Тренинг Повышение уровня психологической комфортности обучающихся пятых классов


«Повышение уровня психологической
комфортности обучающихся пятых классов»
Занятие 1
«Я - пятиклассник».
Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.
Ребята! Рада приветствовать вас на сегодняшней встрече. У каждого из нас есть определённые ожидания и представления о том, каким будет новый учебный год. Давайте все вместе представим, что нас ждёт в пятом классе? Какие трудности и проблемы могут возникнуть и как лучше с ними справиться.
Сегодня мы проводим пресс-конференцию с вашими предшественниками – ребятами из шестых классов, они хотят поделиться с вами опытом преодоления трудностей, с которыми вы можете столкнуться в пятом классе. Вы можете задать им любые интересующие вас вопросы.
Вопросы для обсуждения:
- Труднее ли стало учиться в пятом классе по сравнению с обучением в начальной школе? Если да, то почему?
- Сколько времени уходит на приготовление уроков?
- Приходится ли отказываться от своих увлечений, хобби из-за увеличенной учебной нагрузки?
- Меняется ли как-то отношение между ребятами в связи с переходом их в пятый класс?
- Какие интересные мероприятия проводятся в среднем звене?
Занятие 2
«Я - пятиклассник».
Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.
Разминка «Танец сидя».
Ребята! Почему-то считается, что танцевать лучше обязательно стоя на двух ногах А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чём-то и более трудно.
Исполните, не поднимаясь со стула, танец
- ламбада;
- брейк;
- вальс.
Игра «Ассоциации».
Ребята! Ответьте первое, что придёт в голову в связи со словом «пятиклассник»».
Записываю все ассоциации на доске или листе ватмана, отмечая при помощи специальных значков, магнитов или цветных мелков наиболее часто встречающиеся, что позволит выявить проблемные зоны и актуальные переживания участников игры.
Участники разбиваются на группы и совместно вырабатывают стратегии поведения, применительно к той, или иной ситуации. Затем каждая группа презентует свои проекты, которые коллективно обсуждаются.
Обратная связь.
Дети! Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!
Занятие 3
«Я и мир».
Цель: Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я-концепции.
Разминка «Приветствие».
Ребята! Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- спина к спине!
- пятка к пятке!
- колено к колену!
Упражнение «Волшебная палочка».
Ребята! Садитесь в круг, право говорить получит тот, у кого в руках волшебная палочка, все остальные внимательно слушают. Каждый, у кого в руках волшебная палочка, расскажет нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе.
Возможные вопросы:
- Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?
- Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?
- Было ли на прошлой неделе то, что ты делал действительно с удовольствием?
Дети! И так, волшебство продолжается. Представьте, что вы в школе, где учился волшебник /»джин»/ и сегодня у нас мы попробуем осуществить желания. Тема урока: «Пожелания!» на удачу, счастье, здоровье, исполнение желаний…
Приведу примеры некоторых подсказок:
- Раз, два, три, четыре, пять, все уроки буду знать!
- Пятак под пятку, ответ в десятку!
- Ясно солнце утром встало, жизнь прекрасная настала!
- Тили-бом, тили-бом, в школе весело живём!
А теперь попробуйте свои силы в составлении позитивных желаний!
Дети оформляют свои желания на бумаге и помещают в общий коллаж.
Обратная связь.
Дети! Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!
Занятие 4
«Я - ученик».
Цель: Совершенствование и развитие навыков социализации.
Разминка «Как поощрить пятиклассника».
Участники тренинга становятся в круг, а ведущий, при помощи любого способа (перекидывание мяча, считалки и т.д.) выбирает водящего, который садится в центр, а все остальные его хвалят.
Варианты:
- ученик успешно закончил четверть;
- ученик – новенький в классе;
- ученик усердно готовился к контрольной, но плохо написал;
- ученик умеет хорошо организовать дежурство в классе;
- ученик - хороший спортсмен;
- ученик очень старается, но не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители;
- ученик быстрее всех съедает обед в школьной столовой;
- ученик хорошо умеет подсказывать.
(Задания даются любым способом, но с учётом личностных особенностей ребёнка).
Упражнение «Если бы директором был я».
(Эта игра даёт ребятам возможность сначала придумать в малых группах шуточные и даже абсурдные правила для школы, чтобы потом предложить одно или два действительно серьёзных правила).
Предлагаю каждому участнику кусочек разрезанной на 5-6 частей открытки или картинки. Участники собирают картинку и таким образом образуют мини-группу.
Дети!В течение 7-10 минут вам нужно выработать примерно десяток правил для школы – таких, над которыми можно посмеяться и которые действительно могли бы помочь школе, классу, или ученику.
По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает правила, которые они выработали. Далее задаю вопросы:
- какое правило самое смешное?
- какое правило самое необычное?
- какое правило самое бесполезное?
- какое правило самое трудновыполнимое?
- какое правило самое важное?
- считаешь ли ты, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?
А теперь из всех предложенных правил давайте выберем основные, которые помогут вам успешно учиться в 5-ом классе.
(Выработанные правила ребятам предлагается оформить и поместить в классный уголок.)
Обратная связь.
Дети! Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!
Занятие 5
«Я + мы».
Цель: Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива.
Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки.
Ребята! Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.
Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.
После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры
Упражнение «Портрет нашего класса».
Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
Ребята! Сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).
По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
Обратная связь.
Ведущий: Ребята, давайте станем в круг, возьмёмся за руки и громко и дружно произнесём наш девиз!
Список литературы
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2001. – 256 с.
Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Формирование психологического пространства в школе. Методическое пособие. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999г. – 89 с.
Прутченков А.С. «Свет мой зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 – 320 с.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., 2003.-208с.
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. ; В 4-х томах. Т.4. – М.: Генезис, 1999. – 160с.: ил.