Педагогический совет «Педагогическая поддержка ребенка в современном образовательном учреждении в условиях адаптивной школы»




Педагогическая поддержка ребенка
в современном образовательном учреждении
в условиях адаптивной школы





Выступление на педагогическом совете






заместитель директора
по воспитательной работе
Потеряхина Н.В.



Цель: способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1.проанализировать практику использования приёмов и методов педагогической поддержки в УВП школы (тактика «защиты»);
2. выявить формы и методы педагогической поддержки (тактика «защиты»), наиболее приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия;
3. наметить пути освоения педагогами одной из тактик педагогической поддержки - «защиты».
Актуальность:
Целью образования в современном обществе является создание условий для самоопределения и самореализации личности, но на сегодняшний день эта цель не может быть реализована только в рамках обучения и воспитания. Возникает необходимость включать в образовательный процесс психолого-педагогическую поддержку развития Личности.
Деятельность педагога носит характер вмешательства. Мотивы учителя вполне благородны: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знания. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию. В результате у ребенка возникает
потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации, спрятав
подальше свое «я».
Анализ взаимодействия учащихся нашей школы с учителями позволяет констатировать факт частичного доверия у детей к педагогам и желание обращаться к учителям в трудной жизненной ситуации.
При изучении и анализе планов ВР и отчётов работы классных руководителей выяснилось, что педагоги планируют индивидуальную работу с учащимися, используют специальные формы, приёмы и методы личностно-ориентированного взаимодействия.



А теперь немного теории.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении с жизненным и профессиональным самоопределением.
Таким образом, среди наиболее важных ключевых слов, характеризующих понятие «педагогическая поддержка» ,находятся проблемы ребёнка.
Слово «поддержать» в «Словаре синонимов »имеет несколько значений:
Помочь;
Прийти на выручку;
Пособить.
Выделенные семантические значения понятий «поддержка», «поддержать» задают определённые педагогические смыслы:
Помочь другому обрести уверенность;
Подкрепить то положительное, что есть в личности;
Удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.
Авторы «Психологии человека» Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъективность , то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность /неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой/.
Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие , трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявляться. Увидеть это можно, когда ребёнок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку.
В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором – удержать, чтобы не скатился вниз, не упал.
«Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребёнка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.
Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит - полноценно жить и учиться.
Суть идеологии педагогической поддержки можно выразить тремя словами: «проблема», «защита», «самостоятельность».
«Проблема» - это индивидуальная характеристика , выражающая доминирующее негативное состояние личности в данный момент, которое связано с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.
«Защита» предполагает обеспечение физической, психологической , моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав.
«Самостоятельность» - результат совместной деятельности взрослого и ребёнка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.
Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий,
Согласие ребёнка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда её предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребёнка, а также в ситуациях асоциального поведения.
Приоритете самого ребёнка в решении собственных проблем.
Педагог лишь создаёт для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках её решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки , предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем.
Соблюдение принципа конфедициальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребёнком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идёт «от ребёнка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.
Защита прав и интересов ребёнка на всём пространстве его жизни.
Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребёнка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности «смягчить наказание», имея в виду, что ребёнок более чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий поддержку, -это защитник интересов учащихся.
Все знакомы с понятиями «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», которые предполагают учёт индивидуальных различий учащихся.
Педагогическая поддержка, в отличие от названных подходов, состоит в том, что она ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение её в соответствие с определёнными требованиями (чтобы все освоили одну и ту же программу, чтобы ребёнок несмотря ни на что встроился в коллектив и т.д.). В том случае, когда поддержка становится принципом деятельности всего педагогического коллектива, оказывается возможным совместный поиск в осуществлении этой задачи.
Перед каникулами все педагоги школы получили анкеты. Познакомьтесь с результатами.
( оглашение результатов анкетирования педагогов)
Вашему вниманию предлагаются выступления педагога-психолога и социального педагога оп проблеме.
Выступление педагога-психолога
Выступление социального педагога





Проектная часть
Важную роль в освоении новых подходов, форм, приёмов и методов играет педагогическое проектирование. С помощью этого метода сначала создаётся целостный и детальный образ новшества, а лишь затем начинается работа по освоению. Сегодня на педсовете мы сделаем попытку использовать возможности проектирования для того, чтобы лучше понять и быстрее освоить некоторые технологии педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития.
Работа над проблемами в группах
Выступление от групп.
15