ОЦЕНКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РАССКАЗА «ОДИН ГОД В РАЮ»


ОЦЕНКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РАССКАЗА «ОДИН ГОД В РАЮ»

В 2008 году Наталье Ключаревой присуждена премия имени Юрия Казакова за рассказ «Один год в Раю»,опубликованный в журнале «Новый мир» №11 за 2007г.         Одиночество может длиться хоть сто лет, однако в Раю и одного года достаточно. Герой, от лица которого ведется повествование, в состоянии тоски и ощущения бессмысленности собственного существования (от него ушла жена), 9 мая, использует в качестве лекарства старые фильмы о войне. Эти фильмы «не дают обманываться. Не позволяют принимать все то, чем мы обычно заняты, за настоящую жизнь». Они словно бы укоряют героя в том, что он не обрел счастья, не стал жить лучше, чем дед, который, как и иные его сверстники, шел на смерть с надеждой на счастье для внуков. Выпив 2 бутылки водки, брошенный муж отправляется под Смоленск, где в годы Великой Отечественной без вести пропал его дед. Вспоминая его судьбу, герой говорит: «Это и моя история. Точь-в-точь. За вычетом войны», – имея в виду неудачный брак и презрение жены. В результате он пропадает без вести – практически как и его дед.         Случайно он забредает в деревушку под названием Рай. Встретившийся в деревне первый попавшийся мужик «всучил» ему домишко, с висящей на стене картой России. Этот дом герой, неожиданно для себя, покупает за ящик водки и возвращается в Москву. Приключение поначалу казалось ему не более чем недоразумением, дополнительным свидетельством личной несостоятельности, пока не приснился дед, настойчиво зовущий в рай.          «И мне оставалось лишь принять все как свершившийся факт. Ведь втайне я давно думал о чем-то подобном. О бегстве. О другой жизни, где все по-настоящему. Но это казалось чем-то невозможным. И сознательно я бы никогда не решился на такой шаг. А тут все случилось само. Помимо моей воли. От меня требовалось только согласиться и не противиться судьбе», – такой вот фатализм, ощущение «точного попадания в судьбу», но и попытка утоления «жажды настоящего», которой герой мучится в Москве.       
 Судьбы героя и его деда похожи только внешне: дед пошел в разведку и пропал, внук же поехал за сном в наивных поисках земного рая, а нашел лишь одиночество. Попытка обретения счастья, которой мистическим образом поспособствовал дед, сделана. Но светлое будущее, вожделенный рай – лишь Богом забытая в глухомани Смоленской области деревушка.          Безымянный же герой попадает в деревню волей случая и с Раем, в общем-то, ничем не связан: он поехал сюда, положив в дедовский вещмешок свои книги, к которым так и не притронулся.         В умирающей деревне Рай живут баба Мотя с козой, кот, который убежал от хозяев и остался жить один в пустом доме, да на лето приезжают веселые сестры-старушки Тома и Люся, родившиеся здесь, но давно перебравшиеся в город. Рядом – райцентр Грязево, откуда совершает опустошительные набеги отморозок Черенок, терроризирующий округу.         Рассказ Натальи Ключаревой держится во многом на системе отражений, взаимосвязей, знаковых совпадений, символов, в которых читается божественное провиден
·ие, история страны и человеческая судьба. Так, календарь проведенного в Раю года состоит из череды смертей: сначала герой похоронил найденную в лесу простреленную каску, потом кота. В городе преставилась одна из сестер – Люся А в доме героя постепенно истлевает карта: вначале «у России отвалился Дальний Восток», затем пожухлой листвой с дерева осыпалась Камчатка, потом кусок Таймыра, Якутия, юг Сибири и так далее.         Это мир без времени, здесь все движется по кругу, возвращаясь к триумфальной дате 9 мая. В этот день герой бежит в Рай, и ровно через год, на следующий день после этой знаковой даты, его все покидают.         У героя Ключаревой нет имени, нет и настоящей жизни. Прошлое раздавило его. На нем, как на карте в его доме, лежит печать тлена, и то, что он попал в умирающий Рай, есть закономерный виток его судьбы, которой он не в силах противостоять. Попытка изменить ее, вырвавшись из Москвы, бросив работу, не удалась. Не свою судьбу нельзя изменить – ей можно только подчиниться.         Что-то похожее на «жажду настоящего» движет и тремя студентами из Смоленска, случайно забредшими в Рай. От одной из них, студентки Леси, герой узнает, что Грязево имеет давние исторические корни: оно известно чуть ли не с XI века, здесь «родилась княгиня Улита, жена Васильки, которого братья ослепили», невдалеке жил монах Илларион; тут гремели бои Великой Отечественной. Но об этом сейчас мало кто помнит, да и что проку от этой памяти? – ведь между прошлым и будущим разверзлась пропасть. Настоящее – провал, неродимая и неродящая земля, где все увядает; и нет сил, способных изменить этот процесс.         После смерти бабы Моти и бегства в лес ее преданной козы безымянный герой остался один, можно сказать, обрел одиночество в Раю, своей спиной подпирая Родину, вернее, обвалившийся остаток ее карты.         Рай XXI века – место, забытое Богом. Тетя Мотя, последний коренной обитатель этих мест, была атеисткой. Черенок убил священнослужителя. Только немой столяр из Грязева зачем-то ставил деревянные кресты на кладбище, такая вот у него была причуда. Но в конце рассказа вместе с возвращенной, восстановленной молитвой «Отче наш» в Рай возвратился Бог. Главный герой не знал наизусть молитв, долго напрягал память, и молитва сама непроизвольно раскрылась, явилась в угасающий райский мир. И вместе с этой молитвой вернулась надежда.         В финале рассказа чувствуется некоторая недоговоренность, не снимающая общего ощущения безысходности. Нет, Рай не оживет. Однако есть надежда на то, что жизнь человеческая перестанет кружить и вязнуть на одном месте, перейдет в новое русло, линии жизни обретут свободу, преодолеют проклятье предопределенности, тогда и человек начнет светиться внутренней силой.

Заголовок 115