Доклад«Использование технологии диалоговой взаимопомощи для активизации познавательной деятельности младших школьников».


«Использование технологии диалоговой взаимопомощи для активизации познавательной деятельности младших школьников».
(Слайд 1) Цель современного образования а, следовательно, и задача которую перед собой ставит учитель - всестороннее развитие личности школьника. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. К умению слушать, повторять, подражать приходят новые требования: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
У детей 21 века учитель обязан воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию и уметь разносторонне анализировать её.
(Слайд 2)Быть современным учителем – значит владеть современными педагогическими технологиями, постоянно искать новые пути более полного разрешения проблем обучения, осваивать новые методы обучения, по-новому взглянуть на само построение урока и форму его проведения.
В условиях введения ФГОС учитель получил возможность выбирать наиболее приемлемые для себя и своих учеников технологии обучения. В основе ООП НОО лежит принцип личностно-ориентированного обучения, организация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности самих обучающихся, которая связана с постановкой гипотез, обсуждением спорных проблем, поиском доказательств.  Следовательно, учитель обязан построить изучение учебного материала на уроках таким образом, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно. 
(Слайд 3)Решению этих задач в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология диалоговой взаимопомощи, предложенная доктором педагогических наук, профессором Санкт-Петербургского Российского Государственного Педагогического Университета им. Герцена Суртаевой Надеждой Николаевной.
(Слайд 4.5.6.7.8)Впервые в своей работе я апробировала данную технологию на уроке русского языка в 4 классе. На уроке обобщения по теме «Имя существительное». Повторить и систематизировать изученный материал моим ученикам помогла технология диалоговой взаимопомощи. Мною были составлены дидактические карточки восьми видов, посвященные основным категориям имени существительного, изученным ранее на уроках (определение имени существительного, морфологические признаки, склонение, изменение существительных по падежам, падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения). 
Суть данной технологии заключалась в том, что ученик сначала прорабатывал материал по одной из восьми карточек (только на одну тему), затем дети работали в парах, рассказывая друг другу содержание своей карточки, и менялись, переходя по кругу таким образом, что каждый учащийся проговаривал свою тему остальным семи ученикам на своем ряду (при этом один ученик, сидящий на первой парте, всегда оставался на месте, никуда не пересаживаясь).
В процессе работы дети кратко записывали сведения о категориях имени существительного, рассказанные им одноклассниками, в опорные карты, таким образом, к концу работы в парах у каждого ребенка была полностью заполненная карта по теме «Имя существительное». Опираясь на эти данные, по возвращении на свои места, обучающиеся задавали друг другу вопросы по материалу любых карточек, проверяя, насколько хорошо прошла работа по взаимному обмену информацией. Последующая диагностика выявила, что знания по теме «Имя существительное» были усвоены достаточно прочно. 85 % учеников выполнили данную работу на среднем и высоком уровне.
(Слайд 9.10.11.12)Адаптировать данную технологию оказалось возможным даже и к ученикам 1 класса на уроке окружающего мира. Понимая, что уровень техники чтения и письма у таких маленьких учеников развит еще недостаточно, дидактические карточки по теме урока «Правила поведения на дорогах» я составила, используя наглядный материал и минимум текста. Таким образом, каждая из карточек содержала картинку и, поясняющее её, краткое правило безопасности. Рассмотрев картинку и прочитав правило, дети также работали в парах, пересаживаясь по схеме, предложенной данной технологией. Для того чтобы дети не путались при перемещении по классу, я заранее включала задания на такое движение в динамические паузы на других уроках. Поскольку при смене пар один учащийся, сидящий на первой парте, всегда оставался на своем месте, то мы играли в игру «Камушек и ручеек», когда перемещающиеся дети образовывали «ручеек», а сидящий ученик – «камушек». Таким образом, к моменту включения в урок технологии диалоговой взаимопомощи, дети уже не испытывали проблем с движением по классу в процессе обмена информацией, а были сосредоточены на содержании работы.
(Слайд 13)Данная технология вызвала у ребят неподдельный интерес, все дети были включены в активную работу, в процессе деятельности развивалась монологическая и диалогическая речь учеников, коммуникация. В конце парной работы, вернувшись на свои места, ребята задавали друг другу вопросы по тем правилам, с которыми познакомились на уроке. А обобщить знания по теме мы смогли с помощью презентации, на слайдах которой ребята вновь увидели знакомые картинки, и уже сами смогли рассказать, как вести себя в той или иной ситуации.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования. Но, как правило, урок, проведенный с применением современных педагогических технологий, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить обучающихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!