Конспект урока русского языка «Определение склонения имен существительных и распознавание падежей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 Г. ТОМСКА

Кулеш Валентина Васильевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория


Урок русского языка в 4 классе V вида для детей с ТНР.

Тема: «Определение склонения имен существительных
и распознавание падежей»
Цели:
Отрабатывать умение определять склонение и падеж имен существительных.
Развивать орфографическую зоркость, связную речь.
Обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.


Ход урока:

I.Оргмомент
Приглашаю вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.

II. Повторение пройденного материала
У. – Какое время года сейчас хозяйничает на земле?
Д. – Зима.

У.- Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.


ДОСКА
вьюга, пурга, метель


У. – Дайте общее название словам.
Д. – Явления природы.

У. – Назови лишнее слово по звуко-буквенному анализу.
Д. – Метель – 6 букв > 5 звуков

У. – Расположите слова по степени возрастания силы этих природных явлений.
Д. – Должно быть: метель, пурга, вьюга.

У. – Определите склонение этих существительных.
Д. -
ж.р.

ж.р.


метель
3 скл.
пурга

1 скл.

ж.р.

м.р.


вьюга
1 скл.
буран

2 скл.






У. – Подберите к данным словам синоним существительное 2 склонения.
Д. – буран – м.р., 2 скл.

У. – Допишите в цепочку.
У. – Как определить :
существительные 1 скл.
существительные 2 скл.
существительные 3 скл.
Д. – рассказывают правила.


III. Сообщение
темы урока
У. – Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный мир красок и волшебных звуков зимы.
А поскольку это русский язык – будем совершенствовать умения определять склонения и падежи имен существительных.

У. – И вот первое задание: подберите к слову «метель» однокоренное существительное.
Д. – должно быть «метелица»

У. – Сравните склонения.
Д. – 3 склонение и 1 склонение.

У. – Придумайте еще пары однокоренных слов, относящихся к разным типам склонения.

КАРТИНКА
Д. – должно быть:
лед (2 скл.) – льдинка (1 скл.)
ель (3 скл. ) – елка (1 скл.)
ночь (3 скл.) – ночка (1 скл.)



У. – Запишите одну пару (проверим).


IV. Физминутка
У. –
Представьте, что мы входим в заснеженный лес (шагаем).
Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица (дуем )
Мороз щиплет и румянит щечки, ручки (пощипывание руками).
Пойдем по тропинке , потрогаем тонкие веточки берез.


V. Закрепление изученного материала
На доске карточки со словами.

У. – Что за слова, откуда?
Д. – Словарные слова.

У. – Несколько секунд посмотрели, запомнили все слова, я закрыла – пишем.








У. – Проверяем (слова открыты).
Д. – проверяют написанное

У. – Назовем лишнее, учитывая тему урока
Д. – Кровать.

У. – Докажи.
Д. – Два слова 1 склонения, а кровать – 3 склонения.

У. – К какой группе членов предложения – главных или второстепенных – относится выделенное нами слово?
Д. – второстепенный член, стоит в косвенном падеже.

У. – Составьте предложение, где слово «кровать» - второстепенный член предложения.
Д. – Оля положила куклу на кровать.


У. – Обратимся к отрывку из стихотворения:

Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне старик-мороз
Льдинкой росписи нанес.

У. –Разбейте слова на группы в зависимости от орфограмм.
Запишите по 2 примера.

Д. –
1.
[ 0 ] -
прилетели
-
лет



метели
-
мел



залепили
-
лепит







2.
[ ] -

мороз
-
морозы



нанес
-
нанесли







3.

· -
к
· нам,
на окне



предлоги со словами





У. – Выпишите из стихотворения словосочетания с именами существительными в порядке следования падежей.

- А в каком порядке и с какими вопросами падежи следуют друг за другом?
Д. – И.п. – есть кто? что?
Р.п. - .

У. – Выписываем словосочетания.



Д. –
И.п.





Р.п.





Д.п.





В.п.
залепили
(что?)
щели



нанес
(что?)
росписи


Т.п.
залепили
(чем?)
снегом



нанес
(чем?)
льдинкой


П.п.
нанес
(на чем?)
на окне



У. – Вижу один и тот же вопрос что?. Почему?
Д. – ответы детей

У. – Определи склонение существительных.
Д. –
Метель
3 скл.

Щель
3 скл.

Роспись
3 скл.

Снег
2 скл.

Льдинка
1 скл.

Окно
2 скл.


У. – Как определить склонение существительных в косвенных падежах?
Д. – Надо поставить существительное в И.п., надо определить род.

VI. Физминутка
для глаз

Глазки видят все вокруг –
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Где стакан, а где окно.


VII. Творческая работа
НА ДОСКЕ ТЕКСТ:







У. – Выбери предложение, где есть существительные трех склонений.

Д. – должно быть:
На ветвях (3 скл. П.п.) берез (1 скл. Р.п.) серебрится иней (2 скл. И.п.).

У. Докажи. Разбери по членам предложения, найди склонения.
Д. – Ветвь – 3 скл., береза – 1 кл., иней – 2 скл.

У. – Запиши это предложение.
Придумай и запиши еще 2 предложения о зиме.

Зачитываем.


VIII. Итог
У. – Достигли мы своей цели?
Д. – ответы детей

У. – Как правильно определить склонение и падеж существительных?


IX. Рефлексия
У. – А как вы оцениваете свою работу на уроке?


X. Д\з
Р.т. с.48 упр. 9












АЛЛЕЯ

ПОСУДА

КРОВАТЬ

Очень красив лес зимой! На ветвях берез серебрится иней. С мохнатых ресниц ели летят пушистые снежинки.




15