4. Федотова, Т.И. Применение элементов исследовательской работы для развития творческих способностей школьников. [Текст] / Т. И. Федотова // Одаренный ребенок. - 2009. - №. 1. - С. 106-111.