Интерпритация творчества татарских писателей через музыкально-игровые формы

Развитие детского творчества в различных видах музыкальной деятельности.

Толковый словарь русского языка В.И, Даля дает следующее определение понятию «творчество»: творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство.
Способность к творчеству как к процессу, имеющему определенную специфику и приводящему к созданию нового, является одним из главных условий успешного самовыражения и самореализации личности ребенка. Творчество выступает важнейшим показателем развития человека. В области музыкальной деятельности оно является высшим показателем овладения музыкальным искусством.
Обладая ярко выраженным личностным содержанием, музыкальное творчество проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку. Необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие - это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Усилия педагогов, психологов, музыкантов, исследующих особенности детского музыкального творчества в различное время, были сосредоточены на нахождении путей формирования музыкально-творческих способностей детей. Так, Б.Л. Яворский в 20-е годы XX века намечал в процессе формирования музыкального творчества ребенка пять этапов:

Накопление впечатлений;
Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
Импровизации: двигательные, музыкальные, литературно­речевые, иллюстративные (передача в рисунке характера музыкального произведения);
Создание собственных оригинальных композиций (музыкальных, изобразительных, пластических, литературных), являющихся отражением какого-либо художественного (изредка жизненного) впечатления;
Музыкальное творчество - сочинение песен, несложных пьес и т.д.
Успешность творческих проявлений ребенка во многом обусловлена и его психофизиологическими особенностями: быстротой, легкостью и свободой ориентации в новых ситуациях при выполнении творческих заданий; степенью развития координации движений; умением применять имеющийся жизненный и музыкальный опыт в новых условиях; уровнем развития ассоциативно-образного мышления и др.
Детское музыкальное творчество может проявляться в процессе восприятия музыки, а также в различных формах общения ребенка с музыкой: пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Песенное творчество
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроение, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевает ими к старшему возрасту. Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).
Для развития песенного творчества существуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме.
Игровые задания на звукоподражание
Их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе и.т.д.). Так, задания для детей младшего дошкольного возраста могут включать подражание звучанию сигналов больших и маленьких детских игрушек, пению птиц, движению транспорта (в разном темпе и ритме). Педагог может предложить ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слово «баю», или показать, как кукла танцует, сопровождая ее действия спонтанным пением на слог «ля».
Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и различной интонацией
Спеть нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д. и с различной силой звука. Педагог должен создать такую атмосферу игровых ситуаций, которая помогла бы детям в поиске выразительных средств для воплощения различных образов.
Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку
При этом можно использовать такой прием, как чередование речи педагога с пропеванием слова или короткой фразы. Музыкальные вопросы и ответы детей или дублируют интонацию педагога или пропеваются в свободной форме. Например: «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла»; «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица: кот усатый мне приснится» и т.д.
Ответы могут быть придуманы самим ребенком. Например, педагог поет: «Ау, где ты?» Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем участники диалога меняются ролями и придумывают новые вопросы и ответы. Важно обращать внимание ребенка на характер различных интонаций в вопросах и ответах: интонации возгласа, призыва, жалобы, удивления и т.д.
Задание на завершение мелодии, начатой педагогом
Чтобы выполнить это игровое задание, дети должны запомнить текст песенки, попевки с опорой на ее ритмическую основу, затем прослушать часть песни в исполнении педагога и закончить ее, пропевая недостающие звуки. При этом, как правило, ребенка ориентируют на самостоятельное нахождение тоники после пения взрослого, останавливающегося на неустойчивом звуке.
Задания на сочинение мелодий с опорой на заданные
интонацию, мотив или текст
Этот вид вокальной импровизации используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для импровизаций желательно выбирать мелодии с определенным жанром и яркой образной основой. Это дает возможность заострить внимание детей на осмыслении интонационно- образной природы музыки, а также на ее выразительных средствах (мелодии, ритме, динамике, темпе, ладе и т.д.) Песенная импровизация на заданный текст осуществляется после его тщательного освоения. На первом этапе освоения этих заданий могут использоваться детские считалочки, загадки и пословицы, в дальнейшем - фрагменты различных детских песен.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Творческое проявление детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и, если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Последовательность творческих заданий наилучшим образом способствует творческому развитию детей.
На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, муз. Литовко, танцы смелых кавалеристов, муз. Тиличеевой и т.д.).
На втором этапе задания усложняются - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон» русская народная прибаутка, «Сапожник» чешская народная песня, обработка Александрова и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).
На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик» муз. Тиличеевой; «К нам гости пришли» муз Александрова, «У медведя во бору» русская народная мелодия и т.д.).
На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке» муз. Филиппенко, «Жили у бабуси» русская народная песня и т.д.).
Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации, обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях.
Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-этические представления, постоянно обогащаются, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.