ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»


Соколова Н.А.
ГКОУ СО «Полевская СКОШИ», г.Полевской
Основные направления в работе образовательного учреждения с детьми «группы риска»
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов. Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий, подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Проблема работы педагогов с детьми с ОВЗ, относящихся к группе риска, одна из самых важных и актуальных. К исследованию данной проблемы обращались и обращаются многие теоретики и практики, но, несмотря на это, все работы в данном направлении продолжают носить разрозненный и фрагментарный характер.
Если обобщить результаты ряда исследований (Н.М. Байков, Л.В. Каширина, В.В. Ковалёв, А.Б. Фомина, Л.В. Ясман и др.), то можно сделать вывод о том, что безнадзорность и правонарушение являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методов воспитания, последствия пребывания детей на улице, социально-психологические характеристики детей группы риска и их ближайшего окружения.
Вместе с этим следует отметить, что на сегодняшний день образовательное учреждение остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования.
В нашем образовательном учреждении работа с детьми «группы риска» строится по следующим направлениям:
1. Организация внеурочной деятельности школьников. Прежде всего – это группы продлённого дня для всех обучающихся «группы риска». Посещение кружков, спортивных секций, факультативов на базе образовательного учреждения является неотъемлемой частью работы в этом направлении. В школе представлены такие факультативы как: «Домоводство», «Вязание», «Адаптивный спорт», кружок «Художественное конструирование», спортивная секция «Мини-футбол». Кроме того, обучающиеся «группы риска» в рамках сетевого взаимодействия посещают учреждения дополнительного образования. Ведётся работа по организации каникулярного отдыха воспитанников. Для обучающихся старших классов организуется летняя трудовая практика на базе школы. Также, совместно с Центром занятости происходит трудоустройство данной категории обучающихся на время каникул. Не первый год обучающиеся школы принимают участие в спортивных соревнованиях по программе Специальной Олимпиады для детей с ОВЗ. Всё это, в совокупности, позволяет обучающимся выбрать занятие по интересам, организовать свой досуг, максимально занять свободное время.2. Реализация социокультурных проектов. Большинство обучающихся «группы риска» привлечены к волонтёрской деятельности. Ребята активно участвуют в мероприятиях по программе «Старшее поколение», оказывают помощь пожилым людям, поздравляют с календарными праздниками. Кроме того, дети вместе со своими воспитателями участвуют в сезонной уборке памятников, городского пруда. Одна из групп воспитанников является призёром муниципального этапа конкурса «Волонтёр года». Также, обучающиеся участвуют в социально-значимых городских акциях «Я – за здоровый образ жизни», «День памяти жертв ДТП» и многие другие.
3. Работа с семьёй.  Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, условиях проживания ребёнка - обязательная часть работы каждого педагога. Посещения на дому, индивидуальные беседы с родителями, лектории, классные собрания – традиционные формы работы с семьёй. Помимо этого, в образовательном учреждении создан клуб для родителей «Очаг доверия». Само название которого, опровергает назидательность и авторитарность педагога при работе с семьёй. С помощью администрации, специалистов школы (социального педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога и др.) родители пытаются разобраться во многих проблемах семьи и ребёнка. Кроме того, в школе постоянно функционирует творческая семейная выставка, где представлены совместные работы школьников и из родителей по темам: «Береги своё здоровье», «Моя семья», «Очумелые ручки».
4. Профилактическая работа. Большое внимание в школе уделяется профилактической работе. Частыми гостями школы являются врачи городской больницы, инспектора ПДН, школьный участковый, юрист Центра социальной помощи семьи и детству, представители органов опеки и попечительства. Все они оказывают неоценимую помощь детям и родителям «группы риска», координируют работу образовательного учреждения в данном направлении.
Основные направления деятельности и использование перечисленных форм работы в образовательном учреждении значительно снижают факторы риска, приводящие к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками, хотя и не позволяют исключить их полностью.